ЛЕТОПИСЬ.
О ЦЕРКВИ И ПРИХОДЕ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА НИКИТЫ, ЧТО У РЕЧКИ ДРЕЗДНЫ, БОГОРОДСКОГО УЕЗДА, МСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ, НАЧАТАЯ С 1868-ГО ГОДА  

1. О первоначальном устроении храма и переменах в последствии произведенных.

          В настоящее время в сем приходе находятся два храма – деревянный однопрестольный во Имя Великомученика Никиты и вновь сооружается новый каменный храм.

         До начала осмнадцатого столетия по преданию, в сем приходе существовал храм во Имя Пророка Илии, на месте престола которого сие время находится каменный столп. Что церковь была Ильинская это подтверждается до сем сохранившимся благочестивым обычаем совершать молебствия сему святому в день его памяти одним селением Бывальнею, и еще подтвердилось всеобщим желанием прихожан устроить престол в новом каменном храме в честь Илии Пророка, дабы навсегда сохранить в потомстве память о существовавшем Ильинском храме.

        Об основании храма во Имя Великомученика Никиты, предание передает, что Храмовая икона этого святого явилась на месте существовавшего храма, и это произволение Божие послужило указанием сооружению храма во Имя великомученика Никиты.

        Истинное сказание об основании этого храма, как свидетельствует надпись на кресте, хранящимся в алтаре, таково: «Божию милостию освятися жертвенник Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа в храме Святого Великомученика Христова Никиты при державе Благочестившаго всея Великия и малыя и белыя России Самодержца и при чадах его при Благородном Государе и Царевиче и Великом князе Алексие Петровиче и при благородном Государе Царевиче Петре Петровиче и при благородном Великом Князе Петре Алексеевиче, промежду Патриарства, по благословению Преосвященного Стефана Митрополита Рязанского и Муромскаго в лето от сотворения мира 7227году индикта 11-го от Рождества Господа и Спаса Нашего Иисуса Христа 1717-м году, месяца сентября в 15-й день на память Святого Великомученика Христова Никиты. Освятил храм сей Троицко-Сергиева монастыря Архимандрит Георгий Дашков, да Спаса – нового монастыря Архимандрит Моисей Протопопов с братиею». Эта надпись удостоверяет, что сей приход находился в ведении Троице-Сергиевскаго монастыря.

     Первоначально   храм существовал отдельно от колокольни, имел террасу с северной и западной стороны, вход в настоящую церковь с северной стороны и покрыт тесом. В тридцатых годах нынешнего столетия терраса отломана, вход в настоящую церковь уничтожен с северной стороны, храм обшит тесом, подведен фундамент под него, между ним и колокольнею устроена паперть и покрыта железом. За тоже время складена каменная ограда вокруг кладбища.
В 1858-м году устроены новые кресты на храме и колокольне.
В 1859-м году храм сделан теплым, в нем устроены три печи в алтаре, настоящей церкви и трапезы.
В 1865-м году иждивением московского купца почетного гражданина Петра Тимофеевича Кротова возобновлены иконы во всем храме, отчищен иконостас, выкрашены стены, расписан потолок, сделан деревянный пол вместо каменного и на северной стороне храма вновь прорублены три окна – на клиросе, в настоящей церкви итрапезе. В это время им же пожертвованы плащаница и хоругви.

2 Об особо чтимой святыне храма и явлений от нея благодатных действий.

        В сем храме находятся следующие замечательные иконы:
1. Особенно досточтимая не только своим приходом, но и другими как Православными, так даже и раскольниками храмовая, по преданию явленная икона Великомученика Никиты, от которой многим, с верою прибегающим изливались исцеления, но достоверных сказаниях о чудотворениях от нея не имеется.
2. Рядом с нею к южной стороне икона Илии Пророк, которая, как можно с достоверностью предполагать по месту данному ей в иконостасе при устроении Никитскаго храма, есть храмовая из упраздненной Ильинской церкви.
3. Икона Трех Святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы. В сороковых годах нынешнего столетия эта Икона одним прихожанином сего  прихода – крестьянином деревни Козловой Михаилом Николаевичем Кукушкиным во время разлива речки Дроздны найдена была на воде у берега ниже церкви по течению с версту и взята в дом к себе. В тоже время бесноватая крестьянка деревни Савостьяново – Васса Трофимова начала всем объяснять, что вот в деревни Козловой в доме такого-то есть икона такая-то, найдена там-то и все это было действительно так, как и случилось. Вследствие этих обстоятельств икона была принесена в день Преполовения в церковь, обслужино было молебствие с водоосвящением и больная получила исцеление. Свидетельствуют, что другая больная – крестьянка деревни Бывальни Мария Герасимова получила исцеление от лихорадки. Обо всем этом было засвидетельствовано Его Высокопреосвященству усопшему Митрополиту Филарету и, дозволено совершать молебствие. Первоначально много было прибегающих со всякими скорбями и болезнями, и вероятно еще были явления чудодейственной  силы от сей иконы для Прославления Святых Божиих, но кроме двух свыше описанных случаев еще сказания о чудотворениях от нея не сохранилось.
Освященной утвари храма, особенно замечательной по происхождению, древности, искусству и богатству.
4. Напрестольное Евангелие 1694-го года.

4. О первоначальном образовании прихода и переменах с течением времени, последовавших в его составе.

          Издревле приход состоял из пяти селений: Козлова, Ефимова, Теренина, Логинова и Бывальни. В начале нынешнего столетия одним из крестьян деревни Козловой переселился в соседнее селение Стремянниково прихода Богородицерождественской, в Уполозах, церкви, но остался прихожанином Никитской церкви, от него при разделе образовалось три, а потом семь дворов, которые принадлежали сему приходу. В 1867 году с разрешения Епархиального начальства по желанию всех жителей селения Стремянникова оно причтено к сему приходу.

5. Об успехах православия являемых в присоединении к православной церкви из иноверия и раскола.

            В течение 1868-го года присоединившихся из раскола не было.

6. Об отношениях к православной  пастве местного иноверия и раскола.

         Издавна раскольники были почти в одном селении Козлово, но с открытием Австрийского священства раскол развился в селениях Теренине и Ефимове, где многие увлечены, были по неразумению из желания видеть свое священство. Когда же увидели кто и каковы руководители раскола и узнали разногласия и настроения в самом расколе, потеряли сочувствие к нему так, что в продолжении семи лет не было совратившихся от православной церкви в расколе. Сами же раскольники по коснению не изъявляют расположению к присоединению в Православие.

7. Об изменениях в устройстве и во внешнем устройстве и во внешнем благосостоянии прихожан вследствие нравственных или естественных причин.

         Как народ большею частию занимающихся фабричным мастерством особенно сочувствует роскоши в одежде, что резко замечается в последнее время. Благосостояние народа вполне зависит от производительности работы, застой работы сопровождается бедственным положением его. Дороговизна жизненных припасов не так тяжела для фабричного, как умаления или прекращения работы.

8. О необыкновенных явлениях природы и особенно таких, в которых открывается милосердие или наказательное действие Провидения.

         Прошедший 1868 год счастливый по производительности работы был тяжел вследствие засухи. От засухи был плохой урожай особенно овса и травы, а потому конец зимы был труден для народа по покупке корма для скота. А по малости запаса корма – уменьшение скота и дороговизна скота к весне. И это событие всеми приписывалось наказанием Божиим, за грехи наши, а потому всеми селениями прихода неоднократно были воссылаемы моления об умилостивлении Праведного Бога.

          В том же 1868-м году июля 30 дня постигло несчастие деревню Стремянниково. Сгорело десять дворов. Пожар начался в 10-м часу вечера. Причина пожара не открыта.
 9. О живших в приходе достойных особенной памяти благочестивою жизнию и другими достоинствами.
 Человек много потрудившийся для здешней церкви, был умершим в 1867-м году священник Иоанн Васильевич Тупталов, старанием которого, при кратковременности его службы 1858-го года, приведен в лучшее благолепие храм деревянный, и начат и почти доведен до окончания каменною кладкою новый обширный храм при ограниченных средствах.

10. О посещениях церкви Епархиальными Преосвященными других достопримечательных посещениях и соединенных с ними обстоятельствах.

        Церковь сия была посещена двоими Архипастырями – Викариями Московской Епархии – в 1860 году Преосвященным Леонидом Епископом Дмитровским и в 1864-м году Преосвященным Саввою Епископом Можайским. При проездах их через селения здешнего прихода замечательно было то, что Православные выражая свою радость и глубокое почтение при виде Архипастырей, встречали их с хлебом и солью.

13. Первоначальный и настоящий штат причта, содержание, пособие от казны, руга, помещение.

           С давних времен до 1858-го года причта при сей церкви состояла из трех лиц: Священника, Дьячка и Пономаря. В сем году по просьбе прихожан с разрешения Его Высокопреосвященства Митрополита Филарета открыта Диаконская вакансия и утверждено на будущее время считать причты состоящие из четырех лиц: Священника, Диакона, Дьячка и Пономаря. Содержание причт всегда получал и получает от добровольных пожертвований прихожанами исправлениями треб, живет в собственных домах.

14. Краткия сведения о службах каждого члена причта ея, равно и церковнаго старосты.

           Священник Тихон Матвеевич Александров 34 лет находится на службе 11 лет. Он первый поступил на вновь открытую Диаконскую вакансию при сей церкви и был Дьяконом с 1858 года июля 21 дня по 20-е число декабря месяца 1864-го года с сего времени до 8-го числа апреля месяца 1867-го года священником Клинского уезда при Михаило – Архангельской, в селе Вертлинском, церкви, а потом состоял при сй церкви.
 Диакон Михаил Иоаннович Лебедев 36 лет с 1844-го года был Дьячком при сей церкви, а в 1864-м году декабря 24-го дня произведен во Дьякона за свое хорошее поведение нигде не учившись.
 Дьячок Дмитрий Федорович Кудрявцев 28 лет с 1858-го года был Пономарем Клинского уезда при Казанской, в селе Богородском, церкви, а с 1865-го года состоит Дьячком при сей церкви.
 
 Пономарь Тихон Николаевич Ильинский 64 лет находится с 1824-го года при сей церкви в сей должности.
 
 Церковный староста деревни Евфимовой крестьянин Иван Евсеевич Чуварзин избран с 1869-го года в сию должность.
 
 Никитский, что у речки Дроздны, церкви Священник Тихон Александров руку приложил.
 Той же церкви Диакон Михаил Лебедев руку приложил.
 Той же церкви Дьячек Дмитрий Кудрявцев руку приложил.
 Той же церкви Пономарь Тихон Ильинский руку приложил.
 Свидетельствовал благочинный Васютинской Павловского Посада, церкви протоиерей (Сергей Цветков).