Забота о пожилых и малоимущих как индикатор духовного здоровья общества.

14-09-2013

Сегодняшнее общество с его развитой наукой и техникой, постоянно растущим количеством знаний в различных областях, по мнению многих современников, переживает глубокий духовный кризис. Это обусловлено общим упадком нравственности, преобладанием личных, эгоистичных интересов над интересами общества. Поскольку человек – существо все-таки социальное, то есть живет в окружении других людей, такая позиция в корне неверна, она ведет к еще большей деградации.

Забота о ближнем, начиная с ближайшего окружения – семьи и родственников, соседей и знакомых, и заканчивая любым человеком, нуждающимся в какой-либо помощи, - должна быть естественной потребностью любого человека. Если рассматривать жизнь отдельного индивида, то в каждом случае можно увидеть много моментов беспомощности, в которые никак не обойтись без поддержки со стороны: это и младенческий возраст, и детсво-юность (до достижения возраста трудоспособности, когда человек уже способен сам себя обеспечить), и периоды тяжелой болезни, период материальных трудностей и кризисов, наступление старости и многие другие.

Сегодняшнее общее отношение к старости и пожилым людям говорит о беспечности более молодого поколения: ведь отказываясь ухаживать за престарелыми родственниками,  люди формируют новые стандарты отношений в обществе, таким образом обрекая себя на подобное существование. А еще в Ветхом Завете Господь сказал: «Чти отца твоего и матерь твою и долголетен будешь на земле».

Появление в наше время огромного количества неимущих, бомжей, беспризорников, а также лже- неимущие и лже-нуждающиеся. Обусловлено такое явление политическими и экономическими процессами, как внутри страны, так и в мире в целом. В современной России наблюдается очень резкое разделение на богатых и бедных, при отсутствии, как такового, среднего класса. Таким образом, большинство наших сограждан находятся за чертой бедности, не получая никакой социальной помощи, зачастую и не зная о своем праве на таковую. Обилие документов, которые необходимо периодически предоставлять для доказательства своей финансовой несостоятельности в соответствующие органы, затрудняют либо делают невозможным получение необходимой социальной помощи.

О благотворительности на Руси известно с самых древнейших времен: первый известный  письменный документ относится еще к временам князя Олега. Особенное развитие начинается с принятием христианства, так как Сам Христос в Евангелии неоднократно призывает помогать ближним. Известно, что люди, уходя трудиться, всегда оставляли на столе какое-то количество пищи, чтобы зашедший путник, странник, неимущий мог подкрепить свои физические силы. Русская Православная Церковь всегда была одним из главных субъектов оказания благотворительной помощи, организации общественного призрения.

С течением научно-технического прогресса, постепенно происходил упадок  общественной нравственности и морали, исчезало такое человеческое качество, как бесхитростность, доверчивость, и все больше проявлялись абсолютно  противоположные: лицемерие, жестокость, ложь и тому подобные. Человек все больше акцентировал внимание на своей персоне, это привело, в конечном итоге, к тому, что мы видим сейчас. К сожалению, моральные качества каждой отдельной  личности и составляют моральные качества всего общества. Несомненно, в любом «стаде есть паршивая овца», но когда таких «овец» большинство – речь уже должна идти о «паршивом» обществе.

В самой сущности человеческого бытия заложена потребность творить дела милосердия.

Русская Православная Церковь в течение долгих послереволюционных десятилетий не могла осуществлять даже свою непосредственную деятельность, не говоря уже об общественном, социальном служении. Хотя будет неверно умолчать о людях, которые, не испугавшись преследований государства и даже самой смерти, продолжали совершать службы, проповедь и дела милосердия.

Сегодня общество и Церковь пытаются совместными усилиями остановить напирающий процесс упадка нравственности, да и просто процесс одичания, очерствения личности. Если человек способен посочувствовать ближнему, в нем есть хотя бы крупица нравственности, которую необходимо всячески холить и лелеять, всячески культивировать и взращивать.

В наш век глобализации и нанотехнологий человеку больше всего не хватает живого общения – он (человек) чувствует себя одиноким в огромном мире людей. Особенно остро этот дефицит испытывают дети, малоимущие, пожилые люди...

«Если человек чувствует боль – он жив, а если человек чувствует чужую боль – он человек!» - такое весьма меткое выражение цитируется достаточно часто в социальных сетях.

Православный христианин должен пытаться сделать все, что он в силах, чтобы: накормить голодного, напоить жаждущего, утешить печального, посетить болящего и заключенного... Чтобы на Страшном Суде не услышать слова Праведного Судии: «алкал Я, и вы не накормили Меня, жаждал – и вы не напоили Меня, в темнице был и вы не пришли ко Мне»...