Уроки на всякий день. Свт.Митрополит Филарет

Святитель Филарет, митрополит МосковскийКогда ты утром пробуждаешься от сна, пусть прежде всего говорит твоё сердце: «Слава Тебе, Господи, сохранившему меня в нощь сию!», «Слава Тебе, показавшему нам свет!», «Господи, благослови мне день!».

При сем помысли, что Бог даёт тебе день, которого ты сам не мог бы дать, и отдели первый час, или хотя первую часть часа, или даже четверть часа даруемого тебе дня, и принеси её в жертву Богу в благодарной, в благопросительной молитве. Чем усерднее ты сие сделаешь, тем более освятишь сей день, тем крепче оградишь себя от искушений, каждый день встречающихся.

И с самого утра поставь мысль о Христе душою твоей жизни, движущей силой твоих действий.

Окинешь ли взором своё жилище, помяни Христа в вертепе, в яслях, в соломе, всю жизнь не имевшего, где главу приколонить, наконец, заключённого в темницу и на Кресте, – и благодари Бога за свой дом, своё убежище, как бы оно ни было бедно.

Не завидуй великолепным, украшенным чертогам. Чертог Христов – непорочное сердце.

Одеваешься ли в свои одежды – помяни Христа, обнажённого и облекаемого в одежду поругания, и не гоняйся за нарядами, не следуй прихотям моды, а старайся облечься в благодать, смирение, кротость и долготерпение, взирая умственно на кроткого и смиренного сердцем Иисуса.

Вкушаешь ли пищу, помяни оцет (уксус) и желчь, вкушаемые Господом, и не требуй обильных и роскошных яств и питий. Не в дом пира приходит Небесный Гость, а лишь к тому, кто отверзает Ему сердце. Прими же в своё сердце Христа, страждущего и умирающего на Кресте, и умертви свои страсти и похоти.

Когда ты обращаешься к людям, как к родным, так и к случайным, то прежде, нежели скажешь слово, подумай, каково будет его действие, и ещё строже подумай, прежде, чем сделаешь что-нибудь для них, ибо дела говорят сильнее слова.

Предпринимаешь ли что – прежде всякого советника советуйся с верою во Христа. Воззови словом апостола: «Господи! Что повелишь мне делать?» (Деян. 9; 6). Угодно ли Тебе, Господи, предпринимаемое мною? Если угодно, благослови; если неугодно, не допусти меня сделать неугодное Тебе!

И потом слушай, что речет тебе Господь в твоей совести, в твоём разуме, в совете людёй благочестивых и мудрых, и, начав занятия избранным делом, молися в сердце: «Господи! Поспеши на помощь мне!» (Пс.39; 14).

Идёшь ли куда из дома – иди с Богом, по напутственному слову, от благочестивых предков к нам дошедшему: «Ходи пред Богом, как Сам Господь требовал, и будь непорочен» (Быт. 17; 1).

«Всегда усматривай перед собою Господа, ибо Он одесную тебя» (Пс. 15; 8). Держи, как можно, в мыслях и сердце, что Бог тебя видит, чтобы тебе и стыдно, и страшно было покуситься на что-либо недостойное пред очами Божиими.

Войдёшь ли в общество людей – веди себя с крайней осторожностью. Слышишь ли там слово в похвалу тебе – остерегись! Похвала нередко скрывает в себе лесть, может поселить в тебе самонадеянность.

Слышишь ли слово, тебя оскорбляющее или уничтожающее, – остерегись! Чтобы не воспламениться гневом, который «не творит правды Божией» (Иак. 1; 20). Оскорбляющему отвечай или молчанием, или кротким словом правды.

Слышишь ли слово, порицающее ближнего, –  остерегись! Чтобы не принять участия в грехе чужого языка, не присоединяйся к словам, которые вреднее для осуждающего.

Слышишь ли слово, опечалившее бедствием, –  остерегись! Чтобы твоя печаль не сделалась сильнее твоего рассудка, раствори её упованием на милосердие Божие и тёплою молитвою: «Радосте моя, избави мя от обышедших мя» (Пс. 31; 7).

Переноси безропотно скорби и самые несчастья. Как не потерпеть их ради Царствия Божия, тебя ожидающего! Вспомни и рассуди, будто ты возвращаешься издали домой по скверной дороге, в дождь, в мороз и, однако ж,  имеешь терпение, идёшь спокойно и охотно. Так же терпеливо иди скорбным путём в Небесное Отечество наше. Скорби неизбежны на пути туда как наказание за грехи наши и беззакония наши. Но и в самом страдании своём верь, что Господь тебя неизменно любит и только испытывает тебя.

Увидишь ли в письме или в книге некоторые слова неверия, неблагоговения, неприличия – поспеши закрыть око твоё, не прельсти себя мыслию прочитать из любопытства или забавы – не касайся сажи, не играй с огнём, не желай узнать вкус яда.

А паче всего страшно быть самому соблазном для другого! Вспомни, как печально и грозно говорил Сам Господь о вреде соблазна: «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит…Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море» (Мф. 18, 7; Лк. 17, 2).

Действительно, плачевен и страшен грех, но соблазн, если он мною подан и перешёл к другим, уже не властен я ни прекратить, ни очистить, и вредное действие его продлится на многих и многих!

Вообще, в отношениях с людьми будь осторожен, мирен, справедлив, сострадателен, благотвори даже и врагам, подражая Сияющему Солнцем Своим на злые и на благие. Если будешь жить и действовать таким образом, то, когда помолишься, ничто не преградит молитве твоей пути к небу.

Когда настанет время, особенно усвоенное Богу и храму Его – день праздника, спеши отторгнуть себя от дел и попечений житейских и добровольно и усердно представь себя Богу и Церкви Его.

И, когда входишь в церковь, приведи себе на память обетование Господа собирающимся во имя Его: «Там Я посреди их» (Мф. 18; 20). Стой благоговейно в церкви, как перед Самим Христом, и моли Его, да освятит Он тебя святынею Своею, да одушевит молитвою, да просвятит словом Еванегелия и благодатью таинств.

Заметь и сие. В церкви сослужают нам ангелы и охраняют святыню, в ней обитающую. Некогда в лавре преподобного Феодосия, близ Иерусалима, авва Леонтий, пришедший в воскресный день в церковь для приобщения Святых Тайн, видел ангела, стоящего на правой стороне престола, и когда старец, убоявшись, обратился, чтобы бежать в свою келью, то пришёл к нему глас от ангела: «С тех пор как освящён сей престол, мне поручено пребывать в нём».

Зная сие, возлюбленный, стой благоговейно. А если почувствуешь, что ты лишь телом стоишь в церкви, а мысль твоя уходит в твой дом, или на торжище, или в место увлечения, – опомнись! Поспеши возвратить убежавшую мысль, соедини её в сердце в стремлении к Богу, на тебя взирающему.

Когда услышишь слово Божие, отверзай не внешний только, но и внутренний слух твой. Отверзай сердце, принимай сей хлеб небесный и питай им не только память, но и жизнь, и деятельность.

Когда готовишься быть причастником Тела и Крови Христовых или хотя бы присутствуешь при сем таинстве, прилепись мыслею и сердцем к Кресту и Гробу Господню, к Телу Христову, страждущему, умирающему, погребаемому, воскресшему, прославленному, и прикосновение к Нему твоей веры будет существеннее, нежели кровоточивой, прикоснувшейся к Его ризам, и сила Христова изыдет (Лк. 8; 47), очистит и возвысит силы твои, душевные и телесные.

Вышедши из церкви, не спеши на дела житейские во дни, посвящённые Богу. Дела, которые ты незаконно сделаешь в праздничное время, не принесут Тебе пользы. И твёрдо знай, что если ты совсем не приходишь благодарить и прославлять Бога в храме Его, то не придёт от него благословения на твои дела вне храма.

А если иногда и встретишь благосостояние, удаляясь от храма Божия, то страшись, чтобы не постигла тебя внезапная смерть и не сказано было тебе: «Помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем,.. ныне же в вечности ты страждеши» (Ср. Лк. 16; 25). О, сохрани тебя Бог от такой участи!

Никогда не забывай, что душа твоя – храм Божий, и, если когда-нибудь нечистый помысел и лукавое желание приблизятся к душе твоей и будут увлекать и тело твоё к греху, поспеши оградить себя словами, сказанными апостолами ко всем, стало быть и к тебе: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» (1 Кор. 3; 16). И скажи тогда себе: «Как же дерзну я грехами и беззакониями разрушить храм Божий! Как я осмеливаюсь оскорбить и удалить от себя Святого Духа!» Но вот оканчивается день, ты отходишь ко сну, помысли, что Бог даёт тебе покой от трудов, и отыми начаток от времени твоего покоя и посвяти его Богу чистой и смиренной молитвой. Её благоухание приблизит к тебе ангела для охранения твоего покоя.

Отходя ко сну, помяни смерть, ибо сон есть образ и преддверие к ней, и молитвой благоговейной веры предай себя Тому, Который есть Воскресение и Жизнь! «Помни, что смерть не медлит» (Сир. 14; 12). И потом, в Великий день, когда явится Судия живых и мертвых и от Лица Его «побегут небо и земля, так что место не обрящется има» (ср. Апок. 20; 11), и когда Господь сядет на престоле славы Своея и разделит людей друг от друга и поставит одних одесную, а других ошуюю, о! ближний мой, где ты тогда будешь? Что, если не будем призваны на одесную сторону Господа? Что, если очутимся ошуюю?

Вы знаете, что скажет Судия находящимся ошуюю…

Что же нам делать? Как избавиться от страха смерти и вечной муки? Давно дан спасительный совет: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека» (Еккл. 12; 13). «Боящемуся Господа благо будет напоследок, и в день смерти своей он получит благословение» (Сир. 1; 13).

Страх Божий силён избавить тебя от всякого иного страха. Боящийся Господа ничего не устрашится и не убоится, ибо Он – надежда его» (Сир. 34; 14).

Таковы должны быть постоянные расположения и упражнения верующего, чтобы он наконец мог сказать с апостолом Павлом: «Я живу верою в Сына Божия, возлюбившаго меня и предавшего Себя за меня, «уже не я живу, но живёт во мне Христос!» (Гал. 2; 20)».

 

(Из поучений святителя Филарета Московского)