Какие у него чистые глаза…

Фото с поездки на выставку художника Павла Рыженко

На фоне того бесовского шабаша, который творится в массовой культуре и смакуется  во всех подробностях, пропитанных миазмами либералоугодничества и западопоклонничества  в  СМИ, резко выделяются и стоят на недосягаемых высотах отдельные гениальные творческие личности, являющиеся носителями русского духа, русской культуры. Ни то и ни другое невозможно без твердой опоры на православный фундамент, на опыт христианского доброделания, на ежедневную и ежечасную духовную работу и самосовершенствование. Только человек  постигающий азы, а затем и глубины христианства, ведомый наставлениями преподобных Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, Феофана Затворника, сверяющий вехи своей жизни с Евангельским фарватером и руководствующийся назиданием и опытом старцев наших дней, может быть  интересен не только сам по себе, но и в творчестве своем возноситься  до высот иконописца преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного, архитекторов  Бармы, Постника,  Тона, музыкантов Турчанинова, Римского-Корсакова, Свиридова, художника Корина и Васнецова.

       Только  выполнение и сочетание всех этих качеств, освященных молитвой, добротолюбием и стяжанием Святаго Духа, вписывает имена творцов золотыми буквами в историю государства Российского.

       Ни один здравомыслящий русский человек никогда не скажет, что «Черный квадрат» Малевича оказал серьезное  воздействие на его духовное развитие, что музыка «Кiss и «Queen» созидательна, выставки в Сахаровском центре сродни Русскому музею и Третьяковке, в рэпе широко развертывается загадочная русская душа, а растаманы – передовой духовный отряд нашей молодежи.

         Вот об одном маяке Русского искусства мне хотелось бы сейчас рассказать – это Павел Рыженко. Наше заочное с ним знакомство началось года три назад, когда о творчестве русского художника заговорили широко.

         Репродукции его картин «Выбор веры», «Тишайший», «Муравейник», «Дворник», породили в наших сердцах жгучее желание увидеть  первоисточники, а тем паче, другие произведения. Как оказалось, попасть на ежегодную выставку произведений Павла Рыженко совсем просто – есть московский адрес, есть дата открытия, закрытия и часы работы. Осталось только приехать и любоваться, впитывать красоту, плакать, очищая свою душу прикосновением к Божественному  искусству. Но не все так просто!

        Кроме зримых супротивников всего русского, православного и национального, есть и незримые враги возрождения Святой Руси. Враг нашего спасения строит всяческие козни, не уставая и ухищряясь все более и более. В позапрошлом году попасть на выставку мы не смогли из-за оцепления, которое было установлено  в связи с какими-то антитеррористическими действиями возле Госдумы. В прошлом году нам помешало попасть изменение графика открытия выставки и ДТП, в которое попал наш автобус. В этом году выставка размещается в центральном музее вооруженных сил на «Новослободской». Добрались быстро без пробок, но и тут у входа в музей – последняя подножка – «понедельник – вторник выходные дни». И мы уж было опечалились и собрались «не солоно  хлебавши» ехать «восвояси», но Господь, видя наше усердие в ту же минуту открыл нам бездны своих щедрот и милосердия. Неожиданно явилась сотрудница музея, которая объяснила нам всю сложность ситуации, но в то же время взяла на себя функцию ходатая за нас. Она договорилась с охраной, охрана нас пропустила. Так же были благосклонны и сотрудники выставки, которые разрешили даже фотографировать работы. И мы оказались в четырех громадных залах, отданных творчеству и работам Павла Рыженко. Ощущения наши были слегка сродни тем переживаниям, которые испытывает ребенок, попавший в громадный магазин «Детский мир», когда там нет ни одного покупателя, и ты можешь брать любую игрушку, никто тебя не остановит. О картинах я скажу ниже, а пока забегая вперед с радостью сообщаю читателям, что на этом наш праздник не окончился. В одном из залов работал над картиной сам Мастер. Им оказался простой русский человек с небольшой русой бородкой, светлым лицом и глазами… Такие глаза, наверное, были у Александра Невского, Дмитрия Донского, Серафима Саровского. Мы все имели счастливую возможность побеседовать с ним, выразить свои чувства, пожелания. «Какие чистые у него  глаза» - сказали девчонки из детского корпуса. Действительно, только такими чистыми глазами можно лицезреть те первообразы, которые затем автор отражает на своих картинах.  Нисколько не чванясь, и не делая утомленное от звездной болезни лицо, кудесник русской кисти сфотографировался с нами, терпеливо подождав организационные действия фотографа и спросил наши замечания по экспозиции и некоторой ее атрибутике. И проводил, все так же улыбаясь, небесно-чистыми глазами. 

        А посмотреть-то на выставке есть на что.  Много отдельных портретов, исторических персонажей русской земли – Малюта Скуратов, Иван Грозный, Алексей Михайлович – «Тишайший». Есть русские пейзажи, освященные присутствующими на них монастырями, храмами, колокольными. Есть небольшие жанровые сценки, а есть громадные полотна, триптихи, у которых застываешь надолго и изучаешь каждую деталь, каждый штришок, из которых сплетается эпос. Незабываемо полотно «Выбор веры», где мы видим апофеоз земных страданий великомученика и Победоносца Георгия. Видим самого святого, окровавленного и истерзанного и в молитве уже переходящего в мир иной – в мир Божий. Видим царицу Александру, открыто исповедующую Христа и ее мужа в бессильной ярости и злобе отдающего приказ – отправить супругу следом за Георгием. Видим толпу черни и знати, перемешанную с блудницами и пьяницами, где человеческие лица постепенно сходят на нет, и вместо них появляются сначала свиные рыла, а затем и инфернальные хари. Видим воинов, друзей и соратников святого Георгия, на лица многих из которых легла тень сомнения, озадаченности, смутной тревоги. Видно, что многие из них задались вопросом – за что?  Создается ощущение, что в их сердцах на наших глазах сеются семена Божественной истины и правды, и что недалеко то время, когда многие из них, из этих очерствевших в боях римских легионеров, подобно Георгию снимут доспехи и, исповедовав Христа, взойдут на Крест или будут колесованы на том ужасном колесе  со свистящими в воздухе лезвиями, которое увидим на заднем плане. «Калка» -  поле усеяно телами убитых русских воинов, из них складывают громадную пирамиду, рядом связанные, но еще живые плененные русские князья. На них лежат щиты, покрытые коврами, а сверху развалились победители - уже пьяные наследники Чингисхана,  соплеменники Батыя, отцы Тохтамыша и деды Мамая. А в центре полотна - опутанный веревками Русский Воин, вокруг него толпятся дикари, обезумевшие от радости, что в их сетях находится такая Сила и такое Величие. Но больше всего приковывает  к себе внимание лицо и взгляд пленника, которого и пленником-то назвать нельзя, не взирая даже на веревки и путы. В этих глазах такая горечь, такое понимание урока, такая сила и ненависть к врагу, такая скорбь от предчувствия будущих бед, надвинувшихся на Русь! Становится ясно, что весь этот дикий хохот, что все это разнузданное веселье дано  варварам ненадолго, еще придется им поплакать кровавыми слезами. Недолог их век и близок конец их империи.

         Глаза в исполнении этого художника настолько выразительны, что порой притягивают к себе все внимание зрителя и порой внешний антураж картины может казаться совсем ненужным. Но именно с мелочей, с игрушек, погон, пуговиц, оружия начинаем мы смотреть на картину, постепенно подбираясь к ее центру – глазам, и уже этот взгляд, это долговременное смотрение «глаза в глаза» является завершением знакомства с картиной, с ее образами и персонажами. Начинаешь точно видеть, и как мне кажется понимать течение мыслей  и чувств художника.

         Триптих «Царский крест» является, наверное, самой лучшей иллюстрацией, почти иконописной к понятию подвига Царской семьи. Когда, желая лучше рассмотреть трагические фигуры Государя, царицы и наследника с забинтованной коленочкой, подходишь ближе к центру картины, то создается невероятное ощущение - что ты вошел в эту комнату. Хочется поправить одеяло на спящем цесаревиче, подхватить Евангелие, сползающее с колен задремавшей императрицы и поцеловать руку новомученика Российского, страстотерпца Государя Императора Николая II, как целуют руку у Святейшего Патриарха единственный раз в жизни, попавшие к нему на благословение.

        Но надо заканчивать  совершенно неблагодарное и безсмысленное дело описывать картины и впечатления от них, тем более, если сам не художник, не историк, не Толстой и Достоевский.  Самый лучший вариант – это съездить самим и посмотреть эти картины.

        Выставка работает до 27 февраля с 10 утра до 17.00 кроме понедельника и вторника.   Находится выставка в Центральном музее вооруженных сил, что в пяти – семи минутах ходьбы от станции метро «Новослободская». Самый близкий ориентир – здание Театра Советской Армии (ул. Советской Армии, 4) .  Все сотрудники - милейшие люди, при желании можно приобрести копию понравившихся произведений прямо здесь, в фойе. Хотелось бы, чтобы как можно большее число в первую очередь наших детей увидело бы эти картины, а еще лучше – некоторые копии иметь в классах. Это будет, пожалуй, одна из ярчайших составляющих духовно-нравственного воспитания российского школьника и студента.

Игумен Амвросий /Шевчук/

Биография  художника Павла Рыженко

Павел Рыженко родился в 1970 г. в Калуге.
В 1982 г. поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова.
В 1990 г. поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, учился у профессора, народного художника России И.С. Глазунова.
В 1996 г. защитился дипломной картиной "Калка".
С 1996 г. по 1999 г. самостоятельная творческая деятельность.
С 1999 г. преподаёт в Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества на кафедре Композиции.

35-летний Павел Рыженко пишет в стиле "классического реализма". Искусствоведы считают его одним из самых талантливых выпускников Академии. Его учитель - Илья Глазунов - говорит, что "Павел Рыженко - страстный в работе талантливый художник, у него большое будущее". Галина Вишневская называет молодого художника "мастером русской классической школы живописи".
       О своем творчестве Рыженко говорит: "Я предлагаю людям еще раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте проявился великий дух нашего народа. Понять, что мы не серая масса, не так называемый "электорат", а народ с богатой историей и самосознанием. Мне хочется верить, что я предлагаю людям альтернативу массовой, "мишурной" культуре, которая заставляет нас забыть о главных вопросах бытия".
       Живопись Рыженко - это не просто талантливо написанные картины. Это бронебойные снаряды, разрушающие наше равнодушие к великой истории России. Это тяжелые колокола, пробуждающее в нас стремление сделать себя лучше. Картины Рыженко - выражение его внутреннего мощного духа, горячего и бескомпромиссного стремления, как он сам говорит, "видеть Россию сильной и свободной от греха".
        В сентябре 2004 года в Центральном доме художника состоялась первая персональная выставка Павла Рыженко, после которой о живописце широко заговорили как о несомненном таланте, замечательном мастере кисти, работы которого наполнены щемящей сердце любовью к России. Тогда на суд публики Рыженко вынес целую галерею картин. Центральное место в экспозиции заняли девять монументальных полотен, объединенных единой идеей "исторических аналогий современности": "Калка", "Смутное время", триптих "Царская Голгофа", "Царево молчание", "Выбор веры", "Тишайший", "Молитва".
       На нынешней выставке будет представлено более 50 картин. Главное место займут 12 новых полотен. Это картины о Куликовской битве ("Поединок Пересвета с Челубеем", "Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву", "Ослябя", "Утро перед битвой. Пересвет"), а также "Братия", "Тайна Царёва. Федор Иоаннович", "Малюта Скуратов. Царский указ", "Ветеран", "Семнадцатый год", "Веночек", "Муравейник", "Удар колокола". Новые картины продолжают идею прошлогодней выставки и вновь обозначают главную тему в творчестве художника: духовный путь России, который пролегает через разные эпохи и исторические события - от татаро-монгольского ига, смутного времени до гражданской братоубийственной войны. "Моя роль, - говорит Рыженко, - раскрыть духовный подвиг русского народа, поднять эту тему на щит, чтобы русские люди воспрянули, чтобы избавить нынешних сынов Отечества от уныния".
Уважаемый зритель!
       Прежде чем Вашему вниманию будут представлены написанные мною работы, позвольте пояснить их смысл. Чтобы не пересказывать обширную и доступную историографию всей массы событий, изображенных на холстах, хотелось бы вскрыть главный вопрос - зачем такие отдаленные во времени и пространстве события были соединены воедино на экспозиции? Для чего соседствуют III и XX век? Почему цари русские, древние мученики и князья вновь напоминают нам о своем жизненном подвиге? Как ответить на эти вопросы одной фразой? Едва ли это возможно, если не задаться вопросом о смысле жизни человека, современного и древнего. Итак, я пытаюсь ставить самому себе и невольно Вам, зритель, эти серьезные вопросы и искать на холсте и в себе ответы на них. Современность в лице средств массовой информации и популярной, мишурной антикультуры добивается от нас забвения главных вопросов бытия человека. Посредством различных пестрых и действующих на самые низменные инстинкты и наклонности шоу мир принуждает нас забыть о том, кто мы? Вспомним же вместе, дорогой зритель, о нашем древнем прошлом, о нашем убиенном отце - государе, сравним нашу теперешнюю жизнь с деятельной, созерцательно - величественной жизнью Государей наших, воинственных предков, простых детей и жен тех времен, о которых мир вспоминать не велит нам. Вспомним о них, подумаем о великой цене, которую заплатили они за нас и устыженные, но обнадеженные, взглянем на себя, на свою жизнь поглубже, построже. Вспомним о том, что мы - Великий Христианский народ, а не стадо, массы, электорат.

Выбор Павла Рыженко