Никита Михалков: «БОЯТЬСЯ НАДО НЕ РАЗНЫХ РЕЛИГИЙ, А ОБЪЕДИНЕНИЯ БЕЗБОЖНИКОВ».

Как актёр и режиссёр Никита МИХАЛКОВ в  особом представлении не нуждается – фильмы с его участием и режиссёрские работы давно вошли в «золотой Кинофонд» России, а его картина «12», получившая «Золотого льва» на последнем фестивале в Венеции и номинировавшаяся на «Оскар», только закрепила за ним заслуженное звание мэтра российского, да и мирового кино. Вместе с тем Никита Михалков – один из немногих светских людей, открыто говорящих о вере, чьи религиозные убеждения проявляются как в творчестве, так и в общественной деятельности.

 

 - Никита Сергеевич, был такой момент в Вашей жизни, когда Вы почувствовали или осознали себя верующим человеком?

 

- Нет, такого момента я не помню. Все происходило естественно и было связано с воспитанием, которое давала нам мама, - в нашем доме всегда были иконы. Отец, который на десять лет её моложе, обладал потрясающим тактом и умом, чтобы это не разрушать. Когда к нему приставали в ЦК, он говорил: «Она в 1903 году родилась, Суриков – её дедушка, как я могу её перевоспитать?». И духовник в семье всегда был.

   

 

- То есть Вы, будучи ребёнком, исповедовались?

 

- Да. Другой вопрос, что я достаточно рано понял необходимость про это помалкивать, то есть дома – жить одной жизнью, а в школе и на улице – другой. Для меня это было довольно мучительно. Раздвоение – всегда вещь очень неприятная, а в таких серьёзных вопросах – тем более. Но всё равно вера, воцерковление вошли в мою жизнь настолько органично и естественно, без звероподобного рвения, что для меня это было – как дыхание. Вы ведь не замечаете, как вы дышите. Дышите и всё.

 

- Своих детей Вы так же воспитывали?

 

- Ну, это было уже другое время…

 

- Другое время, по большому счёту досталось только младшей – Наде. А с Аней, предположим, мы – ровестницы, и я с трудом представляю, как могло посещение храма вписываться в нашу пионерскую жизнь…

 

 

- Вписывалось – опять-таки, благодаря маме моей, а их бабушки. Сын, Тёма, приходил в храм, и тут же исчезал среди каких-то старушек, паломников, юродивых. На коленки вставал и там, с ними, до конца службы  находился. Анна постарше, и ей действительно приходилось быть более осмотрительной. Но тоже как-то обходилось без вранья. Просто была одна жизнь и была другая. А по большому счёту, «Кодекс строителя коммунизма» - что это как не Десять заповедей, только без Бога?..

Моим детям – в отличие от меня, не приходилось зашивать крестик, носить ладанку под рубашкой. Это унизительное ощущение. Однажды я зашёл в церковь на Пасху, и какой-то человек мне на ухо сказал: «Ну что, страшно? Под пиджачком крестишься?». И я действительно испугался…

 

Дети росли в другое время. Не было уже чудовищных репрессий против Церкви. А потом пришёл Горбачёв. Я показал ему документальную картину, которую почти случайно сделал, готовясь снимать «Грибоедова», - про храмы, церкви, монастыри, про то, в каком ужасном состоянии они находятся… Эту картину посмотрели Яковлев и Горбачёв, и поскольку им надо было в тот момент набирать политические очки, многим монастырям и храмам – в частности, Печёрскому монастырю в Нижнем Новгороде – удалось помочь.

 

- Вам и сегодня приходится совмещать несколько жизней. Есть Михалков – режиссёр, есть – общественный деятель, а есть – просто человек. Наверное, трудоно при такой нагрузке, при таком плотном рабочем графике переходить из одной ипостаси в другую? После съёмок или вернувшись с какого-нибудь совещания, как Вы приводите себя в должное состояние духа, чтобы пойти в храм?

 

- Знаете, в храме соответствующее состояние духа возникает само собой. Если ты не на три минуты забежал – поставить свечку и перекреститься, а пришёл на службу. Да, поначалу может быть тяжеловато, но потом втягиваешься, чувствуешь очищение, и силы появляются, которых раньше не было. Церковная служба – прекрасное лекарство от разных недугов.

 

- как часто Вы ходите на литургию?

 

- Стараюсь каждое воскресенье.

 

- В один и тот же храм?

 

- Как правило, да. У нас недалеко от Николиной огоры, в деревне Аксиньино, есть храм святителя Николая, который мы восстановили. Тамошный настоятель отец Алексий – мой духовник уже, наверное, лет пятнадцать.

 

- Бывает такое: как режиссёр вы готовы снять некую сцену, но верующий человек внутри Вас сопротивляется?

 

- Я думаю, это не только вера, но и воспитание. Многие вещи ты не можешь сделать просто потому, что ты так воспитан. Хотя в основе, если разобраться, как раз и лежить то, что ты воспитывался в семье верующих людей. Людей, у которых православная культура в крови, и именно она определяет их систему ценностей.

 

- Вы согласны, что существуют фильмы, вредные для души?

 

- Конечно.

 

- Дайте, пожалуйста, Ваше определение, что это за фильмы. Я не конкретное название имею в виду.

 

- Это фильмы, в которых основа подхода к проблеме находится вне нравственных координат христианства. Или же ислама. Или буддизма. Или иудаизма.

 

- В общем, вне Бога.

 

- Вот именно. Бояться надо не разных религий, а объединения безбожников.

 

- Вы давно уже очень авторитетный человек. Больше говорите, нежели слушаете. Привыкли руководить или, по просту выражаясь, командовать. А в основе веры лежат смирение и послушание. Трудно Михалкову смиряться, скажите честно?

 

- Совсем не трудно. Я вообще считаю, что всё – от Бога, и человек – не хозяин своего таланта, а лишь его проводник. Талантлив Бог, а через того или иного человека Он, видимо передаёт определённое послание другим людям. Величайшая глупость – считать талант своей собственностью. Думающие так однажды просыпаются бездарными и не понимают, отчего это произошло.  Для меня послушание и смирение как раз компенсируют житейскую необходимость быть лидером, «командовать», как вы выразились.

 

- Вы действительно верите, что всё от Бога? Когда случается несчастье, болезнь, не ропщите? Не спрашиваете: ну за что мне это?!

 

- Вопрос «за что?» может задать только неверующий человек. Или мало верующий. Надо спрашивать не «за что?» , а « для чего?». Для чего мне это послано? Я – нормальный человек, я мучаюсь, когда мне нужно солнце на съёмочной площадке, а неделями идёт дождь, или когда актёр заболевает в самый  неподходящий момент, да мало ли что может случиться. Но всё-равно – за всё спасибо. Мама моя говорила замечательно: «Значит так надо». Не здесь, не сейчас, через какое-то время, но ты поймёшь, зачем. Отказался актёр – беда, ужас, катастрофа. Но приходит на его место другой и оказывается вдруг настолько точным, что никого больше в этой роли и представить нельзя. Не сняли эпизод, потому что ушёл свет. Значит, надо ещё подумать.

 

- Чем успешнее и ярче человек, тем больше вокруг него соблазнов. Это очень личный вопрос, но как Вы преодолеваете ощущение собственной греховности?

 

- Для этого есть духовник.

 

- И, видимо, возможность делать добро людям?

 

- Ну, такая индульгенция: ах, я нагрешил, дай-ка сделаю за это что-нибудь доброе, баш на баш, - на мой взгляд, это несерьёзно. Добро надо просто делать, и всё. Чехов же написал, что задверью у счастливого человека должен стоять кто-то с молоточком и напоминать, что есть несчастные. Вообще, о своей собственной жизни надо судить, сравнивая себя не с теми, кто живёт лучше тебя, а с теми, кто живёт хуже. Так меня воспитывала мама, так я сам воспитывал своих детей. Тогда множество проблем исчезают сами собой. Как бы отваливаюся от тебя.

 

- Вы один из немногих светских людей в России, кто поддерживает введение в школах «Основ православной культуры». На сегодня перспективы у этого предмета безрадостные. Противников у ОПК гороздо больше, чем сторонников…

 

- Это плохо. Я совершенно убеждён, что «Основы православной культуры» в школе должны преподаваться. Так же, как основы ислама – в регионах, где преобладает мусульманское население. Другое дело, как преподаваться и кем. Про ваххабитов по телевизору можно услышать каждый день, для некоторого количества мусульман именно они воплощают собой ислам, и это очень опасно. Важен дух религиозной толерантности, взаимного уважения, братства конфессий, традиционных для нашей страны. Потому что Россия – единственный реальный мост между Востоком и Западом.

 

- Свой последний фильм – «12» - Вы считаете христианским?

 

- Конечно. Не просто христианским – православным. Надеюсь, что и зрители его таковым считают.

 

 

Беседовала Елена ЯМПОЛЬСКАЯ, редактор отдела культуры газеты «Известия», специально для журнала «Православие и современность».