Правда о Зое и Шуре

Новые документы заставили по-новому взглянуть на судьбу героев.

До недавнего времени казалось, что о Зое и Александре Космодемьянских известно все. Трудное детство – отец умер, когда они были еще детьми, и мать воспитывала их одна. Денег не хватало, но это только еще больше сплотило семью. Учились брат с сестрой на отлично, состояли в пионерской, а затем комсомольской организациях, и свои подвиги совершили потому, что иначе поступить не могли. Написанная после войны матерью героев «Повесть о Зое и Шуре» только подтверждала созданный пропагандой облик.

Вопросы и противоречия.

Тем не менее, внимательный биограф не мог не заметить некоторых противоречий. Да и о подвиге Зои Космодемьянской, как ни странно, было известно немного. Ушла добровольцем на войну, была зачислена в разведшколу, при выполнении очередного задания была задержана немцами и после изощренных пыток казнена. Ни воспоминаний очевидцев (деревня Петрищево была многолюдной), ни  подробностей задания, полученного комсомолкой.

А уж совсем придирчивых удивляло и то, что на родине Космодемьянских – в селе Новые Гаи под Тамбовом – памятник Зое появился только к пятидесятилетию Победы, в 1995 году. И это при том, что почти в каждом советском городе имелись улица или площадь, носившие имена героев-комсомольцев.

И только сейчас, когда в распоряжении исследователей оказались новые документы, появилась возможность ответить на большинство  возникших до того вопросов.

Потомки Космы и Дамиана.

Фамилию Космодемьянские в Тамбовской губернии носили  многие священнослужители. До деда Зои и Шуры, Петра Ивановича, настоятелем храма в Осином Гае был его дядя Василий Иванович Космодемьянский, а до него дед, прадед и так далее. Да и родился Петр Иванович в семье священника.

Кроме того, имена святых братьев Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна) в фамилии ко многому обязывали. Прославились они не только своими лекарскими талантами, но и тем, что никогда не брали за свое мастерство платы. Легенда гласит, что после смерти родителей братьев посетил Дух Святой, который, наделив сирот талантами, однако же, предупредил: «Даром получили, даром и отдавайте». Но однажды Дамиан, поддавшись на уговоры, принял от одной из вылеченных им женщин куриные яйца, чем так расстроил Косму, что тот даже похоронить себя завещал отдельно от брата. В любом случае в святые летописи вошли они как бессребреники и даже после смерти страждущим помогали.

По окончании семинарии Петра Ивановича определили псаломщиком в храм села Большая Липовка Моршанского уезда, где он организовал для деревенских детей школу, в 1900-м был рукоположен в священники, а в 1906 – м после смерти дяди стал настоятелем Знаменской церкви в селе Осиные Гаи.

Когда-то, как вспоминала Любовь Тимофеевна, в этих местах были густые осиновые леса, но потом от них ничего не осталось, плодородные почвы разъедала  эрозия, а однажды, расположенная на краю изба даже сползла в подступивший к селу овраг, похоронив всех своих обитателей.

Село насчитывало почти тысячу дворов, из каждой семьи кто-то обязательно подрабатывал в городе, и доброжелательный священник пришелся в Осиных Гаях как нельзя кстати. Он и учил, и лечил бесплатно, а в случае нужды всегда мог деньгами выручить. К тому же, будучи женат и имея четырех сыновей, отец Петр не сторонился и простой деревенской работы – сеял хлеб, выращивал овощи, содержал скотину. Старшего сына – Анатолия – отправил в духовную семинарию и помогал ему, чем мог. Казалось, ничто не в состоянии было нарушить устоявшегося годами быта, но грянула революция.

«Беднота – не голытьба, а голытьба – не добродетель». Пожалуй, нигде так не чувствовалось разделения на красных и белых, как на Тамбовщине. Недаром подавление крестьянского мятежа именно в этой губернии выделялось в советских учебниках наравне с основными сражениями Гражданской войны.

Уже к середине 1918 года тамбовская губерния из снабжавших страну хлебом перешла в число особо нуждающихся. Беспощадное изъятие зерна и репрессии против его укрывавшихся коснулись каждой семьи, а Осиногайский комбед отличался чуть ли не особыми зверствами. И конечно, отец Петр Космодемьянский не мог оставаться от происходившего в стороне.

По воспоминаниям старожилов, записанным уже в 1980-е годы, на День Святой Троицы батюшка недвусмысленно заявил, что так называемые комбеды на бедных и сирых представляют, а голытьбу, не желающую работать и под видом «борьбы с эксплуататорами» занимающуюся обыкновенными грабежами. Ему этого не простили.

В ночь с 26 на 27 августа 1918 года подогретые самогоном бандиты выволокли священника из дома, на глазах жены и трех младших детей избили до полусмерти, привязав за руки к седлу, проволокли по селу и сбросили в Сосулинские пруды.

Еще в 80–е среди старожилов существовала легенда о том, что перед смертью Петр Иванович говорил о каких-то двух ангелах, что придут, но и уйдут, так и не сумев заблудших людей образумить.

Тело Космодемьянского обнаружили весной, и, по свидетельству все тех же очевидцев, «было оно не испорченным и имело восковой цвет». Похоронили на кладбище вблизи церкви  Знамения, в которой Петр Иванович служил последние годы.

От беды не убежишь

В «Повести о Зое и Шуре» Любовь Тимофеевна довольно подробно рассказывает о тяготах, которые пришлось пережить, но и умалчивает о многом. Как, к примеру, можно было написать, что и дедом, и прадедом, да, наверное, прапрадедом героев-комсомольцев были священники, а их нескончаемые переезды с места на место перед войной были вызваны, скорее всего, боязнью репрессий. Только однажды  можно  увидеть намек на существовавшую в семье легенду: это когда Любовь Тимофеевна вспоминает, что ее малолетнюю дочурку в Осиных Гаях односельчане сравнивали с ангелочком. Да и то, мало ли найдется детей, которых бы с ангелами не сравнивали? Другое дело, кто потом вырастает.

После гибели Петра Ивановича Космодемьянские еще какое - то время оставались на прежнем месте.  Но вдова даже похоронить его не решалась, пока не получила от новых властей разрешения. Старший сын Анатолий оставил учебу в Тамбове и вернулся в деревню, чтобы помогать матери с младшими детьми. Когда же те подросли, женился на дочери местного писаря Любе. 13 сентября 1923 года родилась дочь Зоя, а через два года – сын Александр.

Зоя была маленькая и хрупкая.  Ходить она стала к одиннадцати месяцам. Окружающие ее любили, потому что она была очень приветлива и доверчива. Выйдя за калитку, улыбалась каждому прохожему, и если кто-нибудь говорил ей: «Пойдем ко мне в гости, ангелочек?» - протягивала ручки и тут же шла».

Любовь Тимофеевна и Анатолий Петрович учительствовали, но в 1929-м началась коллективизация, и Космодемьянским припомнили их происхождение. Разъехались почти все: младшие на юг, а Анатолий с семьей – в Сибирь, в небольшую деревню Шиткино на Енисее. Только мать уезжать отказалась, заявив, что похоронена будет рядом с мужем.

Анатолий же сменил еще несколько мест, пока наконец не оказался в Москве у дальних родственников жены.

Поначалу казалось, что жизнь налаживается, Любовь Тимофеевна учительствует, отец устраивается на работу в Тимирязевскую академию. Космодемьянские получают квартиру, но в 1933 году Анатолий Петрович умирает.

Сведения о причинах его смерти довольно противоречивые. По одним, он скончался от туберкулеза, но тогда почему о болезни не было известно раньше? По другим, умер Космодемьянский от какой - то инфекции, полученной на работе. Но в Академии с эпидемиологической безопасностью было строго, за здоровьем работников следили. Третья версия гласит, что сведения о непролетарском происхождении Космодемьянских дошли и до Москвы, и, чтобы отвести репрессии от близких, Анатолий покончил жизнь самоубийством. В любом случае горе семью только  сплотило.

Дело № Н-16440…

В конце восьмидесятых на волне развенчания всех и вся досталось от журналистов и Космодемьянским.

Шуру упрекали во взрывном характере и  том, что он то и дело влипал в неприятные истории. Мол, не случалось и дня, чтобы мальчик с кем – нибудь не подрался. Забывали, правда, что, по свидетельствам одноклассников и учителей, дрался Александр, заступаясь за  более слабых и за сестру, которая сама за себя постоять не могла.

Откопали документы, что и Зоя состояла на  учете в психоневрологическом диспансере. Только не говорили, что за год до войны, девочка тяжело переболела менингитом, а таких больных тогда именно там и наблюдали.  Сторонников домыслов о психической болезни комсомолки не смущало даже то, что, страдай она какой- либо психической болезнью, ее бы ни за что в разведшколу не определил Ангелы

16 февраля 1942-го Зое Космодемьянской присвоили звание Героя Советского Союза, а ее прах перезахоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Уже на самом исходе войны в германии геройски погиб и младший брат Зои – гвардии старший лейтенант Александр Космодемьянский.

Именами героев были названы улицы и площади почти во всех советских городах, создавались мемориалы, ставились памятники…

Но, пожалуй, самой искренней и доброй является память земляков Зои и Шуры из Осиного Гая.

Хотя здесь им и установили памятник только к  50-летию Победы, об ангелах, что придут и уйдут, так и не сделав людей счастливее, помнили всегда.

В 1946-м, когда это стало возможно, в Осиных Гаях снова открыли   Церковь. Как ни странно, она почти не пострадала – все, вплоть до серебряных подсвечников, было возвращено сельчанами в храм.

На могиле отца Петра поставили крест со склоненными у его подножия двумя ангелами. И сельчане не сомневаются, что, умирая, священник предвидел мученическую смерть своих собственных внуков.

В настоящее время в Тамбовской епархии рассматривается вопрос о его канонизации.

Владимир Креславский