Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Богородицы, Её воспитание при храме и жизнь в Назарете

roghdestvo1Ветхозаветные времена приближались к своему завершению. Еврейский народ с нетерпением ожидал пришествия в мир Мессии. «Семя жены» должно, наконец, стереть главу змия и утвердить Новый Завет человека с Богом. Мессия должен родиться  в Иудином колене из рода царя Давида. Но где же та Святая Дева, предсказанная пророком Исаией, Которая должна родить Мессию? Как появился среди грешных людей этот чистейший Сосуд, Которому надлежало вместить невместимое Слово   Божие?

Господу было угодно, чтобы наше спасение зрело вдали от суеты «мира сего», не в роскошных  и великолепных  царских дворцах, а в тиши  и скромности бедной  галилейской  хижины города Назарета.

Но не сразу погибающему во грехах человечеству была дарована святая Дева. Она явилась плодом  многовековой истории еврейского народа, плодом духовных подвигов лучших его представителей.

Тайна спасения, а вместе с ней и образ Св. Девы постепенно раскрывались в Ветхом Завете. Ещё в седой древности  образ Богородицы прообразовательно являлся людям то в «лестнице Иакова», то в «купине неопалимой», то в чудесном переходе евреев через  Черное (Красное) море, то в сосуде с манной,  то в Гедеоновом руне; пока, наконец, с него не сбросил покрывало тайны и не явил всему миру «ветхозаветный евангелист» Исаия, который пророчески сказал: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7,14).

И вот, наконец, настало время явиться в мир этому Божественному чистейшему Сосуду – Деве Богородице.

Священное Писание ничего не сообщает нам об этом великом событии, но существует древнее предание о Рождестве Богородицы, сохранившееся в апокрифическом «Евангелии Иакова». Священное Предание говорит, что пресвятая Дева происходила из древнего царского рода Давида. Её благочестивые родители – святые Иоаким и Анна – жили в Назарете, небольшом галилейском городке, к западу от Геннисаретского озера.  Оба они были люди праведные и были известны не своим  царским происхождением, а смирением и милосердием. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и людям. Они также, как и многие иудеи того времени, ожидали пришествие в мир Мессии. Но одно печалило и огорчало их чистые души: до глубокой старости у них не было детей. Эту печаль Иоакима и Анны можно понять, так как у евреев в то время бесплодие считалось наказанием Божиим за грехи. По воззрениям евреев, бесчадные люди лишались участия в грядущем Царствие Мессии. Поэтому, несмотря на свою старость, Иоаким и Анна не переставали просить у Бога, чтобы Он снял с них «поношение бесчадства» и даровал им дитя. Они, по примеру пророчицы Анны, матери Самуила, дали обет: если у них родится младенец, посвятить его на служение Богу.

За терпение, великую веру и любовь к Богу и друг к другу Господь послал Иоакиму и Анне великую радость. После долгих ожиданий благочестивое желание праведников исполнилось: у них родилась Дочь, Которую счастливые родители назвали Марией. Рождение Марии принесло радость не только Её родителям, но и всем людям, потому что Она была предназначена Богом стать Матерью Сына Божия, Спасителя мира.

Рождество Богоматери – это начало тайны  Боговоплощения и нашего спасения.

Материал подготовил

Игумен Амвросий /Шевчук