О чём плачет Спаситель?



«Когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нём.» (Лк. 19.41)

Великий Пост кончается. Приближается самый большой праздник Православия – Пасха Христова. А за неделю до Пасхи святая Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. В народе он называется ещё Вербным Воскресением, потому как в этот праздник все люди идут в церковь с вербами. Во время всенощного бдения все прихожане в церкви стоят с зажжёнными свечами и с вербами, украшенными цветами.
Традиция приходить в храм с вербным букетом коренится в обстоятельствах самого события Входа Господня в Иерусалим. Мы подражаем толпам народа, который приветствовал пальмовыми ветками Иисуса Христа, входящего в Иерусалим. Все четыре евангелиста описывают это важное событие. Буквально вчера Спаситель воскресил друга своего Лазаря, который четыре дня, как умер, был погребён и уже смердел. А сегодня, придя к селению Вифания, Иисус Христос отправил двух учеников своих с поручением, сказав им: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тот час найдёте привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите. И если кто скажет вам: что вы это делаете? – отвечайте, что он надобен Господу» (Мк. 11, 2-3).
Так и сделали ученики. И Христос воссел на молодого осла, покрытого одеждами учеников. Двинулось в Иерусалим торжественное шествие.
Во время этого шествия народ своими плащами и накидками устилал Ему путь, срывал и срезывал ветки смоковниц, оливковых и каштановых дерев и бросал их пред Ним. Затем в порыве восторга ученики, также держа в руках ветки дерев, воскликнули: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!»
Народ подхватил этот радостный клик, в толпе разносилась молва о том, как Он воскресил Лазаря из мёртвых. Шествие поднялось на гору Елеонскую. С этой горы открылся великолепный вид на город Иерусалим. Иерусалимский храм особенно выделялся среди строений города своими золочёными кровлями и мраморными башенками. И всё это представлялось дивным зрелищем. Иерусалим в то время со своей «царственной мантией гордых башен» считался одним из чудес мира.
Но Христос, смотрев на город, был исполнен глубокой печали и даже заплакал. Странное шествие. Народ, сопровождавший Христа, ликовал от радости, а виновник торжества плакал. Христос оплакивал гибель города и поражение израильского народа, о чём предсказал: «… О, если бы и ты хотя в сей день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе его» (Лк. 19, 42-44).
Пророчество Иисуса Христа спустя пятьдесят лет исполнилось со всей суровостью. В 70-ом году по Р. Х. израильтяне подняли восстание против римлян. Это восстание было жестоко подавлено. Римляне сотнями распинали иудеев, тысячами выставляли их в амфитеатрах и продавали в рабство. Всё это Христос предвидел и потому плакал. Он плакал над Иерусалимом, над его жестокостью, заблуждением и нераскаянностью. Плакал над его жителями, которые сами себя обрекли на осуждение.
Они с восторгом встречают Его, входящего в город, оказывают Ему почести – и не признают в Нём Вестника Царства Небесного, Царства, которое Он вместе со Своим пришествием низвёл на землю, давая возможность желающим войти в него. Когда Христос оплакивал город и произносил Своё пророчество над ним, шествие приостановилось.
Среди толпы находились несколько фарисеев, которых раздражал восторг народа, и они обратились ко Христу, говоря: «Учитель, запрети ученикам Твоим» (Лк. 19, 39). Фарисеи, не признавая в Христе Мессию, были возмущены торжественным шествием Христа и такими хвалами Его от народа, и они спрашивали: «Что означают эти мессианские крики и царские титулы? Разве они не опасны, разве пристойны? Зачем Он допускает их? Но Христос не хотел останавливать эти торжественные возгласы. Он сказал в ответ фарисеям: «Если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 40). Фарисеи чувствовали, что они безсильны остановить прилив народного восторга. Когда шествие приблизилось к городским стенам, весь город был объят необычным волнением и тревогой. Как говорит Предание, тогда же чудесно отверзлись и уста детей, сосущих груди матерей своих, согласно написанному: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Мф. 21, 16).
Не уразумел Иерусалим Божественного посещения. Не разумеем, братья и сестры, и мы его. И плачет Христос не только о Иерусалиме и о его жителях, плачет Он о каждом из нас. Плачет о жестоком человеке, который не имеет в своём сердце мира, всепрощения и любви и оттого сам страдает и причиняет горести другим. Плачет, когда мы не исполняем заповедей Христовых, когда мы, будучи христианами, не живём по-христиански, губим время в суете, забывая, что «едино есть на потребу». Плачет Он и о простом мирянине, и о недостойном священнослужителе – о всех нас, когда мы не понимаем Его посещения ради нашего спасения. Такими посещениями исполнена жизнь каждого из нас. Их трудно перечислить, потому что они неповторимо личные. Особым посещением можно назвать дар веры, любви и христианской надежды, дар молитвы, дар богослужения, церковных праздников, дар таинств святой Церкви. Какой богатый дар – Покаяние и Причащение, в которых происходит благодатное соединение с Господом! «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём… и Я воскрешу его в последний день…» (Ин. 6, 53, 56, 54). Есть особые посещения в минуты житейской скорби, болезни, потерь и лишений. Благочестивые люди обычно в такой момент говорят: «Меня посетил Господь. Такие посещения помогают более трезво оценивать себя и других, всё происходящее вокруг, они помогают человеку подчас проснуться от греховного сна и прийти в разум истины. Бывают особые посещения и в минуты жизненной радости и благополучия, когда душа на крыльях воодушевления подымается горе. Посещений множество. Нынешнее преславное посещение Господне Иерусалима касается не только города и живущих в нём, но и каждого сердца, каждой человеческой души. Важно быть зрячим, чтобы увидеть, важно быть способным уразуметь в Божественных посещениях милость своего Бога и Спасителя.
Изменчивы нравы людей. Меняется наше настроение, меняются наши действия и поступки. Вот Иерусалимские жители: потрясся город от восторгов, жители постилают свои одежды на пути, по которому идёт Господь. Дети бросают ветви к Его ногам. Криками «осанна» все воздают Ему честь и славу, признают Его и Сыном Давида, и своим Царём. Но пройдёт очень немного времени – и тот же самый народ будет злобными криками «распни, распни Его» требовать Его крови и Его смерти.
Христос всегда сопутствует нам, наставляет нас на всякую истину, плачет о нашем неразумии и радуется нашему восстанию от греховного сна. Познаем, братья и сестры, время нашего посещения и вместе со множеством народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идёт в Иерусалим, воскликнем: «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12,13). Аминь.

Материал подготовил игумен Амвросий (Шевчук).