Иерей Святослав Евтушик. ПАЛАЧ И ЖЕРТВА: Иконография новомучеников

02-01-2014

На тему мученичества в иконографии сегодня проходят серьезные дискуссии или даже можно сказать споры, предметом которых стали изображения мучителей-палачей на иконах новомучеников XX века. Думаю, многие желают найти исчерпывающие ответы на возникающие недоумения и расставить правильные акценты.

Хочу напомнить, что икона – это образ, изображение Господа, Пресвятой Богородицы, ангелов или святых. Иконы по своему сюжету бывают личные, житийные и праздничные. На личных иконах, как правило, изображают Господа, Богородицу, ангелов или святых с нимбами в разных ракурсах. Житийные иконы изображают сюжеты из жития святых. Праздничные, сами за себя говорят, – изображают сюжеты праздников церковных. Также по способу применения иконы бывают, во-первых, собственно иконы, написанные на доске или другом материале разных размеров, которые могут переноситься; во-вторых, миниатюры – изображения в книгах или на других предметах в качестве оформления; и, в-третьих, монументальная живопись – фрески, мозаики, изображенные на неподвижных стенах, потолках или полах.

Иерей Святослав Евтушик. ПАЛАЧ И ЖЕРТВА: Иконография новомучениковТак вот, изображения или иконы святых (личные), где изображены именно только святые, мы видим в каждом храме, имеем их дома, поэтому и наш глаз привык их воспринимать таковыми. Гораздо реже употребляются житийные иконы, на которых помимо личного изображения присутствуют и клейма (небольшие миниатюры) с изображением ключевых моментов из жития святого. Такой способ изображения появился в Византии в IX веке, затем был распространён повсеместно. Причина этому предельно ясна – дать возможность неграмотным христианам читать житие святого прямо с иконы. К этому же типу можно отнести и акафистные иконы, на которых изображены содержания кондаков акафиста Господу, Пресвятой Богородице или какому-то святому. Но мы хотим разобраться с таким явлением, как изображение отрицательных персонажей на иконах.

Иерей Святослав Евтушик. ПАЛАЧ И ЖЕРТВА: Иконография новомучениковС V-VI веков появляются иконы-распятия Спасителя с изображением воинов, бросающих жребий об одеждах Христовых. В Британском музее находится барельеф этого же периода с образом распятого Христа с предстоящими и нарисованного рядом, повесившегося на дереве Иуды. Таким образом, видим, что довольно ранние изображения, которые уже можно назвать иконой имеют подобные сюжеты.

Иерей Святослав Евтушик. ПАЛАЧ И ЖЕРТВА: Иконография новомучениковДалее заслуживает внимания всем известная икона усекновения главы Иоанна Предтечи, которая по своему сюжету является и житийной, и в тоже время праздничной. На ней изображен воин, который выводит Иоанна из темницы и отсекает ему голову. Церковью особо почитается этот день 11 сентября по новому стилю и прославляет Предтечу Господнего, стоящего в Истине, которая есть Сам Христос.

Еще хочу обратить внимание на миниатюры IV-XII веков и Византийские, и Синайские, которые являются оформлением книг Священного Писания и богослужебных книг. Так же жития мучеников и последования служб им, оформлялись миниатюрами с изображениями мученического подвига святых.

К этому же периоду, который называют «золотым веком иконописи», относятся монументальные изображения (фрески и мозаики), изображающие подвиг мученичества. С IV-V веков, когда Христианство стало законным, стали строить на местах, где приняли смерть за Христа или были погребены святые мученики, храмы, называемые мартириумами. Эти храмы расписывались фресками с изображением мученического подвига святых. В принципе, из мартириуамов эти сюжеты перешли и в другие храмы.

Иерей Святослав Евтушик. ПАЛАЧ И ЖЕРТВА: Иконография новомучениковТаким образом, мы видим, что иконографический сюжет мученичества, естественно с изображением мучеников-палачей, имеет место практически повсеместно от истоков иконы как таковой. Для чего? В своей основе иконографический сюжет мученичества имеет ту же цель, что и жития: утверждение веры и вдохновение читателя подвигом святого, а также усмотрение разнообразия божественного промысла. В таких сценах мученик изображен в полном смирении и послушании воле Божией по образу Богочеловека Христа, о котором пророк Исаия говорит: «Он истязаем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис.53:7). В рассказе о самой жизни и подвигах святых часто вовсе не видно черт индивидуальности. Почему? Христос говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:5). Следовательно, и жизнь христианина протекает сугубо по благодати. Поэтому и жития содержат в основном описания ключевых моментов из жизни святого, которые явно были даны ему Господом. Поэтому эти сюжеты художники-иконописцы применяют, для написания жития святого в красках.

Как мы уже заметили, мотив мученичества изначально сформировался в качестве фресок храмов, и параллельно в миниатюрном оформлении книг. На западе изобразительное искусство до XIII века было византийским, затем началась эпоха ренессанса (возрождения) и тема мученичества реализовала себя в картинах и скульптурах светских художников (1). Это направление у них сохранилось практически до сегодняшнего дня. В иконе собственно остался житийный способ изображения в виде клейм по периметру основного образа.

Иерей Святослав Евтушик. ПАЛАЧ И ЖЕРТВА: Иконография новомучениковОднако в современных иконах, преимущественно святых новомучеников XX века, мы наблюдаем необычное для иконы, явление – житийный сюжет, который должен был бы располагаться в виде клейм вокруг образа святого, но выходит изо всех канонов и предстает, как самостоятельный сюжет. Чтобы понять такое решение в иконе, используемое, современными иконописцами надо взять во внимание сам факт канонизации святых новомучеников. Во-первых, сонм новопрославленных выходит далеко за рамки десятка святых и исчисляется тысячами и даже десятками тысяч. Во-вторых, само гонение на Церковь было каким-то непредсказуемым, не смотря на то, что более двадцати лет продолжалось физическое уничтожение христиан. Было такое время, что каждый человек мог быть репрессирован и расстрелян. Соответственно, и подвиг новомучеников был скоротечным. Это были и архиереи, но в своем большинстве простые священники, монахи и миряне, о жизни которых нам мало что известно. А значит, и нет смысла писать житийные иконы, выдумывая сцены, которые практически у всех были если не одинаковы, то уж очень похожи. Но чтобы изобразить сам подвиг этого духовного противостояния или противопоставления двух сторон Церкви и богоборческой власти иконописцы использовали такой стиль написания, который можно назвать чем-то средним между миниатюрой и монументальным сюжетом.

Иерей Святослав Евтушик. ПАЛАЧ И ЖЕРТВА: Иконография новомучениковВ чем же выражается это противопоставление Церкви и гонителей. «Не бойтесь, – говорит Спаситель, – убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более Того, Кто может и душу, и тело погубить в геенне (Мф.10:28). И всякого, кто исповедает Меня пред людьми, исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф.10:32). Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф.10:34-39). Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем и всею душею и всем разумением твоим» (Мф.22:37). Но если человек любит кого-то или что-то, или даже свою жизнь больше Бога, то он недостоин Бога. Вот христианское восприятие жизни, вот те принципы, за которые человеку лучше умереть, нежели жить без Бога. Кто-то назовет это фанатизмом. Нет! Это не фанатизм, это духовная борьба, это верность Богу даже до смерти. «Мир во зле лежит (1Иоан.5:19). А диавола, отца лжи, Господь назвал князем мира сего, который не имеет с Ним ничего общего» (Иоан.14:30). Но князь мира имеет власть здесь на Земле. Поэтому и борьба, как противостояние добра и зла, продолжается, пока человек живет на Земле. Князь мира ненавидит Христа и всех чад его, и поэтому случаются моменты в истории Церкви, когда рассвирепевший зверь уничтожает верных с особой жестокостью, используя всегда власть. А Христос утешает, говоря: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Матф.5:12).

Иерей Святослав Евтушик. ПАЛАЧ И ЖЕРТВА: Иконография новомучениковОдин человек заметил, что на иконах новомучеников красноармейцы имеют благообразный вид, у них отсутствует выражение диавольской ненависти и зла. Странно. Ведь с такой ненавистью истребляли христиан, а на лицах мир и спокойствие. Но «медаль» имеет две стороны. Первая – зло всегда было привлекательным, начиная от эдемского запретного плода, и заканчивая пришествием в мир антихриста. Змий настолько «разрекламировал» плод от дерева познания добра и зла, что Ева забыла о своем послушании Богу. Тоже будет и во времена антихриста, когда люди не просто будут восхищаться им и его псевдо чудесами, но будут боготворить его. Вежливость и педантичность, в которые облекается зло, симпатизируют человеку и располагают принимать его, как правду и справедливость. И наоборот – монахи-подвижники или даже просто глубоко верующие христиане, не разделяющие всеобщих ценностей, определяются в отбросы общества. Вторая сторона медали заключается в том, что Сам Христос молился за своих распинателей, и нас учил любить врагов (Лук.6:27). Как же тогда иметь совершенную любовь к врагам, изображая их с нечеловеческим лицом, с диавльской яростью и ненавистью? Это будет уже осуждением, а не любовью. Иконы пишутся нами, христианами, поэтому и свет Божественной любви накладывает свой отпечаток на эти образы, цель которых – просветить этим светом наши сердца.

http://www.phenomenonsofhistory.com/site/?p=8962

 

http://www.orthos.org/publication/ierey-svyatoslav-evtushik-palach-i-zhertva-ikonografiya-novomuchenikov