Иерей Михаил Ромадов: Зачем нам знать Новый Завет?

19-03-2016
БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ

Дорогие друзья, наша сегодняшняя тема – «Зачем нам знать Новый Завет?».

– Это для христианина риторический вопрос. Представитель любой религии стремится знать, что сказал Бог, в Которого он верит; в греческом языке слово «завет» означает не договор, а, скорее, завещание Бога человеку.

Что завещал нам Господь через Иисуса Христа – вопрос очень серьезный, и если мы не будем читать Новый Завет, как тогда это поймем? Все богословское, святоотеческое и литургическое богатство нашей Церкви имеет новозаветные корни.

Евангелие читается за каждой Литургией, но ведь, помимо него, в Новый Завет входят апостольские Деяния, послания апостолов, Откровение Иоанна Богослова, и они остаются как бы в тени. На богослужении, например, многие христиане не понимают, что читается во время Апостола.

– Действительно, Откровение, например, вообще никогда не читается за богослужением. Что касается посланий апостолов, то они звучат в храме, но при этом очень мало прихожан понимают, что они услышали. Конечно, это проблема, поскольку больше половины Нового Завета – это Послания апостола Павла. Получается, что большая часть Нового Завета непонятна православным. Да еще не все хорошо понимают церковнославянский язык.

Даже идет дискуссия о том, надо ли читать их текст параллельно и на русском языке. В любом случае, если текст читается на церковнославянском языке, то хорошо прочитать его еще раз дома в русском Синодальном переводе с комментарием. Если есть возможность, то очень хорошо самостоятельно более глубоко изучать Священное Писание, используя греческий подстрочник. Такие книги можно приобрести в магазинах «Слово» и «Глагол». Это очень полезная книга даже для неспециалистов.

Можно найти эти тексты в интернете, причем с подробным пословным разбором.

– Главное – понять текст как можно глубже.

Можно послушать лекции нашего известного библеиста архимандрита Ианнуария (Ивлиева). Лекции его доступны: сайт в интернете, выступления на радио, страница ВКонтакте. Мое глубокое убеждение, что отец Ианнуарий – лучший библеист на данном этапе, а, может быть, и на всем протяжении существования библеистики (как наука она родилась сравнительно недавно).

Как Вы считаете, можно ли понять Евангелие без чтения апостольских посланий?

– Думаю, что не всегда и не во всей полноте. Если мы знакомы с библеистикой, то знаем, что основные Послания апостола Павла были написаны раньше книг самого Евангелия. Именно из посланий мы можем узнать, как жила Церковь в самые ранние периоды своего существования.

Евангелие – это сама благая весть, слова Самого Господа нашего Иисуса Христа, а послания – глубокое осмысление этой благой вести. Например, Послание к Галатам, по выражению одного из современных богословов, это благовестие христианской свободы: зачем приходил Иисус, что Он нам хотел сказать. Таким образом, без понимания хотя бы этих двух посланий разобраться, в чем духовная «революционность» христианской вести, практически невозможно. Поэтому не пользоваться таким материалом – странно и ущербно для христианина.

В Синодальном издании Библии обычно нет ни преди-словий к отдельным Книгам, ни комментариев, поэтому скажите, пожалуйста, что такое послания?

– Послания апостолов для своего времени сравнимы с тем, что в настоящем времени представляют послания нашего Патриарха, например, на Пасху, когда Предстоятель Церкви обращается к вверенной ему пастве со словами поздравления или назидания.

Некоторые современные ученые переводят слово «послание» как «письмо».

Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Христос и апостолы были две тысячи лет, есть сейчас и будут, почему же в наше время становится все больше неверующих, почему вера оскудевает?».

– Никто не может заглянуть в душу другого человека и понять, насколько он верит. Скажу, что такие вопросы возникают, когда человек думает, что раз другой христианин несколько иначе смотрит на те же вещи, то он уже неверующий. Допустим, кто-то верит, что должен быть православный царь, а кто-то скажет ему о своем несогласии и получит в ответ, что, значит, он «не православный».

Вопрос телезрительницы из г. Новосибирска: «Я не знаю хорошо Нового Завета, поэтому начала читать с самого начала по одной главе в день, а недавно узнала о программе, где можно изучать Новый Завет вместе с Церковью, с посланиями и их толкованием. Как изучать правильнее?».

– С одной стороны, есть практика, когда человек прочитывает по одной, две главе из Евангелия, и это хорошо. С другой, если есть возможность изучать Евангелие с наставником (священником или лектором), то и это хорошо, и, может быть, даже эффективнее. Когда мы неподготовленными читаем Евангелия, а особенно послания Павла, то очень много может быть нам непонятно и даже соблазнительно. Например, апостол Павел пишет очень много про свободу человека от греха и свободу от закона. В наше время слово «свобода» подразумевает вседозволенность, поэтому многие боятся этого слова. Но нельзя вычеркивать это слово из христианского сознания, надо лишь правильно определяться, что такое свобода во Христе, чтобы не скатываться ни в сторону вседозволенности, ни в сторону формализма и законничества. Апостол Павел целое Послание посвящает этой борьбе против возрождения законничества и отрицания свободы в христианстве.

Вопрос телезрителя: «В Евангельской притче о сучке и бревне все символы понятны. А о чем конкретно идет речь в притче о сеятеле?»

– Притчи вообще не могут быть абсолютно понятными. Однако причта о сеятеле при всей своей неочевидности вполне понятна, ведь Сам Господь и объяснил ее. Если говорить о притче как форме, свойственной любому восточному учительству, надо отметить, что Христос, будучи проповедником Востока, всегда говорил притчами, а не трактами и не нравоучениями.

Позже, когда христианство сформировалось как религия, имели большое значение образованность, красноречие. Например, замечательны трактаты святителей Иоанна Златоустого или Василия Великого.

Притчи всегда непросты, можно их понять, а через год увидеть глубину, которой не видел раньше; поэтому надо читать и перечитывать. Соответственно, не может быть и однозначного толкования. Когда человек учит притчами, нет одного четкого ответа для всех, есть для каждого свой.

Вопрос телезрителя из Усть-Каменогорска: «Апостол Петр говорил, что никакого пророчества в Писании невозможно разрешить самим собой, поскольку пророки получали информацию от Духа Святого. Поскольку все Писание исходит от Духа Святого, то значит, понимание Евангелий и всех текстов Святого Писания недоступно человеческому разуму».

– Конечно, Православная Церковь всегда апеллировала к святоотеческим толкованиям. Но если мы берем библеистику, как науку, то архимандрит Ианнуарий (Ивлев) говорит о том, что есть четыре принципа изучения Писания. Это текстология, то есть поиск критического текста, исагогика – изучение того, что вокруг текста: история, география, мифология, экзегетика – извлечение точного смысла, а потом уже герменевтика – перевод с языка той культуры на язык современный. То, что является толкованием святых отцов – это уже во многом герменевтика, то есть нравственные толкования. Если мы хотим понять, что апостол Павел сказал тогда, то мы обращаемся к экзегетике. Экзегетика стремится к объективности, после полученных ей сведений мы можем обращаться к различным герменевтам или делать собственные попытки герменевтики – литература, кино, такие попытки есть в кинематографе. Христианство, безусловно, проникло во все сферы жизни, посеяв свои семена.

Кто-то может читать только святых отцов, а кому-то библеистика как наука может быть близка. Каждый может выбрать то, что ему больше по сердцу.

Апостолы писали свои послания современникам, поскольку не рассчитывали, что Церковь будет жить так долго – ждали в самое ближайшее время Второго Пришествия Христа.

– Да, в то время были очень сильны эсхатологические чаяния. В самом раннем своем Послании апостол Павел так и писал, что вот-вот, совсем скоро придет Христос. Но, как говорил Соломон, нет ничего нового под солнцем. Из века в век мы видим, что многие проблемы, о которых писали апостолы, остались.

Вопрос телезрителя с сайта: «Меня мучает вопрос: мне должны крупную сумму денег, но водят за нос и не отдают, дохожу до отчаяния, появляются мысли избить, покалечить. Помогите, пожалуйста, как мне быть?»

– Если попытаться привязать такой вопрос к теме «Зачем нам знать Новый Завет», то можно ответить так: человек, который читает Новый Завет, знает о Христе, о том, что Он призывал любить даже врагов своих, сам простил тех, кто распинал Его на Кресте, принимать праведных и неправедных под солнцем и дождем, такой человек поступит одним образом, если не читает – поступит иначе.

В одной из притч говорится о святом, в дом к которому пришел вор. Святой, не отрываясь от книги, которую читал, указал место, где лежат деньги, но попросил оставить ему небольшую сумму на оплату, скажем, коммунальных платежей. Вор был изумлен и не мог не сказать: «Спасибо». Через какое-то время вор был пойман, и когда его привели для очной ставки с этим человеком, то святой сказал, что он не украл деньги, а просто пришел, взял и сказал: «Спасибо». Как говорит комментатор притчи, для этого святого вор был, как ветер, дующий в окно, он его совершенно не оценивал, а принимал, как посылаемые ему обстоятельства. И вот когда этот вор, отсидев положенный срок, вышел из тюрьмы, то пришел к этому святому и стал его учеником. Потому что тот, будучи цельным христианином, принял его, подобно тому, как Бог посылает дождь и дает светить солнцу на праведных и неправедных.

Здесь, думаю, и ответ, христиане мы или нет, читаем Евангелие и поступаем ли по нему.

Вопрос, поступивший через группу ВКонтакте: «В Евангелии написано, что когда дух злой выходит из человека, то блуждает, мучается и находит тело, не занятое духом, и приводит с собой семь, злейших себя. Почему так происходит?».

– Допустим, человек болеет или у него какая-то напасть, и ему посоветовали идти в Церковь. Поисповедовался, причастился, ему стало легче, но он забыл, что Бог протянул ему руку, и стал снова жить по-прежнему. Ведь в притче говорится, что вернувшийся бес увидел горницу, то есть душу, чистой, выметенной, не занятой ничем. Человек пренебрег, не заметил того, что соприкоснулся с Богом, и подвергся еще большей напасти. Это не значит, что Бог более не протянет ему руку помощи, об этом не говорится, конец притчи остается открытым. Здесь проводится мысль, что если ты не заполнишь душу ничем святым, то будет еще хуже.

Кому много дано, с того много спросится.

Тема любви, в первую очередь, раскрывается у апостола Иоанна. Почему нет сильного акцента на этом Послании, а прежде всего опираются на ветхозаветные заповеди, то есть на Закон?

– Да и у апостола Павла, например, в 13-й главе Послания к Коринфянам, настоящий гимн любви. А в Послании к Римлянам он прямо говорит, что любовь и есть исполнение закона.

Вспомним вывод израильтян из Египта в Землю обетованную. Кто вошел в нее? Только те, кто родились в пустыне, то есть люди со свободным сознанием. Это очень обширная тема. Но если вкратце, то так: покаяние и есть перемена сознания. Когда Христос приходит, Он говорит: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие. Он не говорит, что надо каяться, потому, что они грешники, Он не делает акцент на прошлом, но на будущем. Не будьте больше рабами, будьте детьми: ребенок – позиция свободного человека.

Понятия свободы и любви очень тесно связаны. Свобода обязательно предполагает ответственность, и, наоборот, настоящей ответственности без настоящей свободы не бывает. Апостол Павел говорит, что любящий ближнего не делает зла. Все заповеди заключены в этом: относись к ближнему так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

Православие – богатейшая вещь, но нельзя открываться от корней, от фундамента: оттуда течет понимание Бога как любви, христианина как свободного чада Божия. Только с этой позиции мы можем возрастать в любви к Богу. Покаяние – это не продолжительный акт, но мгновенный, это как пробуждение, как взрыв. Когда человек понимает, что не может жить больше по-рабски, а с Иисусом Христом он выходит на совершенно новый уровень. И тогда пробуждается свобода, ответственность, и он постоянно ощущает любовь Божию к себе как Его чаду.

Выход из нынешнего кризисного положения, на мой взгляд, заключается в глубоком понимании Нового Завета и в глубокой приобщенности человека к Евхаристической жизни.

Расшифровка:
Юлия Подзолова

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at55833