Поведение в храме – частный вопрос – сидение

02-09-2013

В воспоминаниях детства о совместных с родителями поездках по храмам, совершенных в 70-е года, всегда всплывает неизгладимая картина посещения Троице-Сергиевой Лавры, в те поры для нас обозначавшейся одним блещущим золотыми куполами понятием – Загорск. И среди многих смутных и ярких детских впечатлений от посещения этой великой святыни нашего Отечества всегда всплывает самый близкий для нас, малышей, образ – плиточный пол с отражающими свет сотен свечей основаниями подсвечников и стекол икон, черные рясы и клобуки монахов, и… раскладные стульчики, стоящие в разных местах и обычно – возле каждого подсвечника. Обычные – рыболовные, туристические дюралевые с натянутым меж двух дуг полотнищем. На этих стульчиках сидели древние старушки, сгорбленные годами и трудами женщины, которые долго добирались до Лавры, убирались в ее храмах, чистили подсвечники. Стоять возле такого обозначенного стульчиком места всегда было боязно – чуть-что не так, и можно было заработать оплеуху или щелчок по лбу. Мы, содержимые отцом и матерью в строгости, относились к этим сидячим местам с особым благоговением – это был незримый показатель того, что место сие принадлежит человеку, имеющему особый статус. Труженицы, матери геров, вдовы Великой Отечественной, и уже почти отошедшие в мир иной, они тем не менее торили свою дорожку к Богу, они ежедневно и ежевечерне вставали возле тяжелых и литых лаврских подсвечников, чтобы сделать последнее оставшееся на их долю – помолясь, поставить правильно свечи, и почистить до зеркального блеска старую, еще царскую латунь и бронзу.

И у нас, малолетних и легкомысленных, никогда не возникало вопроса – а почему они сидят в храме, сидят там, где все стоят перед Богом, где по определению не положено принимать любую другую позу тела, кроме согбенного и коленопреклоненного.

Мы были уверены стопроцентно, что так надо, так положено, что это само собой разумеется.

Подрастая, начали понимать, что есть еще моменты, в которые допустимо присесть, есть люди и возрасты, которые облегчают молящимся их положение. Это беременные, младенцы и маленькие дети, инвалиды и старички.

Будучи введенными в алтарь своим покойным родителем, мы с братом узнали, что во «Святая Святых» есть также моменты, когда духовенству положено сидя слушать чтение Апостола, Паремий.

А потом обратили внимание, что и на горнем месте в центре алтаря стоит седалище, которое пустует почти все время, но украшается единожды, в момент встречи архиерея и принимает на свое древнее основание Владыку, совершающего архиерейское богослужение.

Шло время, расширялся кругозор. И мы увидели, что в католических храмах стоят лавочки, сидят у протестантов. А когда наш народ хлынул за границу, то вопросов одновременно по всем направлениям церковной жизни возникло великое множество. И часто, очень часто стал вставать вопрос – почему у греков в православных храмах стоят лавочки? Почему они сидят во время службы? Почему причащаются без исповеди? Почему женщины в храмах без платков? Почему никто не шугает девушку, зашедшую в церковь в джинсах?

Все эти вопросы , конечно требуют ответа. Нельзя просто сказать – «Низззя!!!» и на этом успокоиться. Разум требует ответа и ищет его. Конечно, какие-нибудь вопросы трудны для понимания, какие-то вопросы по сию пору вызывают споры и разногласия у отцов и наставников церкви. Где-то их решают – так, где-то – иначе.

А нам бы сейчас хотелось рассмотреть именно вопрос сидения в храме.

Отделаться только фразой из святителя Филарета (Дроздова) –«Лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о больных ногах» - не удастся. Тогда большинство признает себя страдающими всяческими болезнями ног и – сядет. Подспудно понимая и осознавая, что делают что-то не так. Но это только в начале. Потом свыкнутся, заматореют во вседозволенности. Начнут вести тихие разговоры на лавочках храма, почитывать прессу, знакомиться с новостями интернета в айфонах и айпадах., заходить в фейсбук и Твиттер, набирать смс-ки (вообще-то последнее уже практикуется).

И тогда – прощай молитва и духовный настрой. Здравствуй комфортабельная церковь! И не хуже, чем в Европах!

Картинка невеселая, но и не фантастичная. Правда. Так возникает опять вопрос – можно ли сидеть во время службы в православном храме у нас на Святой Руси? Ответ прост – можно!

Но…осторожно! Не забывая святость места, цель пребывания в храме. Не теряя нити богообщения. Не превращая службу Божию в балаган.

А для этого надо знать правила и нормы христианского благочестия.

О них мы и скажем сейчас.

Сидеть в храме разрешается во время чтения кафизмы из Псалтыри и во время чтения паремии (вечернее богослужение). В других случаях сидеть можно… по усталости, по причине физической немощи и по болезни. Еще раз скажем, что сидеть в храме нужно скромно, ни в коем случае не развалясь, и уж тем более – не нога на ногу. Сидеть прямо со сложенными на коленях руками, и с опущенной головой. Недопустимо вращать головой с целью рассмотрения присутствующих, их одежды и поведения.

Нельзя сидеть во время чтения Апостола (это может делать только служащее духовенство), Евангелия и когда читаются особые молитвы (во время молебна, на Троицкой вечерне и т.п.), во время малого и великого входа, и во время Херувимской песни на Божественной литургии. Евхаристический канон (от Символа веры – Милость мира…» до пения «Достойно есть») – совершенно не предназначен для отдыха и размышлений, а только для сугубой, сосредоточенной и всеобъемлющей молитвы. Недопустимо также сидеть во время пения «Отче наш…» и при выносе Святых Даров для причащения мирян.

При входе в храм архиерея, священника или диакона также нужно встать в знак преклонения перед благодатью дарованной священнослужителю.

И уже из опыта православного благочестия хочется добавить – если вам пришлось внутренне согласиться с тем, что сейчас нужно присесть (по любой уважительной причине), то, пожалуйста, сделайте это в таком месте, где бы вы сидели не перед всеми молящимися, иначе кто-то, глядя на вас, может подумать, что теперь то уж точно – можно сидеть, и ваше поведение станет соблазном.

Таким образом становится понятно, что правило стояния в храме родилось из видения верующими человека, молящегося в церкви, как «предстоящего» Господу Богу. А потому и исключительные моменты послабления и скромного сидения в Доме Божием допускаются Церковью лишь в качестве поддержания ослабевшего от многотрудных подвигов молитвы и бдения человека или для утешения детей, престарелых, инвалидов, беременных. В этом мы видим с Вами проявление любви Божией к нам грешным. А, соответственно, и вести себя в этот момент надо – соответствующе облику человека, получающего милость и любовь от Творца.

Самым часто посещаемым православными католическим храмом является базилика святителя Николая в Бари в Италии. И там мы с вами видим, что сидение западных христиан во время молитвы совсем не такое. Оно не соответствует поведению человека, милость принимающего. А наоборот – это ярмарка тщеславия, спор авторитетов и достатка, демонстрация мод, косметики, дороговизны шуб и костюмов. Это ли тот тип поведения, к которому должен стремиться православный человек?

Так уж чтобы не растерять последние остатки русского благочестия, давайте будем соблюдать хотя бы последние его остатки незыблемо. Иначе сдавая рубеж за рубежом, рискуем потерпеть поражение.

Игумен Амвросий (Шевчук)