С Рождеством!

Разговор о Рождестве – это повод вспомнить тезис пушкинской речи Достоевского всемирной отзывчивости русского духа. Бытовые рождественские традиции в русском православии по большей части не родные, заимствованные. Отчасти это связано с тем, что православие весьма архаично, а в первые века христианства этот праздник не отмечался – гораздо важнее было переживание Воскресения Христова. Обратите внимание – и до сих пор у нас  все дни памяти святых в церкви – это дни их смерти, а не рождений.

       Рождество – это повод вспомнить, что мы встречаем

     2008 год милости Божией, год от явления Бога в мире людей, а не год Крысы. Праздновать Рождество начинают накануне, в Сочельник  - идут на вечернюю службу, не пугайтесь – она короткая. Если есть силы – можно отстоять и всенощную. Или же пойти спать – набираться сил к самому празднику. А праздничным вечером начинается самое интересное – святки и колядки. Поэтому надо быть готовым к тому, что незнакомые юные создания позвонят вам в дверь и потребуют конфеты, кусочек пирога или копеечку. Но одно условие – эти «вымогатели» должны быть православными. Потому что в одном детском доме как-то накануне Рождества я спросил у ребят – Ну что, готовы колядовать? Они ответили хором – Да, мы знаем колядки! Предложил им спеть. Они и начали – Открывайте сундучки, доставайте пятачки. Но ведь это же прямо песенка дочки атаманши из Снежной королевы. Все-таки важно,  чтобы ребятишки, которые идут колядовать, воспевали не языческую Коляду или одних только хозяев, а Христа и Божию Матерь.

       Символы Рождества – я имею в виду не храмовые, а  домашние – пришли к нам около 300 лет назад. Это, конечно, елка как символ вечной жизни, которая в советские времена была разжалована в новогодние.  Как ее украшать, церковь советов не дает. Но, на мой взгляд, на рождественском дереве обязательно должны быть рождественские украшения – яблоки, конфеты, мандарины. Ну и как обычно – шары, гирлянды, ангелы. И желательно обойтись без модных нынче пришельцев и динозавров.

      Вифлеемская звезда – еще один символ праздника -опять же  в советские времена была названа кремлевской звездой, указующей дорогу к коммунизму. Вообще же, рождественская звезда, венчающая древо жизни, указывала волхвам путь в Вифлеем к вертепу, в котором лежит младенец Иисус. Дары волхвов, принесенные ему, сегодня олицетворяют детские подарки. Я, кстати, был бы рад возрождению памяти о том, что это в первую очередь детский праздник.

      Много спорят о гастрономических символах этого праздника. Если человек, соблюдающий Рождественский пост, за новогодним столом съест ложку салата оливье, приготовленного тещей, это не значит, что она перечеркнет все его постные страдания. Конечно, существует самый строгий день поста – Сочельник, когда нельзя есть до первой звезды. Это, между прочим, отголосок древнего режима поста, сохранившегося ныне лишь у мусульман – пост как воздержание от любой пищи в светлое время суток до захода солнца – до тех пор, пока нельзя будет различить черной и белой нитки. Однако у нас поступают проще – устраивают закат солнца вручную. Вечерня служится  в середине дня, а по ее окончании мальчик-алтарник выносит звездочку на палочке. Это та самая первая звезда, увидев которую уже можно идти пить чай. А еще страна у нас огромная, поэтому разные национальные культуры в этом отношении перемешиваются. И даже то, что попадает на рождественский стол, - акцент той или иной культуры. Традиция выставлять холодец или поросенка, скорее всего родом из украинской культуры. В принципе, можно выставлять на стол все, что угодно: хоть гуся с яблоками, хоть рыбу. Все зависит от фантазии хозяйки. Важно только понимать, что в отличие от Пасхи ни один из продуктов в этот день  не несет в себе религиозного символического наполнения. Яблоки в данном случае – это просто яблоки, а гусь – просто гусь.

          Не скрою, к Рождеству население наше выдыхается после новогодних праздников. В связи с этим обостряется обсуждение темы: «Что это мы такие отсталые – празднуем Рождество после всех остальных?» Хотел бы спросить уважаемых критиков старого стиля: вас сильно напрягает, что китайский или монгольский Новый год не совпадает с европейским? Мы же не запрещаем католикам праздновать по-своему. Так пусть и в православии  останутся собственные традиции. Любая попытка реформировать духовный календарь сугубо по гастрономическим соображениям кажется дикой. Да и вообще я бы вслед за Юрием Шевчуком назвал длительные зимние выходные, которые ввели у нас в стране, геноцидом российского народа. Единственное спасение – взять детей в охапку и уехать подальше из города. Благо праздники совпадают со школьными каникулами. Тогда и Рождество встретишь со светлой головой. Не обязательно все время сидеть за столом – лучше сэкономить на шампанском и потратить деньги на подарки для детского дома или помочь живущей по соседству многодетной семье. Пусть даже это будет семья таджикских гастарбайтеров – кстати, это прекрасный повод рассказать им о русской православной традиции.

        Тем, кому рождественских символов не хватает, могу сказать следующее. Недавно услышал сказанную кем-то замечательную фразу: «Благодарю алфавит за любезно предоставленные мне буквы». Из небольшого числа букв можно выкладывать абсолютно разные вещи. Так и с символами – графических решений не так много. Например, я хотел бы расколдовать зайца. Наших бедных животных приватизировали на Дальнем Востоке. Год Зайца, год Крысы и так далее. Мало кто знает, что в Уэльсе в раннем Средневековье заяц, несущий крест, был символом христианства. Мне это настолько понравилось, что я взял этого крестоносного зайца в символ своего миссионерского фонда. Ведь заяц – не хищник, которых очень много в европейской геральдике: львы, медведи, орлы. Заяц же никому не угрожает и потому вполне может быть символом современного миссионера.

       Может быть, и нет особого смысла выяснять, откуда пришел тот или иной символ, надо отмечать праздник так, как мы умеем. Но главное – не переборщить. Честно говоря, лично я  очень устаю от навязчивости новогодней символики. Имейте же совесть, господа! Ну хорошо, пусть гирлянды, шары и мишура висят до святок, но не до марта же! Нельзя праздник растягивать на всю жизнь. Как и в церкви, в мирском календаре должны быть разные краски – посты сменяться праздниками и просто буднями. Такое чередование позволяет человеку быть разным, а когда у нас с утра до ночи шутки и юмор, а на телевидении сплошной «голубой огонек», то все это напоминает затянувшийся пир, на котором даже хозяева забыли его повод.

Диакон Андрей Кураев

(из журнала ИТОГИ 24 декабря 2007 года)