Тюремное служение Церкви.

14-09-2013

На протяжении многих веков в России существовала добрая традиция духовного попечения о заключенных, пребывающих в местах лишения (ограничения) свободы. На несколько десятилетий эту традицию заботы об узниках, пребывающих в местах принудительного содержания, прервало безбожное время. Сегодня институты тюремного духовенства существуют в большинстве стран мира, где имеются специальные структуры, содействующие обеспечению прав и религиозных свобод заключенных в местах лишения (ограничения) свободы. Положительный отечественный и мировой опыт свидетельствует о том, что возрождение института тюремного духовенства способно принести пользу государству и обществу.

 В современной Русской Православной Церкви  Синодальный отдел Московского Патриархата по тюремному служению учрежден согласно Постановлению Священного Синода 5 марта 2010 года, в ведение которого переданы вопросы, касающиеся взаимодействия Церкви с учреждениями уголовно-исправительной системы (УИС) в субъектах Российской Федерации.
Сегодня в местах лишения свободы священнослужители участвуют в духовно-нравственном воспитании заключенных. Деятельное служение духовенства и мирян в местах лишения (ограничения) свободы призвано обратит многих заключенных к Богу, послужить их духовному возрождению и помочь  сократить среди них количество случаев суицида, унижения достоинства человеческой личности и других противоправных действий.

Христианское тюремное служение  основывается на евангельских словах Спасителя: «в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 36). В Священном Писании Господь Иисус Христос призывает всех нас к служению нашим ближним, находящимся в узах заключения и в «горьких работах сущим». Русская Православная Церковь по всей стране проявляет заботу о нравственном возрождении и духовном просвещении населения России и осуществляет свою миссию среди всех слоев российского общества, готового воспринимать голос Церкви на основе свободного самоопределения. Поэтому в местах лишения свободы Церковь обязана осуществлять не только духовно-нравственное воспитание заключенных, но и духовное окормление сотрудников уголовно-исполнительной системы, исповедующих принадлежность к Православию, заботиться об организации для слушателей учебных заведений Федеральной службы исполнения наказания России системы религиозного образования при участии священнослужителей и преподавателей духовных школ Русской Православной Церкви.

Сегодня в тюрьмах,  СИЗО, ИТУ строятся храмы и открываются молельные комнаты. Но двери православных храмов в местах лишения свободы должны быть открыты не только для заключенных, но и для всех православных сотрудников УИС, и для всех родственников заключенных, которые должны иметь возможность пойти в храм, чтобы обратиться Богу.

В настоящее время в местах лишения свободы, как и в нашей обычной гражданской жизни в стране, преобладающее большинство лиц, заключенных под стражу, как правило, причисляют себя к Православию, точнее к носителям православной культуры. При этом большинство из них не посещали храмы на свободе. Они не были воцерковленными людьми до осуждения к отбыванию срока наказания, поэтому и за тюремной оградой не все привычны к регулярному посещению тюремной церкви. Однако сегодня, благодаря работе тюремных священнослужителей, в течение последних десяти лет в местах лишения (ограничения) свободы от 8% до 10% заключенных обрели веру в Бога, стали членами религиозных общин и регулярно посещают тюремный храм.

Важно помнить, что евангельское учение о жертвенной любви побуждает каждого из нас оказывать своему ближнему не только духовную помощь, но и помогать ему материально по мере сил и возможностей. Поэтому православное тюремное служение предполагает не только личное милосердие христианина к заключенным, но и широкую социальную работу среди них.

В деле духовно-пастырского окормления заключенных самая основная из тактических задач тюремного служения, поставленных современным обществом перед Церковью, – через духовно-нравственное возрождение заключенных содействовать их ресоциализации, которая должна вестись как во время отбывания срока наказания, так и после освобождения. Задача Церкви – помочь заключенному сохранить в себе или обрести заново способность возвращения в гражданское общество после выхода на свободу и через возрождение религиозности помогать ему находить в себе духовные и нравственные силы для восстановления среди гражданского общества утраченных им за решеткой социальных связей.