ВЕРА И ДОВЕРЧИВОСТЬ

23-01-2014

Почему Авраам не принял дары царя Содома?

Что мы узнаём о вере из жизни Авраама, когда после многовекового сна безверия дар веры возвращался к человечеству?

Вере предшествует сыновство — сохранение устоев патриархальной семьи как первое условие спасения. При этом человек даёт Богу возможность приблизиться к себе — он начинает слышать, а от слышания возникает вера, которая даётся вместе с обетованием. Господь нечто человеку обещает ...

С одной стороны, вера требует послушания, чтобы человек научился слышать и исполнять Божии повеления, с другой — пытливости, чтобы человек догадывался, искал и обретал. Ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7, 7).

Так чего же ждёт Господь от человека? Он ждёт встречного творческого усилия. Вера в Бога — ищущая, находчивая, живая! Живая — это вера, спасающая от смерти (в Египте именно она спасает Авраама), позволяющая обустраивать землю. Вера, дающая силу в войне (если эта война за правду), вера, открывающая дверь в Новый Завет! Встреча Авраама и Мелхиседека — это новозаветная встреча. Ветхозаветный праведник прозрел — в священстве Мелхиседека он увидел Того, Кто в Новом Завете явится как Христос.

Аврааму предстоит взойти на новую ступень веры, и ему было откровение. Откровение это продлилось больше суток. Что это было?

После этих слов было слово Господне к Аврааму (Быт. 15, 1). В оригинальном тексте употреблено еврейское слово, означающее и «слово», и «дело» (событие, происшествие) одновременно, поэтому переводят: «После сих происшествий» было слово. Но этот перевод в данном случае затемняет смысл. Нет, Авраам именно произнёс какие-то такие слова, после которых само Слово Божие говорило с ним. В том же стихе дальше читаем: После сих слов, было слово Господне к Аврааму в видении ночью, говорящее. Уточнение «ночью» содержится в некоторых списках Септуагинты, принято в славянской Библии и святителем Иоанном Златоустом. «Ночью — поясняет святитель, — чтобы слова Господни были приняты в безмолвии». Но не только поэтому. Начинается событие, которое продлится больше суток.

Никакими телесными чувствами откровение не воспринимается. Видение, со словом данное Аврааму, будет в высшей степени значительным. Обозначение таких видений в еврейском тексте редко. Такого рода видения называются«махазе». «Видеть видение» — это высшая степень достоверности для человека. Так было с Валаамом, когда он пророчествовал (см. Чис. гл. 22 —24). Аврааму предстоит войти в это видение. И пребывание его в нём будет долгим.

Итак, Бог вступает в беседу с праведником. В жизни Авраама наступил новый этап. Его видение — это новая форма откровения.

Авраам проявил какое-то качество, настолько важное в ряду других добродетелей, что вслед за этим (а сколько времени прошло, мы не знаем, возможно, годы) было ему слово от Бога. Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание на эту особенность жизни ветхозаветного праведника. Он пишет: «Как некую златую цепь, находим мы в божественном Писании ряд сказаний о нём, в таком порядке, что сперва видим доказательства его собственной мудрости, а потом немедленно за ними следующие воздаяния (ему) от Бога». Очень точное наблюдение. Вера Авраама именно живая, догадливая, находчивая. Она идёт с упреждением, то есть человек нечто постигает, а Бог подтверждает. А какие были последние слова Авраама? Как ни странно, это был его разговор с царём Содома. А суть этого разговора сводится к одному: нитки не возьму у тебя!

Почему такая значительность, почему Писание придаёт такое значение этому разговору? А дело в том, что Авраам показал, как бескомпромиссно Церковь отделяет себя от того, что не есть Церковь.

Некогда сыны Божии должны были не смешиваться с каинита-ми — однажды и навсегда впредь. Перед потопом смешение всё же произошло. Результат его, как нам известно, был страшный!

Так вот, Авраам усмотрел, что в жителях Содома было что-то от каинитян, от духа каинитского. Действительно было, но подтверждение этому явится позже, а первый, кто сумел разглядеть это свойство, был Авраам. Не Лот, который поселился в Содоме: богато жили в Содоме, и Лоту это нравилось. Аврааму же не нравилось богатство каинитян. Так что же именно от каинитского духа было в содомлянах, что Авраам разглядел и от чего уберёгся?

В повествовании о потомках Каина (о его роде, о детях, о цивилизации, об изобретениях, о женщинах из рода Каина) мы находим намёк на то, что потомки Каина изобрели блудное ритуальное служение женщин. Слово «содом» впоследствии дало название грехам полового разврата. «Содомские грехи», однако, это не разврат и не извращения сами по себе, но именно узаконенные.

Узаконенные блуд, извращения, проституция, гомосексуальные отношения — это Содом! Везде, где мы слышим о легализации разврата, присутствует «каинитский дух», действующий поверх государственных и национальных барьеров. Кажется, германские племена Европы были первыми, кто узаконили гомосексуальные браки и стали брать налоги с проституции. В России проституция не легализована, но в этом направлении ведётся усиленная работа с помощью ангажированных СМИ. И процесс этот не прекратится. Нам всё время будут говорить, что проституцию нужно легализовать, а с так называемыми сексуальными меньшинствами дружить. Но мы должны знать, что это такое, как это называется на языке Священного Писания. В Писании сказано: «Жители же содомские были злы и весьма грешны перед Господом» (Быт.13, 13); содмлянне, как и каинитяне — они от лукавого, они далеко продвинулись в грехе. Однако грех содомлян был тогда локальным явлением, поэтому само это место было впоследствии выжжено огнём с лица земли.

Почему же от царя содомского нитки не захотел взять Авраам?

Он вспомнил о Боге и не захотел брать от каинитян. Всё логично: каинитян увидел, о Боге вспомнил, и брать ничего от них не захотел. Это качество называется разборчивостью. Очень важное качество духовной жизни! Никакой доли нельзя иметь с теми, отец которых — диавол. Как вести себя с теми, кто не принял посланников Христа, сказал сам Христос, когда посылал апостолов не к язычникам, не к самарянам, а наипаче к овцам погибшим дома Израилева. Вот с них спрос есть. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то выходя из дома или из города того, оттрясите прах от ног ваших; Аминь ( истинно) говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому. Вот, Я посылаю вас как овец среди волков: будьте разумны как змии и просты, как голуби. (Мф. 10, 14 —16).

Итак, это называется разборчивость. Чтобы нитки не брать! Ни то, что нитки — пыль чтобы случайно не налипла! По отношению к Богу нужно быть духом, как голубь (голубь символ Духа Божьего). Что-бы никакой примеси не было от духа чужого. Этот дух обозначается именем «каин». А с теми, кто семя змея, нужно быть разумными, как змеи. Понимать и остерегаться всех ухищрений змея, это значит блюсти голову змея. Мы должны блюсти, выслеживать, подстерегать голову змея. То есть не воевать с ним на вещественном уровне, но помыслы от него не принимать, «каинитских» подходов остерегаться.

Оказывается самый простой способ, каким каинитяне входят в общение с сынами Божиими (тот, который применил царь Содома), — это давать, то есть дарить. Дарить своих женщин, приобщать к всемирной цивилизации, давать деньги. Главное для каинитян — чтобы мы имели с ними общую долю: в помыслах, в жёнах, в прогрессе, в богатстве. Если есть хоть малая общая доля с ними — нитка или ремень от обуви, как говорит Авраам, пыль на ногах прилипла, как говорит Христос, — через нитку, через пылинку может пройти голова змея.

Авраам поговорил с царём Содома и остался без примеси от каинитского духа — прост, как голубь. Однако самый изощрённый способ действия каинитян не подкуп и не кредит, и не сочетание подкупа и кредита (такое популярное ныне), а когда они действуют без корысти — даром. Святитель Иоанн Златоуст это тоже увидел. Ведь с добрыми чувствами, говорит Златоуст, подошёл царь содомский к Аврааму. Действительно, если задуматься, каинитяне могут искренне предлагать нам добро, могут проявлять совершенно непритворные добрые чувства. На этом мы и горим! Не зло — добро принимаем от каинитян. Это качество называется доверчивость. Есть вера в Бога — тогда мы сыны Божии, а есть доверчивость без разбора (то есть неразборчивость) — тогда мы даём примешиваться чужому духу и теряем свою неуязвимость.

По-доброму, по-человечески содомский царь обратился к Аврааму. Почему бы не уважить царя? Нет, не захотел Авраам по-человечески иметь с ним отношения. Это мудрость! Авраам действительно выслеживает враждебный дух, он умеет, по слову Господа, блюсти, выслеживать голову змея.

Если со стороны посмотреть на разговор Авраама с царём Содома с бытовой, психологической и даже политической точки зрения, то они по-соседски поговорили и разошлись. Один великодушно предлагал дар, другой великодушно не взял. Однако за этими политкорректными отношениями стоит духовная вражда. Как Господь сказал: вражду положу между семенем змея и семенем жены. Авраам враждует, но это духовная вражда, которая не переходит в агрессию в бытовом, политическом, психологическом плане, потому что от агрессивной вражды каинитяне крепнут. Авраам показывает, что с лукавыми людьми (каинитами и содомитами) не надо спорить, надо уметь с ними разойтись. А почему не надо с ними спорить? Потому что Каин (такова его духовная природа) — «стенающий», а каинитяне — его духовные потомки — по природе своей говорливые. Начни с ними разговаривать — и ты уже на их территории. Верующий человек — в вере находчивый, а каинитянин находчив в слове. Поэтому с ним надо уметь разойтись, великодушно прервав переговоры и поступить так, как поступил Авраам.

Евгений АВДЕЕНКО 

http://www.fondgb.ru/pic/pb_2013_03.pdf «Православная беседа» №3/2013