Поездка конного клуба в Венгрию.

12-12-2013

С 28 ноября по 4 декабря 2013 года группа воспитанников Православного конного клуба Готфы при Никитском храме деревни Бывалино Павлово-Посадского благочиния в составе 16 человек совершила туристическую поездку в Венгрию и Австрию. Для поездки были отобраны самые активные и трудолюбивые «готфы», те, кто ежедневно занимается с лошадьми, тренирует их и сам тренируется, участвует в соревнованиях, получает разряды и занимает призовые места на конкурах и соревнованиях. Эти дети проявили себя как не только фанаты конного спорта, но и активные участники жизни прихода, прилежные ученики воскресной школы, энтузиасты любых мероприятий, задуманных и осуществленных на приходе святого великомученика Никиты. В организации поездки приняли участие и благотворители храма, и прихожане и православные венгры – давние прихожане нашего храма – семейство Маклари – Иштван(Стефан) и Надежда. Также нельзя не сказать о серьезной помощи со стороны Венгерского посольства в Москве и турфирмы «Тысяча дорог».
Цели поездки были весьма разноплановы. В первую очередь – обмен опытом и изучение развития конного спорта в этих исконно коневодческих странах. Вторая составляющая нашего интереса – жизнь русских православных людей за пределами Святой Руси. И, конечно, знакомство с австро-венгерскими традициями Рождества Христова.
Насыщенная и чрезвычайно информативная поездка ответила на многие вопросы и … еще больше их задала. Стало ясно, что для глубокого изучения всех направлений наших интересов не хватит и месяца, и двух. Но что-то самое яркое, главное мы все же увидели и сравнили. А что-то и вывезли в копилке нашего опыта в Россию.
В день прилета, совершив ознакомительную экскурсию по Будапешту, мы оценили красоту этого молодого города, его имперскую архитектуру, а самое главное – любовь венгров к своей истории, любовь действенную, выражающуюся в чистоте улиц, озеленении, сохранении всех мало-мальски значимых раритетов и реликвий, в обилии памятников. Побывали на Площади Героев, где в центре на почти сорокаметровой высоте взметнулся в небо архистратиг Божий Гавриил на земном шаре с короной короля Иштвана и с большим золотым Апостольским Крестом в руках. (По легенде именно архангел Гавриил обратил венгров в христианство). Площадь Героев была оформлена в 1896 году к празднованию 1000-летия покорения земель племенами мадьяр. Главная доминанта площади – памятник Тысячелетию. У его ног расположилась грозная семерка королей основателей Венгрии во главе с князем Арпадом. Кстати, пришли венгры на эти прекрасные места из южных предгорий Урала, из Башкирии, и севера казахстанских степей. Опоясывает площадь скульптурная галерея героев истории государства и среди них – первые скульптуры - святые. Открывает ряд святой Стефан – Иштван Креститель венгерского народа в 1000 году. Его имя, наряду с именами Ласло и Атиллы – самые популярные на этих берегах Дуная.
Видели бани построенные меценатом Иштваном Сеченем под открытым небом на термальных источниках Пешта (составляющей части столицы).Целебная вода этих источников была знакома еще древним римлянам, которые построили здесь столицу своей провинции Паннонии – Аквинкум.
Впечатлило всех путешественников и здание венгерского Парламента, которое построил победитель конкурса архитектор Имре Штейндл.
Поднявшись на Рыбацкий бастион, дети долго фотографировали открывшиеся с высоты чудесные виды столицы государства имеющего почти 1100-летнюю историю.
Одно из самых замечательных мест Будапешта – замок Вайдахуняд, построенный в виде копии многих венгерских и румынских к тысячелетию страны. Глаз нельзя оторвать от этих башенок и стен, стрельчатых окон и переходов. Кажется, что еще секунда и на башни взойдут древние рыцари, заиграют трубы, приветствующие возвращение своего хозяина, и на площадях замка зашумит веселая ярмарка.
Поразил громадный портрет Александра Исаевича Солженицына на одном из зданий на проспекте Андраши. Как оказалось – это здание бывшего гестапо, а затем комитета госбезопасности Венгерской Народной Республики. И кровь, и слезы там лились рекой и в годы войны, и после. И называется в народе созданный там в наше время музей – домом скорби и плача.
В Будапеште 96 католических церквей, 46 – протестантских, 32 синагоги и два православных храма. Нет ни одной мечети. Да и в самой Венгрии мечетей почти нет, только те, которые уцелели после окончания турецкого владычества. Турецкое иго оставило настолько жестокий след в истории страны, что ни у кого нет желания построить или восстановить что-нибудь из прошлого.
Второй день был австрийским. Прямая, как стрела, трасса привела нас в Вену. Комплекс дворцов Хофбург, проспекты Империи, памятники императрицам и полководцам, музеи и дворцы, дворцы, дворцы. Венская Опера. Бельведер – «прекрасный вид» - дворец Евгения Савойского. Искусство модерна. Все это надо не день, и даже не месяц изучать основательно. А тут – всего день. Но, такова судьба туриста – буквально – «галопом по Европам».
Все для себя открыли нового героя – принца Евгения. Этот француз, будучи совсем еще мальчишкой, прискакал к стенам Вены, когда узнал о готовящемся нападении османов на эту прекрасную европейскую столицу, и посвятил всю свою жизнь ее защите. И стал солдатом, офицером, а затем и маршалом. Получил признание австрийцев и Габсбургского императорского двора, стал одним из самых знаменитых вельмож своего времени и не менее знаменитым меценатом. Его картинная галерея осталась на века в Вене. Его подвиги по сию пору звучат в истории Австро-Венгерской империи и в ее учебниках. И даже его невысокий рост и не самая привлекательная внешность никак не преуменьшают его славы и увлечения им.
Видели мы и тот балкон дворца Хофбург, с которого во время аншлюса Австрии (быстрого захвата) выступал перед многотысячными толпами восторженных венцев и венок их кумир – рейхсканцлер и фюрер нацистской партии Адольф Гитлер. Вспомнились нам и кадры фашистской хроники, в которых этот момент ликования толпы хорошо показан. Раскаиваются в тогдашнем ослеплении венцы по сию пору.
Мы все крепко усвоили историю про императрицу «Сисси» - супругу императора Франца-Иосифа Габсбурга, про императрицу Марию-Терезию – мать шестнадцати детей, являвшуюся свекровью или тещей всем почти европейским монархам.
И сбылась мечта каждого современного конника – мы попали в Высшую венскую школу испанской верховой езды. Согласования, билеты, экскурсовод, переводчик – все это было подготовлено еще месяц назад. И вот – мы входим в тяжелые врата Школы. Нас приглашают вглубь низкого сводчатого прохода, и мы попадаем в громадный конный манеж, украшенный дворцовыми люстрами, резьбой и лепниной, бархатными балдахинами и ложами знати.
Более часа длится рассказ об истории этого места, о породе «липицианских» лошадей, о содержании и правах лошадей, о том, как готовят наездников и какие традиции бытуют в этой школе.
Нам все интересно, мы все понимаем – сами не первый год занимаемся содержанием лошадей и конным спортом.
К удивлению и даже некоей гордости, наши воспитанники определяют у одного «липцианца» вредную привычку. Это когда лошадь, обхватив зубами край раковины или подводы, или другого предмета, вытягивает шею, получая тем самым сомнительное удовольствие, но одновременно запуская лишний воздух в пищевод и желудок. Потом это плохо кончается и ведет к воспалительным заболеваниям желудочно-кишечного тракта животного.
От посещения подземного венского ресторана «Розенберг» тоже у детей осталось множество впечатлений. Они и сами выбирали себе блюда, и сами консультировались с поварами, среди которых много словаков и они очень хорошо нас понимали. Да и мы с удивлением узнавали многие родственные нашему русскому языку слова из их наречия. Например – «малечко» - это значит – «денег маловато».
Добрую половину третьего дня мы провели в знаменитом двухэтажном конном будапештском магазине. Что тут предлагается людям, занимающимся и конным спортом и коневодством! Венгрия – конная страна и этим все сказано. Наши дети рассыпались по отделам и меряли, выбирали, приценивались, меняли, консультировались, упаковывались, расстраивались и были счастливы так, как может только быть счастлив ребенок. Костюмы – от индейца до гусара или венгерского гонведа, от ковбоя – до кучера с дилижанса, сбруя и сувениры, лекарства и обувь, седла и попоны, бриджи и стеки, куртки и фонари. Про седла, кстати, надо сказать отдельно – там их представлено столько, что во сне не приснится – для джигитовки и вольтижировки, для конкура и выездки.
А после обеда с горячим детским глинтвейном вся группа направилась в собор святого Иштвана – главный католический собор Будапешта. Описать необычность этого храма невозможно – надо видеть. Отличается он очень от своих собратьев в других странах Европы тем, что внутри расписан и иззолочен, украшен теплым мрамором и резьбой и оставляет светлое впечатление и радостное настроение, вопреки всем остальным соборам – в Кракове, Праге и т.д.
Но тут мы были не самыми терпеливыми слушателями нашего замечательного экскурсовода Елены Ординой. Мы спешили, спешили и спешили. Нас ждала россыпь огней и звуки рождественской ярмарки перед собором. Вот куда стремится душа каждого ребенка в Европе в эти дни. И мы тоже туда хотели попасть. И попали.
В деревянных шале продается все, что только душе угодно (но в первую очередь – что угодно телу). Шоколад и конфеты, марципаны и глинтвейны, вина и сухофрукты, меховые головные уборы и тапочки, оружие и клинки, куклы и статуэтки, игрушки на елку и гирлянды, книжки и диски, адвент - календари (с кармашками на каждый день, предшествующий Рождеству), маски, посуда, национальные костюмы, домашние колбасы и мясо собственного производства, самодельное мыло и настойки, свистелки и резные украшения… Все, дальше не буду перечислять виденное нами. Это все дела рук народных умельцев, их история и ремесла свободных людей, которых никто насильно не переселял, не сгонял в Гулаги и на Колыму, не расказачивал, не грабил продразверсткой, не перегонял толпами многотысячными в угоду партии «родной». Колхозы если и были в Венгрии, то, конечно не те, которые воспел наш Шолохов. И власть «соловецкая» в Хунгарии длилась не более трех послевоенных десятилетий, да и была она достаточно беззуба и по-европейски лояльна. Справедливость требует сказать, что даже такой мягкий вариант не устроил вольнолюбивых венгров, и они восстали, да так, что пришлось давить их советскими танками, что не принесло нежных красок портрету Советского Союза на европейском и мировом пространстве.
И люди всюду трудились, сохраняя отцовскую науку и ремесло, сохраняя свою веру и Церковь, сохраняя предания и обычаи. Поэтому и ярмарки там так прекрасны и исполнены собственноручного, а не китайского. Хотя, конечно, нет-нет, - да и проглянет изделие их Шанхая, нет – нет, да и встретишь игрушку в миллионном масштабе отлитую на берегах Хуанхэ мастером с характерным разрезом глаз.
Кругом царят ароматы жаренных колбас, глинтвейна, меда и кожи. Люди радостны и веселы, дети веселятся на коньках на катке с искусственным льдом в центре площади. Кстати, дети там в центре внимания. Им забота взрослых в первую очередь, им дорога, им снисхождение – как бы они не разошлись в своем детском буйстве. А с другой стороны – детей немного. Немного – и все. Пенсионеры, старики и старушки, инвалиды. Стареет и дряхлеет Европа. А на смену ей идет Восток. И его мы во множестве видели в Вене. Но нет его в Будапеште. Страна небогатая, и своя безработица – 1800000 человек. Тут уж никакие узбеки с таджиками не желают просачиваться и устраиваться на работу. А в Вене – там все для иммигрантов сделано. Одно лишь пособие 600 евро в месяц. А есть еще и остальные доплаты. Поэтому Вена полна всех цветов радуги. И Африка, и Индонезия, и Пакистан.
Но хватит об этом. Мы выбираем сувениры, мы впитываем дух праздника, мы решаем – надо и у себя на Руси так праздновать Рождество! Так, а не двухнедельными попойками. Так, вместе с детьми, на улице, на ярмарке, на площади. И не под аккомпанемент мата и брани, под угрозы и мордобой, а с любовью к ближнему и с ощущением бесконечности счастья, данного нам в Рождество Христово Самим Богомладенцем!
Воскресный день мы с утра выезжаем в город Сентендре. Можно прочесть название и иначе – Сент-Андре. Переведем и получим – «город святого Андрея» . Анклав сербов на территории Венгрии. Когда-то, гонимые турецкими янычарами-головорезами , сербы во главе со своим архиепископом в количестве 40 000 человек – воины, женщины, старики и дети двинулись на север. И нашли приют у венгров. Хозяева дали им землю – и возник град святого Андрея. Он стоит и сейчас, сохраняя свою древнюю инфраструктуру и архитектуру, узкие мощеные улочки и четыре православные сербские церкви. А главная улица – это улица круглогодичных магазинчиков, ярмарок и музеев (которых больше 80). И мы путешествуем, плавно перемещаясь от музея к музею, от магазинчика к магазинчику. Сколько же красивого и удивительного собрано в одном месте! Видим в национальных костюмах местных жителей влияние Востока и Запада, видим почти русские женские сарафаны и расшнурованные «венгерки», кокошники почти славянские и шляпы практически испанские. Музей Рождества снаружи не очень приметен, но внутри похож на пещеру Алладина. Там можно пропасть под воздействием самых прекрасных елочных фантазий и воспоминаний. Дети, которые с родителями попадают туда, наверное, на всю жизнь в своей памяти, в сердце и в душе запечатлевают искрящийся образ Великого праздника. Чего только нет в стенах этого сказочного дворца – Щелкунчики и Санта-Клаусы, Снегурочки и Мышиные Короли, наши Деды и Жар-Птицы. Игрушки 18 и 19 века и наших дней. Все это сверкает, порой движется. Звучит музыка. Переливаются всеми цветами радуги всевозможные украшения. Каждый зашедший сюда теряет отчет времени, как и мы. И выходим с одной мыслью – «вот бы всех детей наших сюда привезти!» Нереально! Но сказочно!
Не успели освободиться от чар Музея Рождества, как снова впали в сказочный мир Музея Марципана. Для нас это нетрадиционное искусство. Марципан делают на основе миндального ореха произрастающего только на территории Венгрии. В других местах марципан не тот, второсортный. Но его не только делают, из него мастера кондитеры вытворяют такое, что только диву даешься. Например – Леди Диана или Майкл Джексон в натуральную величину, Микки Маус или карета Золушки, букет роз или тончайшие кружева. Все это пахнет сказочно, выглядит также, упаковано еще лучше, и можно купить, попробовать-продегустировать. Почти час мы не можем расстаться с вкусным музеем и пытаемся выбрать подарки в детский корпус «Никита».
Двигаясь по главной улочке Сентендре поднимаемся в ее центр-вершину, где на крошечной площади стоит несколько артефактов, о которых необходимо сказать. Первый – Высокий поклонный Крест, установленный здесь в память о некогда бывшей чуме и погибших от нее согражданах (так называемый «чумной»). Вертеп со сценкой Рождества, возле которого всегда вьются детишки, которые трогают фигурки, фотографируются возле них, бегают и радуются жизни, празднику, родителям и их любви. Старинная водовзводная колонка, которая работает и в наши дни и каждый может качнув рукоять, вызвать поток свежей и чистой воды, как и триста лет назад. И, конечно, елка. Но она необычна своим украшением. Это старые си-ди-диски, которые висят на ее ветвях вместо игрушек. Ветерок качает их и они переливаются всеми цветами радуги, создавая необычное впечатление – новогоднее.
Потом мы пробовали национальное блюдо венгров – «халасле». Это уха из нескольких сортов рыбы , приготовленная на паприке, густая, жирная и обжигающая из-за обилия перца. Она подается в специальных котелках, которые подогреваются снизу свечами и тот, кто первый раз ее пробует, – иногда не понимает – что он положил ложкой в рот – огонь от свечи или суп из котелка. Но паприка – это в Хунгарии национальное достояние и ее тут везде добавляют (даже в халасле), любят, продают, дарят и на ней настаивают местную самогонку –«палинку» (чувствуете название – опаляющее).
Зашли мы в сербский храм. Старинный, немного необычный из-за обилия стасидий (высоких кресел-сидений из дерева), с крупной и вызолоченной резьбой. Подсвечников в храме нет. Только притворе два – заздравный и заупокойный. Удобно, однако – росписи в храме не коптятся и не надо каждый год внутреннее убранство размывать, золотить, дописывать или перекрашивать. И подсвечников не миллион, а всего два. Удобно. Но это их традиция, а наше благочестие посильнее будет.
Записочки и все остальное – такое же, братское, родное. Мы, помолясь, оставив настоятелю русские подарки, трогаемся в дальнейший путь.
Понедельник следующей недели оправдал свое название – тяжелого. С утра мы уже в горах в часе езды от столицы. Там нас радушно встречает частный конный клуб. Встречают по-венгерски традиционным, не хлеб-солью, а бутербродами со смальцем, посыпанным красным луком, круто посоленным и поперченным, да еще горячим сбитнем-глинтвейном. Дети профессионально чистят и готовят к выездке лошадей, любезно предоставленных нам хозяевами. Венгры ревниво посматривают в их сторону – оказывается маленькие русские обходятся с кониками не хуже их. Гид вообще в шоке – «Как так? Такие маленькие, а уже так лихо седлают коня?!» Нам остается только довольно покрякивать – «Знай наших!»
И вот кавалькада, ведомая нашим тренером Анной Злобиной трогается в путь. По горам и серпантинам, по окрестным красотам, под ярким утренним солнышком по белым , прихваченным инеем полям. Мы, те кто на коня не влазит, остаемся с местными и болтаем о том, о сем. Узнаем местные истории про охотников, собак, лошадей, тяжелую жизнь и красоту конного спорта.
Во второй половине дня мы уже в Уреме – месте , где находится храм-усыпальня дочери императора Павла Первого – Александры, выданной сюда в династическом браке и умершей в возрасте 18 лет от «родильной горячки» - сепсиса – по-нашему. Встречает нас наш русский священник – отец Димитрий. Как же душевно и приятно увидеть на чужбине собрата во Христе, да еще такого чудесного человека. Он нам с любовью рассказывает историю Ее Высочества, историю усыпальницы, говорит о современном состоянии этого исторического места. Мы спускаемся в крипту (место подземного захоронения), поем «Вечную память», молимся о душе умершей на чужбине нашей соплеменницы. И расстаемся потом с храмом и со священником, как с чем-то родным и близким, и щемящее чувство охватывает нас, когда мы напоследок машем отцу Димитрию из автобуса. В сердцах наших и наших воспитанников навсегда останется трагическая история жизни русской принцессы.
Но день путешественников на этом не закончился. В 20.00 нас ждал кораблик «Сентласло», который прокатил всех по зимнему Дунаю. Ярко подсвеченные мосты Маргит, Сеченя, Эржебет (Елизаветы), Парламент, Рыбачий бастион, гора Геллерт, набережные и храмы Буды и Пешта явились красочной иллюстрацией к европейским сказкам и легендам.
Последний день - день прощания с Венгрией. Где его провести? Решили – в Сентендре. И снова мы в музеях и маленьких уютных лавочках, ближе знакомимся с творчеством местных художников, с музеем православного искусства, немного не по себе в галерее современной живописи (уж так страшно и неказисто малюют свои картины наследники Шагала 21-го века), долго общаемся в оружейной мастерской, где наследственный мастер по изготовлению булатных ножей объясняет нам некоторые хитрости своего дела. Прощальный глоток глинтвейна, и мы покидаем городок и его трудолюбивых жителей.
Вечер упаковки. Матушка Капитолина следит, чтобы все правильно уложили вещи в чемоданы, меняет последние форинты, хлопочет о детях, как и все дни хлопотала. И получает за это искушение – в аэропорту «Ферхедь» у не из ручной клади выбрасывают щипцы для конских копыт, которые она с такой радостью купила в Будапеште, у нас в России таких не делают. Обидно, понимаешь! Но мы все же улетаем в Москву сквозь венгерский туман, обиду от их таможни и бодрящее сообщение о ходе расследования авиакатастрофы в Казани.
Здравствуй, матушка Москва! Мы на Родине! Слава Богу!

Венгрия.

Венгрия.Венгрия.Венгрия.Венгрия.Венгрия.

Венгрия.

Венгрия.

Еще фото: http://vk.com/album-26034354_183668153