О страхе перед постом

Диакон Андрей ФилиппенкоУ многих в наше время упоминание Великого Поста вызывает уныние и как-то сами собой вырывающиеся слова: «Ну, это не для меня», «Я болею, мне поститься нельзя», «Я, работаю, мне нужны силы», «Не есть мяса и масла? Чего ради, зачем? Ну что за глупость!», «Да и Пост придумали люди», «Нормальные люди подобным заниматься не могут!»

Что же повергает нас с начала в растерянность, а потом, в озлоблении ведет в нападение? Что же заставляет нас отказаться от Поста?

Еще в первые века христианства отцы Церкви указывали на трехсоставность человека. Дух, душа и тело в положенном Творцом единстве являли до грехопадения целостное человеческое естество. Дух влечет человека к Богу, тело всецело и безоговорочно подчиняется душе устремленной за духом и живет питаясь от нее, — так было до отпадения первых людей от Бога.

Когда же праотец Адам вышел из послушания Богу, то оказалось, что теперь ему самостоятельно необходимо «различать добро и зло». То, что раньше делал, заботясь о нем, любящий Отец — Адам, вкушением с древа познания добра и зла, восхитил себе.

Ослабла связь неокрепшего человека с Богом и, вынужденная выбирать, душа стала постепенно склоняться к требованиям плоти.

Дух взывает в человеке с божественной любовью и кротостью, плоть же с животной наглостью и упорством требует свое, применяя для своих целей и присущий ей интеллект.

Наслаждение духа — общение с Богом, наслаждение же плоти — удовлетворение ее похотей, как низменных, так и более «высоких» — жажда доминирования, власти.

Как наглое животное, раз получивши желаемое, она от своего не отступит. Как норовистая необъезженная лошадь, почувствовав слабость седока, перестает его слушаться.

То, что по воле Творца должно служить душе нашей, по нашему падению требует подчинения развращенной души.

Большинство людей в наше время до зрелых лет по незнанию или нерадению и своему, и родителей не знают поста. Но удовлетворение сластолюбию и похоти в современной жизни становится основным.

Что же может человек, выращенный в подобной системе ценностей? Как его немощная, безвольная душа, живя похотями, зачастую развратившаяся умом, может совладать с плотью, столько лет не знавшей ни в чем отказа, требующей себе вкусной пищи и долгого сна для работы, на которой необходимы сила, ясность ума, внимание? Но почему-то без должного внимания остаются ночные гуляния, посещения дискотек, шум и грохот от которых приводит психику в истощение, да и просто смотрение телевизора до полуночи. Тут уж никакое мясо сил не прибавит, да и можно ли назвать нормальным человека, проводящего ночи на танцах или весь день у телевизора. Что он сделает на работе, какую семью создаст, каких детей воспитает?

Глупо так себя вести. Да и постоянное присутствия в рационе питания мясных и молочных продуктов, как уже известно, далеко не всегда полезно. Зато стали широко практиковаться разнообразные методики лечебного голодания. Но что делать порабощенному плотью человеку, если он даже во время болезни предпочитает тяжело переносимые и дорогостоящие лекарства ограничению в пище? Невозможное человекам возможно Богу.

«…Врачем дано тебе врачевство, истребляющее грех», — восклицает святитель Василий Великий.

Пост в отличие от разнообразных диет исцеляет самый корень всех болезней — разрушившуюся иерархию человеческого строения. Во время поста человек, при помощи Божией, устремляет душу к Богу, обуздывая, усмиряя свою плоть, требуя как от верного коня, повиновения.

Мы терпеливо переносим лечение даваемое нам врачами во время болезни, горькие лекарства, ограничение в пище, в развлечениях и сетуем лишь на то, что вовремя не начали лечение, когда болезнь еще не набрала силу, упрекаем врачей за поздно поставленный диагноз.

Но пост мы отвергаем, не смотря на то, что именно во время поста, ставший теперь медицинским термин, «исцеление» вновь приобретает свой онтологический смысл — восстановление целостности.

Святитель Василий Великий в беседе о посте пишет: «Не сетуй, когда тебя врачуют. Ни с чем несообразно - не радоваться душевному здравию, а скорбеть о перемене пищи и показывать на самом деле, что у нас более расположения к услаждению чрева, чем к попечению о душе; потому что пресыщение угождает одному чреву, а пост приносит пользу душе».

Но зачем лечение, если еще, как кажется, ничего не болит? Не ужели, человек имеющий рак на ранней стадии, пока еще возможно лечение, откажется от предлагаемого.

Или что же, поступит как писал апостол Павел вразумляя христиан Коринфа: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1Кор. 15,32). Не уже ли не ухватится за возможность восстановления здоровья своего?

Здесь же лекарство уничтожающее основу всех болезней. Мало кто не знает о относительно молодой науке – психосоматике возводящей причину болезней человека, в том числе и рака, к расстройствам психики, которые в свою очередь коренятся в разрушившемся порядке строения природы человека.

Лекарство древнее. Сам пост — современник человеческому бытию. Обратимся снова к одному из ярчайших богословов святителю Василию Великому: «Пост — дар древний, не ветшающий, не стареющийся, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте. Думаешь ли, что древность его считаю со времени происхождения Закона? Пост старше и Закона. …Пост — не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: от древа, еже разумети доброе и лукавое, не снесте (Быт.2,17). А сие: не снесте, есть узаконение поста и воздержания. Если б постилась Ева, и не вкусила с древа; то мы не имели бы теперь нужды в этом посте. Ибо не требуют здравии врача, но болящии (Мф.9,12)».

Постом при содействии Божием мы обуздывая плоть, отбрасывая ее ставшие обычными услаждения, устремляемся ко Господу в молитве, которая есть общение с Богом, и пребывание с Отцом Небесным наполняет нас тихой радостью веселящей душу. Вот почему отцы Церкви назвали Пост веселым временем!

«Пост рождает пророков, укрепляет сильных; пост умудряет законодателей. Пост — добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблественных, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии; он сожитель трезвости, делатель целомудрия; он во бранях совершает дела доблественные, во время мира учит безмолвию… », — свт. Василий Великий.

Общение с Богом — основа и содержание поста — укрепляет человека, восстанавливает и утверждает его в вечности. Вот почему наполнение и венец любого поста Причастие Святых Христовых Таинств.

Доказательство полезности и действенности поста Господь дает нам многократно и ежегодно в течение обозримых нескольких тысячелетий библейской истории. Он как истинный любящий Отец протягивает нам десницу свою, увещевая и поддерживая нас. Разумно ли отворачиваться? Очевидно, что мы должны глубоко задуматься над этим.

Диакон Андрей Филиппенко