Что такое мощи.

23-01-2014

Словом «мощи» переведено латинское слово «реликвия» - что значит «останки». То есть мощи – это любые останки человека после его смерти. В «Чине погребения мирских человек, священников и младенцев» есть фразы: «мощи усопшего лежат в доме», «молитва чтется близ мощей», «вложивше мощи во гроб» и так далее. Отсюда мы понимаем, что мощами называются не только останки святых, но и останки любого умершего человека.

            Как связано происхождение слова «мощи», то есть останки, со словом «мощь», то есть сила?

            Мощным мы называем человека, у которого сильно развиты кости, у кого крепкая, хорошо развитая грудная клетка, а не того, у кого просто большое тело. То есть мощь, в нашем понимании, заключается не в плоти, а в костях. Именно в этом смысле – в значении «скелет» - слово «мощи» употреблялось в древних русских летописях: например, в одной летописи 1472 года так сказано об открытии гробов московских митрополитов, почивающих в Успенском соборе: «Иону цела сущаобретоша, Фотея же цела суща не всего, едины мощи». Мощи великих русских святых – княгини Ольги и князя Владимира – тоже сохранились в виде костей.

            То есть мощи - это именно кости?

            Не только. Верующие древней церкви собирали пепел от сожженных тел святых мучеников и благоговейно почитали его.

            С другой стороны, мощи некоторых святых сохранялись в виде костей с нетленной плотью на них, совершенно, как будто смерть наступила только что (например, есть такое свидетельство об открытии мощей мученика Назария: «Голова его, отрубленная нечестивыми. Лежала столь целой и неповрежденной, с волосами на черепе и бороде, что казалось, будто бы она только что омыта и сегодня положена во гроб») – или с частично сохранившейся, присохшей плотью.

            Само по себе нетление тела не может быть свидетельством святости усопшего человека. Оно может объясняться и физическими причинами: свойствами почвы, в которой лежит тело. Но тем не менее при обнаружении останков святых людей (в любой почве) очень часто бывало засвидетельствовано нетление плоти.

            Почему Православная Церковь установила почитание мощей святых?

            Во-первых, мы верим,что с Церковью земной находится в литургическом общении Церковь небесная, что мы с вами и Иоанн Креститель, и святой мученик Трифон, и Николай Чудотворец – одна Церковь, только они уже там, а мы еще здесь. Именно поэтому в древней церкви литургия совершалась на могилах святых, а престолом служили их гробы. В современной церкви все точно так же: в каждом храме есть антиминс, буквальный перевод этого слова – «вместо престола»: если раньше престолом служил гроб святого, то сейчас вместо целого гроба дары освящают на прямоугольном плате из шелковой (чаще всего) ткани, куда зашита частица мощей святого.

            Во-вторых, многие чудеса Христос совершал посредством Своего Тела: смешал слюну с песком и помазал этой мазью глаза слепого от рождения, после чего тот стал видеть; взял за руку тещу апостола Петра и поднял ее, исцелив от горячки; коснулся прокаженного, и тот очистился от проказы (тогда как для обычного человека коснуться прокаженного значило бы самому заразиться проказой). Само Тело Христово было животворно, потому что оно было храмом и жилищем Бога, частью Богочеловека. Поэтому мы и сейчас причащаемся Тела Христова и тем соединяемся со Христом в Таинстве Евхаристии – как Он и заповедал нам.

            Через Христа Бог соединился со всей человеческой природой и обновил ее. И святые люди тоже становятся храмами Божиими и причастниками Его славы. Апостол Павел называет тело каждого христианина храмом живущего в нем Духа Божия (см.: 1 Кор.6,19). В обыкновенных людях действия Святого Духа могут быть более или менее сокровенными, а в святых эти действия могут проявляться особенно явно, об этом свидетельствуют чудеса по молитвам святых. Но благодатные силы, действующие через тела святых при их жизни, продолжают действовать в них и после смерти. На этом именно и основывается почитание святых мощей как носителей благодати. Ради Духа Святого и праведных душ человеческих, когда-то обитавших в телах святых, их останки сохраняют свою чудодейственную силу.

            И в-третьих, мощи служат живым напоминанием нам о личности святого и его жизни, и мы понимаем, что он был таким же человеком, как и мы, и мы тоже, как и он, призываемся Богом к святой жизни.

            А откуда берутся частицы мощей для такого множества антиминсов? Ведь храмов очень много, и во многих из них не по одному престолу. И как именно происходит отделение частиц мощей?

            Обычно в новые антиминсы частицы мощей перекладываются из старых антиминсов.

            Но если в епархии мало старых антиминсов, то дается разрешение на отделение части от мощей.

            В России это происходит так. В Московском Кремле есть храм апостола Филиппа, где находится хранилище святых мощей. Там в специальных шкафах хранятся крупные части останков святых. Их подлинность была засвидетельствована в церкви, о чем имеются записи. У каждой части есть надпись, какому святому она принадлежит. Эти надписи сделаны, как специалисты судят по почерку, в XVII веке.

            От крупных частей мощей более мелкие частицы отделяет священник в епитрахили и поручах с помощью двух специальных ножей и щипцов. При этом он произносит краткие молитвы, какие хочет, специального чина отделения мощей нет.  Отдельные частицы кладутся на чистую бумагу. Заливаются воском, потом вкладываются в бумажный конвертик, потом в специальную коробочку и запечатываются. Эта коробочка передается посланному из епархии, а тот передает ее своему архиерею. Затем частица мощей зашивается в антиминс и помещается под престол нового храма, и храм освящают. После этого в нем можно служить литургию.

 

«Наследник» № 6 (53) 2013