О первоначальном устроении новаго каменнаго храма
В лето от сотворения мира 73 от индикта, 11-го от рождества же Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа 1862-е месяца июля 13-го дня при державе благочестивейшаго Самодержавнейшаго Великого Государя Александра Николаевича Всея России супруги его благочестивейшой Самодержавнейшей Великой Государыне Марии Александровны наследнике его благоверном Государе Царевиче Великом Князе Николае Александровиче, Благоверных Государях Великих Князях Александре, Владимире, Алексии, Сергии, Павле Александровичах, Благоверным Государе Великом Князе Константине Николаевиче, супруги его Благоверной Государыне Великой Княгине Александре Иосифовне, Благоверных Государях Великих Князях Николае, Константине, Дмитрие, Вячеславе Константиновичах, Благоверном Государе Великом Князе Николае Николаевиче супруги его Благоверной Государыне Великой Княгине Александре Петровне благоверном Государе Великом Князе Николае Николаевиче, Благоверном Государе Великом Князе Михаиле Михайловиче, супруги его Благоверной Государыне Ольги Федоровне, Благоверных Государях Великих Князях Николае и Михаиле Михайловичах, Благоверных Государях Великой Княгине Елены Павловны, Великих Княжнах Марии Александровне, Ольге и Вере Константиновнах и Ананстасии Михайловне, Великих Княгинях Марии Николаевне, Ольге Николаевне и супруге ея и Екатерине Михайловне и супруге ея от Высокопреосвященнейшаго Филарета Московского и Коломенскаго Митрополитаполучено благословение на сооружение новаго каменнаго трех престрольного храма – во Имя Божия Матери Казанския Ея Иконы, Илии Пророкаи Великомученика Никиты.
Закладка же его происходила в том же 1862-м году сентября месяца 2-го дня благочинным – священником Воскресенской, в Павловском Посаде, Сергием Стефановичем Цветковым в сослужении священников местнаго Иоанна Васильевича Тупталова, Богородицерождественской, что у речки Цирки, церкви Василия Алексеевича Стрельцова, Богородицерождественской в Уполозах, церкви Николая Тихоновича Орлова и Параскеиевской, у речки Березовки, церкви Алексия Михайловича Воронцова при старосте церковном – деревни Ефимова крестьянине Иване Семеонове. Подрядчиком при производстве работ находятся крестьяне Владимирской губернии и уезда Боголюбовской волости деревни Лунева Евдоким и Тимофей Панины под надзором Архитектора Московской палаты Государственных Имуществ Владислава Иосифовича Грудзины. Первоначальная цена за работы кирпичную, плотничную и кровельную обусловлена была в 4.800 рублей но потом возвышена еще на 200 рублей за устройство пяти глав на храме так, как он предполагался в начале с одной главою, - сводов под трапезною церковию и возвышение стен каменною кладкою в трапезной церкви на полтора аршина, а в настоящей на три.
В 1862-м году возведен был цоколь.
В 1865-м году совершена была трапезная церковь и покрыта железом, а настоящая выкладена была в уровень с трапезною.
Успех в постройке был сделан, благодаря благовременной помощи, оказанной сввятому делу купцом Павловского-Посада Захаром Ивановичем Салтыковым, который зная малыя средства храмоздателей дозволил взять с своего завода 200.000 кирпича. Но и эта помощь оказалась не достаточною, не свершены были настоящая церковь и колокольня. Храмоздатели устроили - было завод для выделки кирпича на земле, крестьяне деревни Бывальни, но по трудности в приготовлении глины для годнаго к употреблению в дело кирпича должны были уничтожить завод. И вот в таких чтеснительных обстоятельствах священник с прихожанами обратились с просьбою о помощи к правительству. Всегда готовые для прославления веры и церкви на всевозможные жертвы, оно и в этом случае не оставило просящих без милости. Высочайшим повелением из казенной дачи – именуемой Верзиловскою, отпущено было лесу на сумму около 3.000 рублей. Получивши дозволение на вырубку леса священник со старостою не имели никаких средств начать её. Собранным прихожанам объяснено было, что приступить к делу нет средств. И нашлись добрые люди, которые малыя кровные свои деньги потому, что капитальных людей нет в приходе, принесли на благое дело, особенно же показал пример всем староста церковный – Иван Симеонов, пожертвовав большую сумму. Лес был спилен преимущественно на дрова, вырученные деньги и начата работа.
В 1866-м году докладена настоящая церковь и покрыта, устроены главы и кресты, колокольня выкладена в уровень с трапезною церковию и сведено несколько сводов внизу трапезной церкви под пол. Впрочем все эти усиленные работы невольно заставили храмоздателей взойти в долги так, что когда умер священник Иоанн Тупталов приемнику его остался долг до 3.000 тысяч и не каких средств. А потому в 1867-м году сделаны только необходимые работы по храму как то: покрыт алтарь железом и выкрашены крыши на настоящей церкви и алтаре.
В 1868-м году начаты делаться рамы.
Никитской, что у речки Дроздн, церкви священник Тихон Александров руку приложил.
Той же церкви Диакон Михаил Лебедев руку приложил.
Той же церкви Дьячек Дмитрий Кудрявцев руку приложил.
Той же церкви Пономарь Тихон Ильинский руку приложил.
Свидетельствовал благочинный Васютинской Павловскаго Посада церкви протоиерей Сергий Цветков.
1869 год.
В сем году не произошло никаких особенно – замечательных перемен как во внешнем и внутреннем устройстве храмов – деревянного и вновь строющагося каменнаго, так и в отношении раскола к православию и состава причта.
Внешнее благосостояние прихожан пострадало от неурожая, в прошедшем 1868-м году, как было замечено выше, травы. В следствием бескормицы, или,преимущественно по наказанию Божию, с выгоном скота на пастбище открылась у коров болезнь – ящур, от котораго пухли и гноились ноги так, что многия скотины долго не могли ходить и еще пухли языки и покрывались нагноениями внутренняя полость рта, от чего скотина не могла есть корм. В прочем, при всеобщей болезни, благодарение Милосердному Богу, к Которому неоднократно были возносимы всеобщия моления об избавления от губительнаго поветрия: пало не очень много скотины – три или две коровы.
В сем же году июня 16-го дня в четвертом часу по полудни от юго-запада прошла страшная туча с вихрем и градом. Град был необыкновенной величины, находили почти с куриное яйцо – весом в осьмушку фунта – с грецкий же орех было очень много – с формою большею частию расплюснутый с отростками. Этим градом выбито много ржи в селениях Теренино и Бывальне, - в Логинове – коноплю, огурцов и много стекл в означенных селениях и еще в Евфимове.
Никитской, что у речки Дроздны, церкви священник Тихон Александров руку приложил.
Той же церкви Диакон Михаил Лебедев руку приложил.
Той же церкви Дьячек Дмитрий Кудрявцев руку приложил.
Той же церкви Пономарь Тихон Ильинский руку приложил.
Свидетельствовал благочинный Васютинской Павловскаго Посада церкви протоиерей Сергий Цветков 1864 год ноября 25-го дня.
1870-й год
В сем году в новом каменном храме сведены своды под пол в трапезной церкви и выслан пол лещадью: на выстилку пожертвовано лещади прихожанами – крестьянами деревни Евфимовой до 2.500 штук.
Сего года до сентября месяца 1-го дня сию церковь посетил Преосвященнейший Игнатий Епископ Можайский – Викарий Московской кафедры, котораго так же как и прежде посетивших сию церковь Архипастырей, прихожане – крестьяне селений Бывальни и Логинова, чрез которыя проезжал Преосвященный, встречали его с хлебом и солью.
1870-й год можно, назвать благодатным относительно урожая всего как то хлеба, овощей и особенно изобилие травы.
Никитской, что у речки Дроздны, церкви священник Тихон Александров руку приложил.
Той же церкви Диакон Михаил Лебедев руку приложил.
Той же церкви Дьячек Дмитрий Кудрявцев руку приложил.
Той же церкви Пономарь Тихон Ильинский руку приложил.
Свидетельствовал благочинный Васютинской Павловскаго Посада церкви протоиерей Сергий Цветков.
1871-й год.
По милости Божией и с Божием споспешествованием, в сем году произведена следующая дальнейшия работы: в новом каменном храме устроено крыльцо, выстлана паперть, устроены колоды в окнах и дверях, пригнаны рамы и выштукатурена внутренность трапезной церкви. Средства к произведению означенных работ были найдены благодаря милостивейшему вниманию к крайним нуждам нашего храма Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Игнатия Епископа Можайского, Викария Московскаго, благовалившаго соизволить на выдачу сборной книжки на имя крестьянина Богородскаго уезда, Зуевской волости, деревни Зуево Петра Космина Сорокина. При неутомимых трудах сего последняго несколько пополнены были источившияся церковные суммы и таким образом отвращена была необходимость совершенно приостановить работы по устройству новаго храма.
Означенной Никитской, что у речки Дроздны, церкви священник Тихон Александров руку приложил.
Той же церкви Диакон Михаил Лебедев руку приложил.
Той же церкви Дьячек Дмитрий Кудрявцев руку приложил.
Той же церкви Пономарь Тихон Ильинский руку приложил.
Свидетельствовал благочинный Васютинской Павловскаго Посада церкви протоиерей Сергий Цветков. Июня 20 дня 1871 года.
1872-й год.
В сем году подобно как и в прошлом, Бог не оставил своею милостию наше дело устроения новаго каменнаго храма. Совершенно оскудевавшия на этот предмет были пополнены доброхотными подаяниями по сборной книжке, выданной тому же сборщику Петру Космину Сорокину по милостивейшей Архипастырской резолюции Его Преосвященства Преосвященнейшаго Игнатия, Епископа Можайскаго Викария Московскаго. Благодаря суммам. Полученным из сего источника, в сем трапезной церкви новаго каменнаго храма, а так же перестроена сторожка.
Означенной Никитской, что у речки Дроздны, церкви священник Тихон Александров руку приложил.
Той же церкви Диакон Михаил Лебедев руку приложил.
Той же церкви Дьячек Дмитрий Кудрявцев руку приложил.
Той же церкви Пономарь Тихон Ильинский руку приложил.
Свидетельствовал благочинный Васютинской Павловскаго Посада церкви протоиерей Сергий Цветков. 1871 года июня месяца.
1873-й год.
Сей год замечателен по благодеяниям оказанным в пожертвованиях различными лицами на устройство нашего храма. Когда в прошедшие года внутренность трапезной церкви онаго храма была приведена в надлежащее благоустройство, так что оставалось толькоприступить к устройству иконостаса, средства в церкви совершенно источились, а при ограниченном достатке прихожан не предвиделось даже и возможности в скором времени дождаться освящения хотя одного только придела. В сие то трудное для церкви время явилось великое благодеяния от Милостивейшаго нашего Архипастыря Высокопреосвященнейшаго Иннокентия Митрополита Московскаго в выдаче пособия на устройство иконостаса в количестве 600 рублей. При помощи этой суммы и необходимых средств бывших в церкви, доставленных по сборной книжке, священноцерковнослужители и прихожане, заручившись льготными условиями от подрядчиков, относительно уплаты денег за сделание иконостаса и написание икон, обратились к Его Преосвященству Преосвященнейшему Игнатию, Епископу Можайскому, Викарию Московскому, 13-го февраля с прошением об устройстве иконостаса в приделе Св. Пророка Илии, на что и получено было милостивейшее разрешение. Но как наличная сумма церковных денег была недостаточна для означенных заподрядов, так как по ним нужно было заплатить более 1.000 рублей, то в марте месяце храмоздатели вновь обращались к Преосвященнейшему Игнатию, Епископу Можайскому, Викарию Московскому с прошением о выдаче сборной книжке, и по милосердию Архипастыря таковая просьба не была отвергнута: книга была выдана на год. И вот при посредстве неутомимаго труженика по устройству храма, - того же сборщика Петра Космича Сорокина, пожертвовано было неизвестным благотворителем на украшение храма 1.000 рублей, затем уроженцем нашего прихода Московским мещанином Иваном Степановичем пожертвовано 100 рублей, Московским купцом Андреем Афанасьевичем Залогиным 500 рублей. Эти то великия благодеяния от означенных лиц и дали возможность заподрядить подрядчика, купеческаго сына города Егорьевска, Рязанской губернии Андрея Хренова на устройство, окраску и позолоту иконостаса для придела Св. Пр. Илии, а другаго подрядчика, мещанина Павловскаго – Посада, Платона Прокофьева, - написать иконы в означенном иконостасе. Таким образом иконостас был приведен в надлежащее благоустройство, освящения храма, если благоугодно будет Богу, и должно совершиться в будущем 1874-м году, так как все вышеозначенные подряды должны быть окончены к июлю месяцу означеннаго года.
В сем году Бог сподобил прихожан принять к себе никогда не бывалую в здешней местности святыню икону Иерусалимской Божией Матери.Царица Небесная поетила здешний приход два раза. Первоначально удостоилась принять эту святыню только два селения – Бывальня и Стремянниково. Для встречи иконы был сделан крестный ход из двух церквей: церкви Великомученницы Параскевы, что у речки Березовки и от здешней Никитской церкви. При сем было необыкновенно многочисленное стечение народа. Икона была встречена на поле деревни Горы и оттуда была перенесена в деревню Бывальню, а потом в Стремянниково и затем была провожаема с крестным ходом до Параскевиевской церкви. По краткости времени, так как икона переносилась, собственно, в Параскевиевский приход, другия селения здешняго прихода не удостоилась принять к себе святыню. Возбужденные пламенным желанием видеть у себя в храме и в других селениях прихода икону Божией Матери, прихожане обратились с просьбой к Его Преосвященству, Преосвященнейшему Игнатию, Епископу Можайскому, Викарию Московскому о дозволении принять означенную святыню. И вот, в октябре месяце, именно 1-го числа, в день Покрова Пр. Богородицы, она была принесена в наш приход, по благословению Его Преосвященства. Для встречи иконы был сделан крестный ход, икона встречена была за деревнею Логиновым и принесена в храм. В течении недели с иконою были совершаемы крестные ходы по всем селениям, причем каждый домохозяин считал для себя священною обязанностию совершить молебствия при своем доме. Во все продолжение времени пребывания иконы в приходе прихожанами были оставлены все работы: всякий спешил не только присутствовать при Богослужении в храме, но и сопровождать святыню в крестном ходе, когда ее носили по селениям. Крестьяне же вышеозначенных селений Бывальни, стремянниковА, хотя у них и была икона Божией Матери, по своей ревности вторично приняли ее: и мало того, что прихожане были так усердны к святыне в своем приходе, многие из них сопровождали святыню до города Бронницы где она находится.
Означенной Никитской, что у речки Дроздны, церкви священник Тихон Александров руку приложил.
Той же церкви Диакон Михаил Лебедев руку приложил.
Той же церкви Дьячек Дмитрий Кудрявцев руку приложил.
Той же церкви Пономарь Тихон Ильинский руку приложил.
Свидетельствовал благочинный Васютинской Павловскаго Посада церкви протоиерей Сергий Цветков. 1874 31-го месяца июня.
1874-й год.
В сем году приделе Св. Пр. Илии в новом каменном храме поставлен иконостас, позолочены и окрашены, а также написаны для сего придела иконы. Затем предстало озаботиться приобретением церковной утвари, а внутренности трапезной церкви надлежало окрасить. По не достатку церковных средств храмоздатели обратились за помощью к своим Милостивейшим Архипастырям, которые и не оставили своею милостию. По соизволению Высокопреосвященнейшаго Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского выдано было храмоздателям из Московской Духовной Консистории 225 рублей, а по сборной книжке, выданной с разрешения Преосвященнейшаго Игнатия, Епископа Можайскаго, Викария Московскаго, собрано 214 рублей 40 коп.. Эти суммы позволили покрыть расходы по окраске внутренности трапезной церкви и приобрести в предел Св. Пр. Илии новую утварь, подсвечники и паникадила.
В составе причта произошла следующая перемена: пономарь Тихон Ильинский, по Архипастырской милости, за 50-летнюю беспорочную службу при сей церкви, произведен в Диакона.
В сем же году Московскою купчихою Прореховою пожертвован ковчег бронзовый позлащенный с футляром палисандроваго дерева со стеклами.
По примеру прошлаго года, и с таковым же усердием прихожане сей церкви принимали у себя в конце июля месяца икону Иерусалимской Божией Матери из г. Бронниц.
Означенной Никитской церкви священник Тихон Александров руку приложил.
Диакон Михаил Лебедев руку приложил.
Дьячек Дмитрий Кудрявцев руку приложил.
Диакон Тихон Ильинский руку приложил.
Свидетельствовал благочинный протоиерей Сергий Цветков. Июня 20-го дня 1874 год.
1875-й год.
В сем году новый церковный староста: крестьянин деревни Козловой Федор Федорович Колонин.
Московским купцом Алексеем Дмитриевичем Расторгуевым пожертвованы в нашу церковь серебряные позлащенные сосуды.
Означенной Никитской церкви священник Тихон Александров руку приложил.
Диакон Михаил Лебедев руку приложил.
Дьячек Дмитрий Кудрявцев руку приложил.
Диакон Тихон Ильинский руку приложил.
Свидетельствовал благочинный протоиерей Сергий Цветков. Июня 30-го дня 1875 год.
1876-й год.
Сей год ознаменовался значительными пожертвованиями и многообразным содействием различных лиц, что дало возможность подвинуть вперед дела устроения новаго каменнаго храма. Московским мещанином Иваном Степановым и московскою купчихою Александрою Тимофеевною Залогиною в приделе Св. Великомученика Никиты устроен иконостас, вызолочен и окрашен, а так же написаны иконы, исключая двух местных – Спасителя и Божией Матери, на написание которых сумма пожертвована Московским купцом Алексеем Дмитриевичем Расторгуевым. Но до сего времени колокольня при новом каменном храме осталась недоконченною: в ней не было выкладено два верхних яруса. Чтобы привести в надлежащее благолепие внешность созидаемого храма, храмоздатели обратились за помощью к своему Архипастырю преосященнейшему Игнатию Епископу Можайскому, Викарию Московскому и по соизволению его была выдана сборная книга, по которой собрано 553 р. 50 коп. Купцом Павловского Посада Яковым Ивановичем Лабзины пожертвовано на построение колокольни 20 тысяч кирпича и 600 пудов извести. На деньги пожертвованные Московским купцом Алексеем Дмитриевичем Расторгуевым в количества 300 рублей устроен крест на колокольню и куплено луженное железо на крышу колокольни. Кроме того купцом же Расторгаевым пожертвовано 60 пудов связного железа. Как сбор по книжки так и эти пожертвования дали возможнось приступить к докладе колокольни. Но все таки этих сумм и материальных пожертвований не было достаточно к совершению дела , так что храмоздатели должны были обратиться к займу , который и был выгодно совершен , благодаря благочестивому усердию к храму некоторых лиц . Так московские купцы Александр Филиппович Ильин и Погодин дали 500 рублей без процентов и без ограничения срока уплаты .Другие лица помогали материалами. На устройство шатра на колокольне, дерева пожертвованы были Беззубовской волости древни Беззубовской крестьянином Семеном Петровым Патрешевым , деревни Федоровской крестьянином ТрифономЕфремовым и деревни Демиховой крестьянином Алексеем Семеновым . Доски для устройства подмостей ,в количестве 600 штук ,отпущены были без ограничения срока платежа , Покровским купцом Иваном Филипповым Костинским , лес же на подмостки был пожертвован прихожанами-крестьянами всех селений, с прихожанами Параскевиевскаго прихода,-крестьянами деревень: Юркина,Большаго и Малого Кишнева и Севастьянова . Великая помощь при этой постройке была оказана здешними прихожанами в доставке всех материалов, каких: белаго камня, песку, извести и особенно кирпича ,так как доставка этих материалов и по количеству и по расстоянию представляла много труда и расходов.Материалы возили из Павловскаго-Посада расстоянием около десяти верст и от дрездненской станции Нижегородской железной дороги-около 7 верст. На доставку одного кирпича, котораго пошло до 100 тысяч требовалось почти около тысячи подвод. Все эти пожертвования с стороны посторонних лиц и труды со стороны прихожан и дали возможность окончить в сентябре месяце постройку колокольни. Сентября 14-го в день всемирнаго воздвижения Животворящаго Креста Господня, на колокольне водружен был позлащенный крест. Подрядчиком при постройке был брат подрядчика устроившаго весь храм,-крестьянин Владимирской губернии, Владимирскаго уезда,Боголюбовской волости, деревни Лунева Тимофей Ефимович Панин и им была произведена вся кирпичная, плотничная и кровельная работа за 800 рублей серебром. Церковная ризница обогатилась в сем году новым ценным пожертвованием: священником Екатеринской Московскаго Воспитательнаго Дома церкви Иоанном Федоровичем Мортеровским пожертвоано полное священническое и диаконское облачение. В сем году 10-го числа августа удостоил своим посищением сию церковь Преосвященнейший Игнатий, Епископ Можайскииий, Викарий Московской. Означенной Никитской церкви священник Тихон Александров руку приложил.Диакон Михаил Лебедев руку приложил.Диакон Тихон Ильинский руку приложил.13 августа возложен набедренник на местнаго священника Тихона Матфеевича Александрова за честное служение в сане священства благонравное поведение, за тщательное старание о благоустройстве приходского храма.1877-й год. В сем году по милости Божией, окончена внутренним благоустройством трапезная церковь каменнаго храма, и в ней по благословению Преосвященнейшаго Игнатия, Епископа Дмитровского, 11-го сентября совершено освящение двух пределов. В сей день за ранней литургией осящен придел с правой стороны во имя Св. Пророка Ильии. При освящении священников : Покровской села Карпова церкви- Михаила Григорьевича Розанова, Крестовоздвиженской- Павла Максимовича Рождественскаго, в Троицкой в Чижах-Павла Михайловича Нехотнова и в Николаевской в Загарье- Петра Петровича Соколова, диаконов: Параскевиевской у речки Березовски церкви- Андрея Петровича Морозова и местнаго Тихона Николаевича Ильинскаго. За поздней обедней освящен придел с левой стороны во СВ. Великомученика Никиты, священнодействовал местный о. Благочинный Воскресенской в Павловском Посаде церкви протоирей Сергий Стефанович Цеветков,в сослужении священников окружных церквей: местнаго Тихона Матфеевича Александрова, Параскевиевской у Березовки Алексия Михайловича Воронцова, Воскрестной в Павловском Посаде Михаила Иоанновича Беляева и Богородицерождественнской в Уполозах Ильи Васильевича Тупталова, и диаконов Воскресенской Павловского-Посада церкви Иоана на Лебедева и Богородицерождественской в Уполозах церкви Николая Семеновича Никольскаго. На кануне, т.е. 10 сентября было совершено всенощное бдение в Никитском приделе, на котором участвовали восемь священников, а утром в день освящения в Ильинском приделе была совершена утреня в служении семи священников. Во время этого духовного торжества было многочисленное стечение молящихся, из которых каждым принесино было посильное пожертвование на вновь устроенный храм. Но особенно замечательное пожертвование в этот день было сделано Московским мещанином Иваном Степановым, который в этот день отдал денег 450 руб. , за вновь устроенную утварь к местным иконам с лицевой стороны в обоих придела .Означенная утварь, равно как и вся остальная в обоих приделах, как подсвечники, так и паникадила устроены подрядчиком, крестьянином деревни Алферовой, Иваном Федоровичем Шуваловым. Другое денежное пожертвование было сделано почетным гражданином Яковом Ивановичем Лабзиным, пожертвовавшим в пользу церкви 80 рублей. Кроме того к этому торжеству были собраны многия пожертвования вещами от различных лиц. Московскую купчихою Александрою Тимофеевною Зологиною было сделано замечательное пожертвование напристольной утвари. Ею пожертвованы: дарохранительница серебряная позлащенная с изящным футляром палисандроваго дерева, сосуды серебряные позлащенные со всеми принадлежностями, напрестольный крест серебряный позлащенный, Евангилие в лист, бархатное с серебряными позлащенными цветами, завеса к царским дверям-штофная малиновая и полное облочение священническое и диаконское шелковое, серениваго цвета с серебрянным позлащенным позументом и таковыми же крестами. Насрачицы на оба престола и жертвеника полотно пожертвовано крестьянами Зуевской волости, деревни Федоровой Трифаном и Александром Ефремовыми,им же пожертвована шелковая материя бурза, крастного цвета, из которой сделана завеса к царским дверям в Ильинском приделе и верхния покрышки на оба престола и жертвеника. Облачение на престол и жертвеник в Ильинском приделе пожертвовано крестьянином деревни Субботиной Иваном Егоровым,а в Никитском приделе на облачение престола ижертвеника парча бархатная малиновая по золотому фону пожертвована крестьянином деревни Субботиной Егором Мехайловым. Крестьянином деревни Козловой Иваном Васильевым пожертвован серебряный позлащенный напрестольный крест. Московским купцом Алексеем Дитриевичем Росторгуевым пожертвованы в Никитский придел бархатныя шитыя серебром хоругви, и им же к освящению храма пожертвовано свеч пять пулов. Купцом Павловского-Посада Филиппом Егоровичем удаковым пожертвована пара для облачения священнического и диаконского. Крестьянином деревни Грибановой Василием Прохоровым пожертвовано полное облачение священническое и диаконское. Таким образом благодаря различным пожертвованиям и сумм доброхотных подояний собранных по сборной книжке тем же сборщиком Сорокиным,в количестве 350 руб. 71 коп., наконец в сем году, по проишествии 15-лет от основания храма, Бог удостоил нас благоустроить трапезную церковь каменнаго храма и совершить в ней освящение двух престолов.Означенной Никитской церкви священник Тихон Александров. Диакон Михаил Лебедев. Диакон Тихон Ильинский. Дьячек Димитрий Кудрявцев. Читал помощник благочиннаго Гуслитский священник Димитрий Кудрявцев.1878 года июня 22 дня.1878-й год. В сем году настоящая церковь нового каменнаго храма была от штукатурена внутри: с наружи вся церковь выкрашена, сделаны наличники как у окон так и дверей и устроены крыльца. Означенной Никитской церкви священник Тихон Александров. Диакон Михаил Лебедев. Диакон Тихон Ильинский. 1879-й год. В сем году на пожертвованною от неизвестнаго сумму устроены новые кресты в замен прежних на настоящей церкви новаго каменнаго храма. Месяца мая 10-го в день Вознесения Господня был страшный пожар в деревни Козловой от котораго сгорело тридцать дворов со всею надворною стройкою.Того же месяца 16-го дня скончался в Москве благотворитель новаго каменнаго храма мещанин г. Москвы Иван Степанович оставив после себя капитал в две тысячи рублей на устроиство иконостаса в настоящую церковь каменнаго храма, который и был заказан в сем году. Того же месяца в 18-й день был пожар в деревни Терениной от котораго сгорели четыре двора. В июле месяце была обносима по приходским селениями икона Иерусалимской Божей Матери. Месяца сентября 14-го дня была пожертвована от неизвестного икона Усекновения главы Иоанна Предтечи в серебряной позлащенной ризе и киот из крастнаго дерева. Означенной Никитской церкви священник Тихон Александров. Диакон Михаил Лебедев. Диакон Тихон Ильинский Ноября 25 дня 1849года свидетельствоввал испровляющий должность благочиннаго священника Павел Доброклонский.1880-й год. В сем году в настоящей церкви новаго каменнаго храма устроен пол из цемента с битым мрамором. Устроены железные двери к настоящей церкви новаго каменнаго храма.В сем году марта 1-го дня удален из состава причта Дьячек Димитрий Федорович Кудрявцев, а на его место поступил Дьячекот Успенской, при пороховом заводе, церкви, Петр Петрович Аряков. В сем году удостоил своим посещением сию церковь Преосвященнейший Алексий Епископ Можайский Викарий Московский. В сем году была обносима по приходским селениям икона Иерусалимской Божией Матери. Означенной Никитской церкви священник Тихон Александров. Диакон Михаил Лебедев. Свидетельствовал благочинный священник Воскресенской, Павловскаго - Посада, церкви Павел Доброклонский. Декабря 3- го дня 1880 года. 1881- й год. В сем году во внимание к благопоспешным трудам по созиданию и благоукрошению новаго каменнаго храма священник Тихон Матфеев Александров награжден фиолетовою скуфею.В сем году по примеру прежних лет была обносима икона Иерусалимской Божией Матери. В сем году 7- го ноября в деревне Логиново был пожар сгорело два двора крестьян: Григория Алексеева и Александра Федотово. Означенной Никитской церкви священник Тихон Александров. Диакон Михаил Лебедев. Свидетельствовал ноября 30 дня 1881 года благочинный священник Павел Доброклонский. 1882-й год. В сем году прежний колокол в 116 пудов передлит на новый в 323 пуда. Дело это начато было и привидено к окончанию работами старосты церковнаго, крестьянина деревни Козловой Федора Федотовича Колонина. Он воодушевил подвигнул на пожертвование прихожан сей церкви так, что крестьяне деревни Стемянниковой пожертвовали 50 руб.: крестьяне деревни Бывальни 30 руб.: деревни Козловой 160 руб. Икрестьяне деревни Логиновой 100 руб. Он упросил и других благотворителей оказать помощь сему благому делу. И действительно явилось много благотворителей. Московский мещанин Дмитрий Федорович Захаров пожертвовал 1.200 руб. и дал заимообразно в церковь без всяких процентов на неопределенный срок 1.300 руб., Яков Иванович дол 100 руб., крестьянин деревни Стемянниково Иван Васильевич Долгов дал 100 руб., купчиха города Москвы Анна Ивановна – 100 руб. и различными лицами пожертвовано 134 руб. Колокол был слит в Ярославле на заводе купцов братьев Оловянишниковых. И таким образом составил благолепный звон. Доставлен он по железной дороге до Павловской станции, а оттуда усердием прихожан и окрестных жителей привезен к церкви. Колокол был поднят на место в Вербное Воскресение.
В сем году устроен иконостас в настоящей церкви нового каменного храма. Иконостас устроил купец, города Егорьевска, Рязанской губернии, Андрей Пантелеимович Хренов по плану, утвержденному Преосвященнейшим Амвросием Епископом Викарием Московским.
1893-й год.
Июля месяца 10-го дня сего года посетил не только здешний храм, но и некоторые селения прихода как-то: Ефимово и Теренино Преосвященнейший Тихон Епископ Можайский, который обращался не только в храм, но и в селения со словом назидания к предстоящим, что особенно было утешительно для прихожан и оставил в сердцах их умилительные воспоминания о Преосвященнейшем Владыке как добром Архипастыре.
В том же месяце была обносима в приходе икона с Иерусалимской Божией Матери из города Бронниц.
В октябре месяце был обносимы в приходе иконы Тихвинския Божией Матери и преподобного Стефана Махрищскаго из Махрищской пустыни, Александровскаго уезда, Владимирской губернии.
Священник Тихон Александров.
Диакон Михаил Лебедев.
Псаломщик Александр Соколов.
Смотрено декабря 7 дня 1893 года благочинный протиерей Павел Доброклонский.
1894-й год.
Всем году по храмам, так и по состоянию причта и прихода ничего особенного не произошло.
Священник Тихон Александров.
Диакон Михаил Лебедев.
Псаломщик Александр Соколов.
1895-й год.
В сем году крестьянином Теренинской волости, деревни Ефимовой Иоакимом Ивановым Чуварзиным и крестьянской деревни Бельковой той же волости, Ириной Евсевиевой Родиной вновь сделана и позлащена риза на икону Трех Святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы и сделана с однаго угла этой иконы серебряная, позлащенная риза на икону Усекновение главы Иоанна Предтечи, а так же подсвечник медный посеребрянный и серебряная, вызолоченная лампа. Ими же устроен иконостас а сию икону.
В сем году была обносима икона Иерусалимской Божией Матеи по селениям прихода.
Священник Тихон Александров.
Диакон Михаил Лебедев.
Псаломщик Александр Соколов.
1896-й год.
В сем году по случаю открытия мощей Святителя Феодосия Архиепископа Черниговскаго, усердием прихожан была написана его икона и установлено в память Святителя праздновать 9-го сентября. Всем году была обносима по селениям прихода икона Иерусалмской Божией Матери.
Священник Тихон Александров.
Диакон Михаил Лебедев.
Псаломщик Александр Соколов.
1897-й год.
В сем году усердием прихожан устроены иконостасы на иконе Св. Великомученика Никиты и Святителя Феодосия.
В сем же году по случаю тяжелой болезни местный священник Тихон Матвеевич Александров ноября 12-го дня вышел за штат, а на его место по резолюции в Бозе почившаго Митрополита Сергия, определен в священника к сей церкви воспитанник Вязнинской Семинарии Алексий Михаилов Виноградов.
Священник Тихон Александров.
Диакон Михаил Лебедев.
Псаломщик Александр Соколов.
1898-й год.
В сем году в июле месяце в нашем приходе была обносима Иерусалимская икона Божией Матери. В каменном храме устроена духовная печь и по сему зимой служили в трапезной каменного храма: устройство печи обошлось в 800 рублей. Работу производил московский печник Тимофей Ильич Трошин. В приходе все обстояло благополучно.
Священник Алексей Виноградов.
Псаломщик Александр Соколов.
1899-й год.
В сем году в наш храм пожертвована икона Св. Чуд. Николая в серебряной ризе и в богатом киоте краснаго дерева, бывшим прихожанином дер. Козлова Дмитрием Федоровичем Захаровым.
В сем году по болезни местный Диакон Михаил Иоаннов Лебедев ноября 3-го дня уволен за штат, а на его место Высокопреосвященнейшим Владимиром, Митрополитом и Коломенским определен учитель Подберезниковской церковно-приходской школы – воспитанник Московской Духовной Семинарии Иоанн Алексиевич Троицкий. Октября 1-го дня сего года Епархиальным Начальством утвержден в должности церковного старосты крестьянин д. Логиновой Семен Никитин Миронов. Октября 17 дня в д. Логиново открыта школа грамоты. Попечитель сей школы Миронов С.
1900-й год.
В октябре с. г. в наш приход приносима была Иерусалимская икона Божией Матери из г. Бронниц. Событий достойныя занесенная в летопись не было. В прходе все обстояло благополучно.
Священник Алексей Виноградов.
Диакон Иоанн Троицкий.
Псаломщик Александр Соколов.
1901г.
На новый год в полночь 12 ч. Служили молебен на встречу Новаго Года.
В сем году в ново-каменном храме,в трапезной части его, были поставлены два иконостаса и вся вообще внутренность храма живописна выкрашена мастером Владимирской Губернии Вязниковскаго уезда,села Палех Львом Ивановичем Параловым. В июле месяце по приходу была обносима Иерусалимская икона Б.М.. Достойно памяти по своей жаре и засухе лично – с июня и по сентябрю совсем не было дождей. От пожаров, особенно,лесов и болот, все лето до осени воздухе стоял дым,наш приход-селения Бог от пожаров сохранил.По милости Божей в сем году были присоединены к провославию из роскольников – поповцев крестьяне деревни Козлова Кирилл, Василий и Николай Ефимовы, Паленовы. В январе м. 30 дня в нашем храме совершал литургию Московский протоиерей – миссионер Иоанн Григорьевич Виноградов, после литургии он вел беседу о возникновении раскола и его не правоту,в числе слушателей был и раскольники,и не смотря на обличения их в затруднении они молчали и оправданий не высказывали: беседа велась около двух с половиной часа.
В сем году перемен в числах причта не произошло.
Существующая до сего времени в деревни Логиновой школа грамоты 26 октября сего года преобразована в церковно – приходскую. Учительницей назначена Анна Николаевна Гараздина, а законо- учителем Диакон Иоанн Алексеевич Троицкий.
Священик А. Виноградов
Диакон Иоанн Троицкий.
1902-й год.
13-го октября в 9 с половиной часов вечера умер псаломщик Александр Михайлович Соколов – 39 лет, прислуживавший при сей церкви 19 лет, а 17 ноября умер Диакон Лебедев.20-го октября избран в церковнаго старосту на второе трехлетие крестьян Семен Никитин Миронов.
Священник Алексей Виноградов.
Диакон Иоанн Троицкий.
Псаломщик Алексей Соколов.
1903-й год.
В конце сего года Диакон Иоанн Троицкий определен в священника в село Новлезское Бронницкаго уезда. Более выдающихся событий не было. В приходе все обстояло благополучно.
Священник Алексей Виноградов.
1904-й год.
В сем году начата постройка в каменное двухэтажное здание для школы и сторожки.
В ноябре скончался бывший настоятель местнаго храма – священник Тихон Матфеевич Александров: погребне при каменном храме, по левую сторону главнаго алтаря.
1905-й год.
Продолжение постройке каменнаго храма.
1906 год.
Школа – сторожка постройкою в сем году оконченна.
Местный священник Алексей Михайлович Виноградов Владыкою Митрополито переведен на другое место в ноябре месяце.
1 декабря последовало назначение настоятелем местнаго храма священника Христорождественской церкви, Московскаго уезда Михаила Владимировича Садикова.
В место уволенаго за штат Диакона Николая Лаврова назначен Диаконом к приходу храму псаломщик, Подольскаго уезда, Василий Андреевич Вознеенский.
Главными недостатками прихожан являются- вино и наряды, то и другое, а особеннопервое разоряют крестьян материального и развращают их нравственно.
Священник Михаил Садиков.
1907 год.
В течение сего года никаких перемер по церкви и в приходе не было.
Священник Михаил Садиков.
1908 год
В сем году в приходской жизни и в церкви все обстояло по прежнему.
Весна была очень дождлива, по осени суха.
Священник Михаил Садиков.
1909 год.
В се году в июле месяце по деревням прихда была обносима икона Божия Матерь Иерусалимсакия – из города Бронниц.
По храму никаких преображений не было, так как все уплачиваются долги за постройку сторожки и школы.
С июня текущаго года казенная винная в нашем приходе при деревни Теренино по ходатайству крестьян была прикрыта. Теперь в приходе,благодарение Богу, не имеют ни одного заведения с продажею страшных напитков.
В октябре месяца текущаго года умер бывший староста церкви и строитель каменнаго храма - крестьянин деревни Ефимова Иван Евсеевич Чуварзин.
Священник Михаил Садиков.
1910 год.
В мае месяце было построено собственное здание церковно-приходской школы деревни Логинво. В том же месяце вступил в должность новый церковный староста – крестьянин деревни Козлова Максим Федотович Колонин. По храму никаких приобретений не было, так как все еще продолжается уплата догов по постройки школы сторожки.
В октябре месяце построен дом псаломщику на церковный счет, на что израсходовано 700 руб. и взято из церковной дачи 100 корней лесу.
В приходской жизни никаких перемен не было.
Священник Михаил Садиков.
Дмитрий Игнатьев 1646 г., Андрей 1680 г., Иван Федоров 1704г., Семен Иванов 1722 Г..(Переписн. Кн. 9809, л. 208 об, кн. 9807, л. 181 об. Патр. Прих.дозорн. Кн. 141, л, 232 )
В той же книге на стр. 50 читаем:
В записной книге исходящих бумаг Синод. Каз. Приказа за 1730г. Значится:( мая 12 числа, запечатан указ о строении церкви, по челобитью вотчины Чудова монастыря села Запопорья церкви Покрова Богородицы попа Василия Михеева с прихожанами, велено в то село Запопорье, вместо горелой Покровской церкви, перевести из Московскаго же уезда, из вотчины Троицы – Сергиева монастыря, из седа Никитскаго, старую церковь во имя Великомученика Никиты и построить на том же церковном погорелом месте вновь церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы)
Священник Михаил Садиков.
1913.
В истекшем году в приходской жизни изменений никаких не было. Нравственность народа быстро идет под уклон. Фабрики, трактиры развращают народ более, чем того можно было бы предложить. Удержать приход от падения рядовой священник не в силах, его мало слушают, больше берут под сомнение. В приходской деятельности каждый шаг священника, хотя бы благонамеренный и на пользу прихода клонящийся, старались истолковать в другую сторону, обьясняя его корыстолюбием или честолюбием. Винить в таком отношении прихожан к своему священнику одних только их было бы несправедливо: в большей или меньшей доли, но все таки повинно в том и духовенство, своим непростительным равнодушием к чисто пастырской деятельности.
В июле месяце сего года наш храм по попущении Божии постигло несчастье. Злые люди подпилили ночью решетку в окне, сломали замки южной боковой двери, проникли в храм и похитили все ценное из Свящ. Сосудов и 40 руб. деньгами из церковнаго ящика. Летом сего года во всем храме сделан пол – стоимость новаго пола 4050 рублей. Из церковных сумм в текущем году уплачено 1750 рублей, означенная сумма уважаемым церковным старостою Прокопием Максимовичем Колониным собиралась и сохранялась в течение двух лет.
В уплату за новые полы поступили еще 1500 руб, пожертвованные Павловским фабрикатом Александром Егоровичем Соколиковым: так что за церковию осталось долгу только 800 руб.
В это же время г. Соколиковым было пожертвовано еще 300 руб. на поминовение вечное сродников: деньги обращены в процентныя бумаги.
В дополнение к сведениям на листе №2 о Св. Иконе Трех Святителей Московских: Петра, Алексии и Иоаоое, особенно чтимой православными, считаю долгом сообщить слышнное мною от сторожила Никитскаго погоста – священника города Москвы, церкви Павла Ивановича Доброва. Означенный священник доводится правнуком местнаго священнику Иллариону Васильева и внуком его дочери – Параскевы Илларионовны- современница обретения Св. Иконы Трех Святителей, так что его показания должны быть близки к истине.
По его словам в то время жил близ Никитскаго погоста, на другой стороне речки Дроздна - в собственном домике один пришлый человек со своею женою: имена их неизвестны, но оба они были в приклонных годах. Это был отставной звонарь Московскаго Успенскаго Собора. По каким –то причинам он приехал сюда на жительство и пивез с собою Св. Икону Трех Святителей Московских, которою он взял как ненужную и завалявнуюся в кладовых Успенского Собора. По всей вероятности эта иконна долго была у него в Московской квартире, он привык видеть ее, считая уже своею собственностью и как таковую привез ее на место новаго своего жительства.Здесь, спустя некторое время до него дошел слух, что в Москве в Успенском Соборе похищено много старых икон и что их усилинно разыскивают, слух этот так его напугал, что решил с этою иконою расстаться. Но не желая ее уничтожить он как бы предал ее в волю Божию – взял и пустил в воду по речки около своего дома. Св. Икона проплыла по воде около версты и остановилась в кустах около берега, где и была найдена означенным на месте – крестьянином М.Н. Какушкиным.
Священник Михаил Садиков.
1914 год.
В сем году никаких улучшений по храму не было Весь доход церковный внесен был в уплату долга. За пол весь долг погашен. В конце июля открылась Великая Отечественная война. Мобилизация была небывалая – собраны чуть ли не все запасные. Из нашего прихода собрано запасными человек около 150. Отправился на войну и наш уважаемый церковный староста – Прокопий Максимович Колонин, будучи призван как один из запасных. Великое горе постигло православных, много слез было пролито, но Господь послал нам и великое утешение. По повелению Государя Императора были закрыты все винные лавки и трактиры сначала на время мобилизации, потом срок продолжили и верится православным, что никогда они не откроются. Наступила у нас новая трезвая жизнь. Несчастные, горькие пьяницы и по неволе остепенились, стали на роботу, сделались полезными членами общества, да и сами обулись, оделисьи вид стал приличный – светлый стал.
Великое бедствие войны, но великая и радость трезвости. Лучшие люди России думали как им побороть врага народнаго – змия зеленого. Пологали, что при всеми напряжении лучших сил народа на борьбу эту потребуется много лет. Но вот пришла война ужастная и страшная, послал Господь великое и тяжелое испытание народу православному и великий домашний враг народный – змей зеленый лежит уже поверженный, и хочется верить, что уже никогда ему не поднять своей головы зловонной и не допустил Господь, чтобы дыхание его смрадное опять отравляло многотерпиливуюи боголюбивую душу народа.
В октябре (29 число) в приходе было открыто Кредитное Товарищество. Руководство всеми делами Товарищества, а так же ведение книг, за отсутствием подходящих людей принял на себя местный священник о. Михаил Садиков.
Священник Михаил Садиков.
1915г.
В течение всего года война продолжалась, было еще несколько наборов и запасных. Небывало много выбрали у нас людей. Тяжело, очень тяжело переносить народу такую войну, но духом он не падает, хотя и весь год на войне был для нас неудачный.
В сем году дал себя особенно почувствовать другой враг народный: свой домашний всех положений рангов, пользуясь временем тяжелом, подняли цены на все необходимые продукты до небывалых размеров. Мешок ржаной муки стоял до войны 6-7 руб., теперь 11-12 руб.. Пуд крупы стоял 2.80-3 руб. теперь 4р. – 4.20., гречная крупа до войны продавалась по5к. фунт, а теперь 9-10к. и так во всем. Если принять к сведению, что и муки и крупы и сахару и других первейших предметов продовольствия у нас на Руси своих изобилие и что за границу теперь из них уже почти ничего не идет, то по неволи удивишься - откуда могла появиться такая дороговизна как могли люди ее создать. Хитер и селен враг людской и много еще среди нас грешных верных его и послушных приспешников. Но не смотря на такую дороговизну, народ живет по старому, если не лучше. Солдатския семьи довольно обеспечены казенным пайком, заработки есть, а рабочие руки тоже вздорожали. Всем этим значительно сглаживается дороговизна и, по крайней мере, в нашей местности, она не так чувствительна как кажется на первый взгляд. В середине года стало замечаться отсутствие звонкой монеты, и чтобы придти на помощь народу Правительство выпустело замен серебряной монеты марке в 10, 15 и 20 коп.. В конце года по той же нужде и стой же целью были выпущены бумажные мелкия монеты в 1,2,3 и 5 коп.
В августе и сентябре месяце по почину священника Садикова прихожане собрали 2.130 рублей золотою монетою, каковая сумма и была сдона священником Садиковым в Московскую Контору Государственнаго Банка в обмен на кредитные билеты. Государство очень нуждалось в золотой монете и прихожане в данном были обязаны ему и свою долю помощи.
Наш уважаемый церковный староста Прокопий Максимович Колонин в феврале месяце в обоях в восточной Пруссии попал в плен. После обьяснилось, что он находиться в г. Герлице в Германии, в лагере военнопленных, откуда все время шлет письма.
Священник Михаил Садиков.
1916 год.
В сем году война продолжалась с преждним напряжением. Дороговизна всяких продуктов тоже возрастало. Приходская жизнь протекла по старому.
1917 год.
Мая 21 дня избран приходской совет, который начал свою работу с 21 августа. Сентября 15 дня торжественно отпраздновала 200 летний юбилей древняго древестнаго храма. На торжестве присутствовали: села Троицкаго Алексей Иоаннович Никольский, Пятницкаго погоста Василий Архиепиский, села Севостьяново – священник Александр Помипрнцев и села Юркино священник Александр Филиппов.
В октябре месяце произошол Государственный переворот, власть перешла к партии социалистов – большевиков (комунистов).Началась ломка не только государственных порядков, но и социального строя, что от этого произошло – это дни Истории. Одно только считаю нужным записать, весь народ разделился на два лагеря – буржуи и пролетарий, при чем последние были больше, чем полноправные граждане, а первые меньше, чем рабы.
Священник Михаил Садиков.
1918-1921 гг.
В 1981 году последовал декрет об отделении церкви от государства. На церковной жизни прихожан этот декрет нисколько не отразился, еще не было ни однаго случая, чтобы прихожане обходились без церковнаго благославления в важныя минуты жизни. Что пережила за эти два года церковь, духавенство – это лучше и подробнее расскажет история. Всякия издевательства и кощунства над церковию и религиею были явлениями самыми обыкновенными. В 1920 году было открыто Богородское викарианстство и Епископом Богородским назначен преосвященный Никанор из Архимандритов Никольскаго единоверческаго Московскаго монастыря. 1919 году церковный староста М. Колонин от должности отказался, был избран новый – крестьянин деревни Стремянникова Иван Яковлевич Павлов ( 11 мая ). За эти годы хозяйственная жизнь народа быстро разрушалась, а вместе с тем росла дороговизна на все. К концу 1921 года цены стояли следующие: пуд муки – 140.000 тысяч рублей, картошки – 20.000, пудь капусты – 18.000 руб., 1 фунт растительного – 20.000 руб., 1 фунт сахару – 35.000.. Корова стоит – 3.000.000 руб. и более, лошадь то же в этих ценах, 1 фунт соли 2.500 р., 1 коробка спичек 1.800 руб., простой нож 10.000 руб. и т.п.
Священник Михаил Садиков.
1922
Страшный голодный год. Вместе со всеми голодали и мои прихожане. Зимою сильно свирепствовал тиф, особенно в деревне Логиново, а весною дизентерия. Голод и страшныя эпидемия много народу уложило в могилу. За хлебом ездили по всей России: поездки сопровождались нечеловеческими муками, которыя, конечно, будут описаны на страницах истории.
1923 г.
Народ стал оправляться от голода, государственная жизнь понемногу налаживается. Антирелигиозная пропаганда ведется с особою настойчивостию. Церковь подавлена и молчит и со скорбию смотрит на безумия человеческая.
В сем году, к великому прискорбию верующих, правящая церковь разделилась на два враждующих лагеря – на обновленцев и тихоновцев.
Мои прихожане, заподозрив меня в сочуствии обновленцам, в июне месяце постановили меня уволить и привезли новаго священника о. Ивана Любимова. Но так как это было делание небольшой кучки моих ненавистников, то большинство прихожан за меня вступилось, образовали свою религиозную общину около древняго деревяннаго храма, только бы не расстоваться со мною. Таким оброзом из одного прихода стало два, оба прихода патриаршие, но враждуют между собою более, чем верующие с безбожникамп.
Прискорбно смотреть на подобное явление, особенно священнику, но что же делать, видно так нужно для неисповедимых путей промысла Божия, моей же вины в том нет никакой.
1924
Разделение в приходе продолжается, но вражда между верующими значительно сокращается. Приходит отрезвление, раздаются голоса о необходимости обьядинения. В нашем храме старостою церковным избран крестьянин д. Козлова Семен Прокопиевич Горячев, проходит своею службу с особым усердием.
Безумный натек безбожия продолжается: сеет много, а пожинают очень мало. Церковь вынужденно молчит: духовенство – самые бесправные обыватели, хотя разные налоги взыскиваются более чем аккуратно и при том налоги очень внушительные. Епископы частосидят в тюрьмах, или же пребывают в Соловках, Коми и других курортах прекраснаго севера. В настоящее время в Соловках находится наш Богородский Епископ Преосвященный Платон, назначенный в 1923 году после смерти Епископа Никанора. О дин Епископ на вопрос каким он числится Епископом, ответил:* Епископ Таганский, Бутырский и всех северных сторон Патриарх.*
Священник М.Садиков.
1925
В деревянном храме паперть между храмом колокольней устроена в 1817 году: в том же году весь храм был покрыт железом, при чем последняго было куплено на 2.214 рублей. Плотникам отдано 475 руб., кровельщикам 110 руб.(1817 год).
Иконостас поновлен и позолочен в 1818 году, на что расходу последовало 2775 руб.
Церковь расписана внутри в 1819 год. Израсходовано в первом году 512 р. 55к. и во втором 537 руб.
Обшита церковь тесом в 1825 году: в том же году и окрашена: всего израсходовано приблизительно 3.500 руб. Относительно ограды и фундамента в приходо – расходных книгах за эти годы упоминаний нет. Следовательно они были сооружены раньше 1808 года.
В сем 1925 году крыша храма и стены выкрашены масляными красами, на что потрачено 1.200 рублей.
1926.
В начале сентября сего года избран церковный староста гр. д. Логинова Семен Полеков. Распоряжением заместителя Патриаршаго Местоблюстителя Высокопреосвященнейшаго Сергия, Митрополит Нижегордаскаго в августе сего года открыто Орехово – Зуевское викариатство, к которому перечислены только 9 церквей из Богородскаго викариатства, в числе их и наша церковь. Епископом Орехово – Зуевским назначен Преосвщенный Никита, Епископ Бугульмильский, Саратовской Губернии.
1927 г.
За 210 лет существования храма в сем году впервые в нем было архиерейское служение: служили Преосвященный Никита 10 янв. И 15 сентября. В сентябре же месяца Преосвященный Никита перемещен в Нижний Тагильск, Ураьской области. К пристольному празднику были реставрироаы три иконы: Спасителю, Божией Матери и пр. Сергия. Реставрировал художник – рестоврато Петр Иванович Орлов за 500 руб.
В последние месяцы года весь храм внутри был выкрашен, и пол – все работы стоили 750 рублей. Много для храма усердствует церковный староста С.Т. Поляков и помощник старосты Клим Иванович Ермолаев.
При церкви хранятся следующия старинныя книги:
1. Менея бщая печат. – 1639 год.
2. Менея есячная \ сентябрь – декабрь – 1646 г.
3.Октоих 2 кн. -------- 1683 г.
4.Сборник поучений на воскр. дни – 1777 г.
5. Сборник поучений на каждый день – 1803 г.
6. Толкование соборныхпосланий – 1794 г.
7. Триодь постная – 1763 года.
8. Менея месячная – январь – 1750.
9.---------------------- - май – 1750.
10.-------------------- - июнь – 1750.
11. ------------------- - июль – 1750.
12.-------------------- - сентябрь –1750.
13.-------------------- - декабрь – 1750 г.
14. Напрестольное Евангелие– 1649 года
15.Октоих ( 1-4 глас) 1663 г.
16. Требник – (при царе Алексие Михайловиче точной даты не имеется)
17. Типикон – 1682
Толкования соборных посланий (под 7 ном.) книга принесина в дар священнику Илариону Васильевичу в день ангела ( 7 нояб.) священником Параскеевской церкви Петром Соловьевым.
1928 год
Иеромонах Иоанн – в мире протоирей Московский Георгеевской, что на малой Дмитровке, церкви Иоанн Алексадрович Соколов 28 сентября 11 октября 1928 года в Московской Харитониевской, что в Огородниках, церкви за Божественной Литургией Преосвященными: Митополитом Нижнегородским Сергием, Архиепискоом Оренбурским Дионисием, Хутынским Алексием, Рязанским Ювеналием, Вятским Павлом, Звенигородским Филиппом, и еп. Дмитовским Амвросием, содействующу Св. Духу, рукоположен во епископа Орехово – Зуевскаго, викария Московской епархии.
В ночь на 3 октября злоумышленники, выпилив входящую дверь, проникли в храм и похитили следующее: дарохранительницу, крест напрестольный и ризы с икон – Св. Николая, воскресения Христова и божия Матери Ахтырской – все вещи серебряные.
В сентябре месяце Павовскою купчихою Софиею Колчиновою поертвовано в храме Св. Икона с изображением святых – Вмч. Никиты, Марии Египетской и Пр. Иллариона.
Священник Михаил Садиков.