Житие преподобномученика священноигумена Иоасафа Бывалинского

Священномученик Иоасаф БывалинскийСвященномученик Иоасаф ( в мире Иван Павлович Крымзин) родился 7 сентября 1880 года в селе Румянцеве Нижегородского уезда Нижегородской губернии. В селе Румянцеве Иван Павлович окончил начальную школу и в 1904 году поступил в Екатерининскую пустынь Московской епархии. В монастыре, по его собственному признанию, он получил духовное образование, назидаясь монастырским богослужением, слушая слово Божие, учась исполнять заповеди Евангельские.
Проходить путь монашеской жизни в Екатерининской пустыни в те годы было нелегко. Обитель, основанная в 1658 году на месте явления святой великомученицы Екатерины царю Алексею Михайловичу, в начале 20 столетия была местом, куда из разных монастырей на исправление переводились монахи, не исполнявшие монашеских обетов; в численном епитимийцы составляли половину ее насельников.
Первая русская революция оставила в истории обители свой кровавый след; в 1908 году при ограблении монастырской казны злодеями, подосланными революционерами, был убит настоятель Екатерининской пустыни игумен Мартирий.
6 апреля 1909 года послушник Иван Крымзин, проходивший испытание в обители, был определен в число братства, 9 января 1912 года пострижен в мантию с именем Иоасаф, а 30 июля 1912 года рукоположен во иеродиакона.
Екатерининская пустынь имела во владении двухэтажный дом в Москве; на первом этаже этого дома находилось монастырское подворье, помещения второго этажа сдавалось в аренду. Накануне революции 1917 года иеродиакон Иоасаф нес послушание заведующего московским домом, надлежавшим пустыни. 19 марта 1917 года он был рукоположен во иеромонаха, а 20 февраля 1918 года екатерининская пустынь была передана эвакуированному из Гродненской епархии в первую мировую войну Красностокскому женскому монастырю, братия же Екатерининской пустыни была переведена в Серпуховский Высоцкий монастырь. Иеромонах Иоасаф изъявил желание перейти  на жительств в Спасо-Преображенский Гуслицкий  монастырь. В 1919 году он проходил в монастыре очередное священнослужение и нес клиросное послушание, а с 1921 года он нес еще и послушание эконома. В 1929 году Гуслицкий монастырь местными властями был закрыт, и отец Иоасаф перешел на служение в сельскую приходскую церковь, где и служил до дня своего ареста.
Православные жители, составлявшие приход Никитской церкви у деревни Бывалино  под Павловским Посадом, в конце 19 столетия выстроили рядом со старой деревянной церковью новый каменный трехпрестольный храм с главным приделом во имя святого великомученика Никиты; деревянный храм не был разобран, в нем продолжались богослужения.
В 1922 году священник Никитской церкви Михаил Садиков признал обновленческое Высшее Церковное Управление и был назначен обновленцами благочинным. Когда после освобождения из-под ареста Патриарха Тихона в июне 1923 года началось массовое возвращение отпавших в обновленческий раскол приходов в лоно православия, прихожане Никитской церкви потребовали увольнения от должности священника Никитской церкви отца Михаила Садикова. Община разделилась; православные священники стали служить в каменной церкви. 1 июля 1930 года епископом Орехово-Зуевским Питиримом (Крыловым) к церкви православной общины был перемещен служивший под Коломной протоиерей Иоанн Троицкий.
В конце 1930 года обновленческий священник Михаил Садиков был выслан в Северный край. По-видимому, оказалось возможным избежать закрытия второго храма после ареста Михаила и зарегистрировать второй православный приход, и 31 марта 1931 года «согласно прошению и избранию верующих церкви» был определен иеромонах Иоасаф (Крымзин). 24 сентября 1935 года отец Иоасаф был возведен в сан игумена.
Вторым православным священником в Никитском приходе был бывший насельник Гуслицкого монастыря отец Петр (Мамонтов), рукоположеный во иеромонаха после перевода протоиерея Иоанна Троицкого на служение в село Севастьяново.
В начале ноября 1937 года были опрошены «свидетели» и на основе их «показаний» была составлена справка на арест игумена Иоасафа следующего содержания:
«Крымзин Иван Павлович, антисоветски настроенный, систематически ведет антисоветскую и контрреволюционную агитацию как среди верующих, так и (среди) колхозников, подрывает проведение мероприятий, проводимых партией и правительством на селе.
По вопросу о коллективизации в беседе с Солдатовым Григорием Васильевичем говорил:
-  Что на белом свете делается, никак не поймешь, силком крестьян загоняют в колхозы, но от колхозов пользы не будет никакой, это вторая барщина, загоняют всех вместе, а работать никто не будет, да и нечем работать, туда большинство идет одна беднота, у которой сельскохозяйственного инвентаря нет, хороших людей, тружеников, посажали, всех повыслали с семьями, окончательно разорили их, это ведет не к лучшей жизни, а к ухудшению, ничего не стало. Когда не было колхозов, хлеба не хватало, а организовали колхозы, и вовсе все находимся голодные, разутые и раздетые. Вот вспомнишь мои тогда слова, все это сбывается по Священному Писанию.
По вопросу о закрытии церквей и арестах служителей культа в разговоре с Солдатовым на квартире говорил:
-  Нет таких порядков ни в одной капиталистической стране, чтоб закрывали церкви и сажали попов, только у нас в Советском Союзе                    коммунисты не веруют в Бога. Это все сбывается по Священному Писанию, что пред последним концом света сойдет Антихрист и будут ему поклоняться люди, это во пришло самое время. Дьявол народился и стал мутить массу.
По вопросу мясопоставок с тем же Солдатовым говорил:
- Где же порядок у советской власти?   Я вот не имею ни скота, ни двора, проживаю сам на квартире, а тут тебе присылают шестьдесят два килограмма мясопоставки, где хочешь, там и бери, таких порядков нет даже ни в одной капиталистической стране. Этим самым нас хотят окончательно задушить, чтобы мы перестали служить церкви. Я все-таки буду жаловаться в Москву.
По вопросу уплаты налогов в разговоре на квартире с Солдатовым говорил:
-  Советская власть окончательно нас задушила налогами, как-то: подоходный, культурный, самообложение, а там еще заем. А как же остается тебе жить? Хотят нас окончательно добить, а если не уплатить, то будут судить и сошлют. По Конституции Церковь отделена от государства, а выходит дело берут налоги и с нас, и кроме еще берут с Церкви.
Читая в газете новую сталинскую Конституцию, говорил:
-  … Согласно новой Конституции дается нам право выбирать и быть избранными, н все равно нас никто не изберет, это только одна формальность соблюдена, а на самом деле мы как были до этого лишенцами, так и останемся до самой смерти. Это просто является писаниной Сталина, пыль в глаза массам пускают.
В разговоре с Солдатовым по вопросу, кто сильнее в техническом отношении из стран, говорил:
-  Вот наши хвалятся в газетах, что почти стали первые в мире по технике, по культуре, но на самом деле это не верно, нас все обманывают. В техническом отношении впереди идут Германия и Америка, нашим у них надо учиться, и наши ездят туда, мы до этого еще не выросли и не можем вырасти, так как у нас нет одного хозяина, а там вот каждый капиталист, фабрикант заинтересован в новшестве.
По вопросу продовольственных недостатков говорил:
-  Что ни возьми, ничего нет у советской власти, в магазинах пуст, хоть шаром покати, хлеба несчастного и того население вдоволь не видит, не говоря уже об обуви и одежде, этого и подавно нет ничего. В газетах пишут, в Москве открыли магазин, торгуют тем-то, а поглядишь: там бегают мыши да крысы, хоть шаром покати.
По вопросу расстрелянных врагов народа Зиновьева, Каменева и других в беседе с Солдатовым говорил:
-  Как так получается, ведь Зиновьев был правая рука Ленина, в революцию 1917 года вместе скитались в шалаше, а тут при Сталине они оказались врагами народа, что-то трудно поверить этому. При жизни Ленина этого не было, потому что они работали с ним заодно, за общее благо народа, а вот как остался Сталин, то тот политику изменил не к лучшему, а в худшую сторону, поэтому вот и получился раскол в партии.
Крымзин Иван Павлович систематически ведет среди колхозников и верующих агитацию, направленную на подрыв мероприятий, проводимых партией и правительством, поэтому на основании вышеизложенного подлежит аресту…»
18 ноября 1937 года отец Иоасаф был арестован в деревни Козлово и заключен в тюрьму города Ногинска; в тот же день в деревни Бывалино был арестован иеромонах Петр 9Мамонтов).
21 ноября отец Иоасаф был допрошен сержантами госбезопасности Ромочкиным и Литовым.
-  Кто Ваши родители и чем они занимались?
-  Мои родители – крестьяне-середняки, все время занимались крестьянством.
-  Кто есть из Ваших родственников лишенные права голоса и раскулаченные?
-  Из родственников моих никто права голоса не лишался и не раскулачивался, я лично был лишен права голоса как служитель культа.
-  Скажите, кто есть из Ваших родственников репрессированные органами НКВД?
-  Из моих родственников репрессированных НКВД никого нет.
-  Имеете ли кого из родственников за границей или близких, знакомых; если да, то какую с ними поддерживаете связь?
-  Как родственников, и так и близко знакомых за границей никого не имею.
-  С какого времени Вы служите в сане священника?
-  В сане священника я служу с начала революции 1917 года.
-  Кто Вши близкие знакомые из числа служителей культа в городе Павловском Посаде?
-  Мои знакомые Мамонтов Павел Иванович, который служит в сане священника в церкви Никитского погоста, больше здесь у меня знакомых никого нет.
-  Где служили и в качестве кого до принятия сана священника?
-  До принятия сана священника я служил в монастыре Екатерининская пустынь Московской области в качестве священника, дьякона и послушника.
-  Следствие располагает материалом о том, что Вы систематически ведете контрреволюционную агитацию как среди верующих, так и среди колхозников, подрываете проведение мероприятий, проводимых партией и правительством на селе; по этому вопросу требуем от Вас правдивых и откровенных показаний.
-  Нет, я никакой контрреволюционной агитации не занимался.
-  А что Вы говорили среди колхозников в отношении коллективизации?
-  Нет, я никогда ни с кем в отношении коллективизации не говорил?
-  Следствие располагает данными о том, что Вы говорили среди крестьян: «Загоняют в колхозы, но от колхозов пользы не будет никакой, это вторая барщина, в колхозы идет беднота, у которой ничего нет, а что касается хороших людей, тружеников, - всех посажали». Признаете Вы это?
-  Нет не признаю, я этого никогда не говорил. Больше показать ничего не могу…
-  Вы арестованы за систематическое ведение контрреволюционной агитации, направленной вразрез проводимых партией и правительством мероприятий. Признаете себя в этом виновным?
-  Нет, я никогда никакой антисоветской агитацией не занимался и виновным себя не признаю.
-  В разговоре с Солдатовым на квартире Вы сравнивали капиталистический строй с ныне существующим строем Советского Союза, изливая обиду на гонение на религию, распространяли контрреволюционную клевету, что коммунисты репрессируют духовенство и закрывают церкви? Признаете себя в этом виновным?
-  Я никакую контрреволюционную клевету не распространял и виновным себя в этом не признаю.
-  Следствию известно, что Вы неодобрительно отзывались по вопросу Конституции, опошляя ее, клеветнически выражаясь, что это одна писанина и пыль в глаза пускают массам. Признаете себя в этом виновным?
-  Нет, я так не говорил и виновным себя не признаю.
-  Следствие располагает материалами, что вы распространяли контрреволюционную клевету по адресу вождя народа, обвиняя в неправильном руководстве, а сожалели о врагах народа Зиновьева и Каменева и восхваляли их контрреволюционную деятельность. Признаете себя виновным?
-  Никогда я ничего не говорил против и виновным себя не признаю.
-  Вы следствию даете ложные показания, следствие требует от Вас правдивых показаний по существу дела.
-  Я все показываю следствию сущую правду и виновность свою отрицаю.


22 ноября 1937 года начальником Павлово – Посадского районного отделения УНКВД младшим лейтенантом госбезопасности Пелькеном было составлено обвинительное заключение по следственному делу священника Крымзина, в котором отцу Иоасафу инкриминировалось то, что он «будучи исключительно враждебно настроенным к советскому строю и к проводимым мероприятиям партией и правительством, вел систематическую открытую антисоветскую и контрреволюционную агитацию, направленную против коллективизации, против расстрела врагов народа и т.д.»
Следственное дело было направлено на рассмотрение тройки при УНКВД СССР по Московской области, которая 25 ноября 1937 года на своем заседании постановила «Крымзина Ивана Павловича расстрелять».
В один день 2 декабря 1937 года священномученик Иоасаф и Петр были расстреляны на полигоне НКВД у станции Бутово под Москвой.


Священномучениче Иоасаф, моли Бога о нас!