Церковное окормление детей-инвалидов.

27-08-2013

Для статей.В сферу социального служения Церкви входит и работа с инвалидами. Особо чувствительным направлением здесь является взаимодействие с детьми-инвалидами, с теми, кто порой не может добраться до храма или посещает его, но сопряжено это посещение бывает с неимоверными трудностями и искушениями для не только самого ребенка и его семьи, но также и для прихожан. И встают две первичные проблемы  - часто на приходах нет информации о «своих» детях-инвалидах, нет базы данных. И вторая – если таковые дети и попадают в храм, то часто становятся источником раздражения для окружающих, а порой и осуждения, неприязни, обвинения в «бесновании», нарушении дисциплины. И это бывает проявлением не только отсутствия христианской любви, но и простой медицинской безграмотности  как верующих, так, порой,  и самого пастыря. Можно констатировать тот факт, что в православной церкви происходят такие же процессы, что и в остальном обществе. Хотя среди родителей детей-инвалидов немало верующих людей, но как часто их «горе», их подвиг, при вступлении в стены храма – не находит поддержки, сочувствия, не находит дружественной среды.

Ребенок-инвалид тем и отличается от условно здорового,   что на него и его близких обрушилась жестокая правда жизни, все житейские трудности возросли в десятки раз; финансовая основа жизни инвалида  по официальной статистике должна быть в 5 – 6 раз дороже (медикаменты, место проживания, комфортная среда, санаторно-курортное лечение, психологическая поддержка, транспортировка, консультации и лечение специалистов).

Но нет никакого секрета в том, что отношение к инвалидам в нашей стране никакое. Пандусы и автобусы с низким полом – вот и все, что в крошечных количествах предлагается им. А все остальное – борьба за жизнь. Борьба за справки, хождение родственников по инстанциям, бесконечное число бумажек и комиссий, встреча с людьми, занимающими свое место без всякого представления о медицинской и социальной этике и деонтологии. Жалкие пособия, загруженность матери, круглосуточно и без выходных и отпусков выполняющей роль повара, сиделки, портнихи, грузчика, воспитателя, санитарки – вот что встречает семью новорожденного малыша-инвалида. И часто, очень часто – уход из семьи отца, которому не нужен ребенок-инвалид. Реформы и монетизация, оптимизация и снятие льгот – не добавляют сил и решимости бороться с бедой. Конечно, что-то меняется, но очень медленно и не об этом  сейчас разговор. Пусть государство работает активнее и ответственнее. Наша же тема – церковное попечение.

Как в свое время отметил священник Алексей Уминский: «Инвалид в сегодняшнем нашем современном контексте только от Церкви может получить какую-то реальную помощь. Когда эти люди попадают в поле зрения какой-либо церковной общины, над ними нередко устанавливают патронат, начинают помогать.»Для статей.

И попечение это начинается не тогда, когда уже стоит перед нами дитя-инвалид, а тогда, когда создается семья, и люди готовятся вступить в брак, стать родителями, и еще никто не знает – какое дитя родится. Но уже тогда  нужно готовить молодых людей к ответственности, к тому, что может произойти и какой Крест семейный придется нести. И готовы ли молодые понести тяготы семейной жизни, среди которых может быть и инвалидность ребенка. Нужно говорить сотрудникам роддомов – врачам и медсестрам, чтобы те не призывали отказываться от детей-инвалидов. Нужно вести эту семью по жизни, сколько хватит сил и возможностей. А ведь у каждого прихода и то, и другое имеется.

Работа эта должна проходить  как в семьях, так и в местах содержания детей-инвалидов. Особой зоной нашего церковного внимания должны стать государственные интернаты для детей-инвалидов. Там живут как раз те несчастные дети, от которых отказались родители. Ситуация там очень тяжелая. Зарплата у обслуживающего персонала, как правило, очень низкая. Поэтому в них всегда большая текучесть кадров, и за детьми ухаживают в основном женщины, которые просто не смогли найти другую работу. Нередко здесь можно встретить грубость и равнодушие. Обычно в отделении на 30 детей работают две-три санитарки, а кормить больных детей очень сложно; часто они не могут проглотить пищу, или не открывают рот, или постоянно двигаются во время кормления. Иногда кормление одного ребенка занимает полчаса. Бывает так, что одних детей кормят в завтрак, других в обед, третьих в ужин. Тут все ясно – чем можно заняться в таком заведении и фронт деятельности очень широкий для православных братств и сестричеств милосердия.

Окормление детей-инвалидов на приходе должно начаться со сбора информации о наличии таких прихожан. Это нелегкий труд, потому как ввиду всего вышеперечисленного образ жизни таких ребятишек крайне закрытый. Насмешки, обиды, непонимание окружающих, транспортные проблемы – все ведет к тому, что дитя почти все время своей жизни проводит либо в комнате, либо в очень ограниченном кругу общения.Для статей.

Второй этап работы – элементарное медицинское просвещение для всех – начиная со священника и кончая сотрудниками и активными прихожанами и детьми воскресной школы. Понять суть заболевания и причины такого необычного поведения ребенка-инвалида. Понять – и простить и согласиться с неправильностями и «хулиганством» в его виде, и поведении в храме.  Узнать – что и как ему можно, что повредит, чего нельзя. Войти в контакт с родителями и опекунами. Разработать какие-то правила поведения и общения с ним, даже учесть вероятность вхождения ребенка в жизнь, если не воскресной школы, но хотя бы ее праздников и радостных событий. На каждом приходе есть врачи, которые помогут и подскажут, дадут консультацию в этом направлении и вместе с ними можно выработать рекомендации и правила общения со страждущими и жаждущими и общения, и участия в Богослужении, и алчущими Святого Причастия. Порой бывает, что просто не нужно обращать внимания на поведение неадекватного малыша, и он успокаивается, найдя себе место в храме под столиком или в углу. С другой стороны – несущие возле подсвечников послушание должны быть готовы к любому развитию событий – вовремя подхватить падающую свечу, а то и сам подсвечник.

Такой внимательный подход может привести к тому, что родителям малыша можно будет предложить участвовать в Литургии не в суетный праздничный день, или когда много народа, причастников и исповедников, захожан и невоцерковленных. А прийти с ребенком тогда, когда служба простая, более короткая (например – нет длительного чтения записок), для того чтобы причастить малыша.

Помочь с транспортом для доставки в церковь на службу – это также немаловажно. В наше время, когда почти в каждой семье есть автомобиль, несложно оказать милосердную помощь именно в этом ракурсе.

Вопрос причащения дитя-инвалида очень важен.  Порой просто опасно причащать, допустим, аутиста. Надо весьма тщательно подходить к этому вопросу. Опытный и сильный алтарник, большой плат, не до краев – Святая Чаша, и соответственно – минимальное Содержимое лжицы. Контроль после причащения за поведением ребенка, запивкой и прочее.

В больших воскресных школах было бы желательно выделять группу для инвалидов. Петь, читать стихи, рисовать, да и ставить микросценки они любят ничуть не меньше обычных детей. А уж если на сцене и с микрофоном – то цветок распускается, и аплодисменты ему обеспечены.  Естественно, руководитель группы должен соответствовать своему назначению, а не просто – человек на послушании.

Для статей.Медицинская помощь и дополнительные обследования для такого контингента – вещь сверхценная, и тут возможности прихожан безграничны. Расшифровывать это нет нужды.

Материальная поддержка, посещение на дому, организация детских праздников, подарки и игрушки, именины и дни рождения, Новый год, Рождество и Пасха – все это  возможности Церкви по окормлению детей-инвалидов.

И есть еще одна сторона этой деятельности – в процессе служения идет громадная воспитательная польза для участника, для донора, для братчика. Духовный рост неотвратим и поэтому привлечение к окормлению детей-инвалидов наших детей – обязательно и спасительно!

Игумен Амвросий (Шевчук)