Небесный гражданин земли Русской.

23-01-2014

К 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского журнал «Покров» подготовил к публикации статьи (с незначительными сокращениями) напечатанные в дореволюционных изданиях, которые хранятся в библиотеке Московской духовной академии. Предлагаем вниманию читателей статью иеромонаха Никона ( с 1912 г. – архиепископа) из духовного журнала «Странник», увидевшего свет в 1892 г. К 500-летию преставления Игумена земли Русской.

Настало, наконец, время освобождения Москвы, а с нею и всей земли Русской от поляков и всех ее врагов. В Нижнем Новгороде восстал на защиту Отечества именитый в нашей истории Косьма Минин. Но кто возбудил на такое великое дело, на такой высокий подвиг, простого мирного гражданина? Опять наш воевода небесный, Преподобный отец Сергий. Он явился благочестивому Минину и повелел собрать казну для военных людей, чтобы идти для очищения государства Московского от врагов. Смиренный Косьма пришел в страх от такого видения: ему ли, простому человеку, собирать казну или снаряжать войско? И он остался в нерешительности, не зная, как и что ему делать? Видение повторилось, но Косьма опять остался в бездействии. Спустя немного времени Преподобный является ему в третий раз, повторяет свое повеление уже с угрозою и говорит, что есть изволение праведных судеб Божиих помиловать православных христиан, и от великого смятения привести в тишину; что старейшие в городе не столько войдут в это дело, сколько младшие, и что их доброе начинание приведет Бог к доброму концу. Это последнее видение оставили Косьму не только в трепете, но и в некоторой болезни. Он раскаялся в своем небрежении и решился немедленно приступить к исполнению воли Божией. Скоро его избрали в земские старосты, и он начал со слезами уговаривать своих сограждан ничего не жалеть для спасения своего отечества. Он сам первый подал пример: отдал на это святое дело почти все, что имел, и святое дело совершилось.

Собрано ополчение по начальством князя Пожарского. На пути к Москве это ополчение было и в Лавре Сергиевой, где Минин сам рассказал о видениях, ему бывших, преподобному Дионисию. Сей угодник Божий благословил христолюбивое воинство на горе Волкуше, и оно пошло к многострадальной столице, напутствуемое молитвами Радонежских чудотворцев.

Обитель Сергиева ничего не щадила для спасения родной земли. Когда в русских войсках, освободивших Москву, появились раздоры, то Троицкий келарь Авраамий переходил из стана в стан, склоняя несогласных воевод к единодушию и ободряя воинов в самой битве. Чтобы удовлетворить корыстолюбивых казаков, обитель предложила им свои последние сокровища – священные ризы, низанные жемчугом. Но никто не дерзнул коснуться святыни, и все единодушно обещались не отступать от столицы, пока не освободят ее.

Мало-помалу поляки были стеснены в Китай-город. Томимые голодом, они стали есть человеческое мясо и трупы. 22 октября русские взяли Китай-город. Голодные поляки заперлись в Кремле. Ночью под 25 октября великий заступник земли Русской Преподобный Сергий явился Арсению, архиепископу Елассонскому, который томился в тяжелом плену в осажденном Кремле и изнемогал от болезни. «Арсений! – сказал ему угодник Божий. – Ваши и наши молитвы услышаны: предстательством Богоматери суд Божий об отечестве преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия – спасена. Встань и иди навстречу православному воинству». И болящий встал здрав, и действительно, на утро верная русская рать торжественно вступила в Кремль, а навстречу ей из Спасских ворот вышел крестный ход с архиепископом Арсением во главе… Так довел до конца дело спасения России ее великий печальник и страж небесный, Преподобный отец наш Сергий.

И после того он всегда являлся воеводою во всех войнах наших против врагов родной ему земли. Его святая икона, написанная на доске его гроба (посещение Богоматери), сопутствовала во всех походах нашим царям: и Алексею Михайловичу, и Петру Алексеевичу, и покойным императорам Александру I  , Николаю I   и Александру  II.А великий преобразователь России Петр I нашел под сенью обители Сергиевой спасение от угрожавшей ему опасности от стрельцов. В достопамятный 1812 г., когда Москва находилась уже в руках вражеских, французы не раз покушались овладеть обителью Сергиевой, но угодник Божий не допустил их даже дойти до стен своей обители. И в тот самый день, когда совершилось крестное обхождение всего Посада со святынями Лавры, именно 1 октября, враги начали отступать из ближайших к Лавре городов, ими занятых, и тем началось их бегство из всей России.

Таков сей, великий в своем смирении небесный гражданин Русской земли, сей дивный, самим Богом данный ее страж, с любовью призирающий на все ее скорби и обстояния и присно предстательствующий за нее перед Господом. И он не только сам предстательствует, но и собирает множество учеников своих со всех концов Руси, где они подвизались в обителях, ими основанных: а таких обителей было до семидесяти… Сколько же подвижников угодило Богу в этих обителях! Сколько благодатного света пролилось из этих рассадников духовной жизни, духовного просвещения!.. Кто не знает, что русский народ только и жил всегда своею верою православной, что только эта святая вера и помогала ему вынести все те скорби и напасти, которые судил ему Бог перенести. Не будь веры православной на Руси – не было бы и самой Руси Святой. На ее месте было бы, может быть, какое-нибудь ханство татарское или королевство немецкое.

Но кто не знает, что средоточием православной духовной жизни с самого начала христианства на Руси были иноческие обители? И вот, чем были для Киевской Руси Антоний и Феодосий Печерские, тем был для средней и северной Руси Преподобный отец наш Сергий, Радонежский чудотворец. Из его славной Лавры и из обителей, основанных его учениками и учениками его учеников – всем его духовным потомством, преизобильно изливался свет духовного просвещения на всю землю Русскую. Оттуда выходили проповедники веры Христовой в дикие страны севера. Оттуда брали мужей достойных на кафедры святительские. Там переводили и переписывали книги святоотеческие на русский, или  лучше сказать – на священный церковнославянский язык. Туда стремились русские люди в своих горестях и радостях, чтобы помолиться Господу Богу, чтобы посоветоваться с опытными в жизни духовной старцами-подвижниками, чтобы отдохнуть душой от всех житейских печалей и забот и подышать чистым воздухом молитвы, насладиться созерцанием боголюбивого смирения подвижников… А если обитель основана была среди какого-либо дикого племени, то смирение святых подвижников, их любовь, незлобие, кроткое обхождение неотразимо действовали на души дикарей. И скоро эти дети природы смирялись, принимали веру Христову и мало-помалу перерождались и сливались воедино с великим русским народом.

Так постепенно росло и созидалось могучее Русское царство, объединенное, скрепленное и одушевленное единым духом веры православной. И как сам Преподобный Сергий, так и все его ученики, все его духовное потомство много содействовали своим примером, назиданием, молитвами – тому,  что весь православный русский народ напитан этим духом смиренной веры и преданности Церкви родной.

Вот почему православный русский народ так свято чтит память Преподобного отца нашего Сергия. В лице его он знает и чтит своего великого наставника и учителя в жизни духовно-благодатной, в подвигах христоподражательного смирения и беззаветной любви к Православной Церкви Божией – нашей матери, - знает и чтит своего теплого молитвенника перед Богом, своего возбранного воеводу и чудотворца преславного. Едва ли какому другому угоднику Божию, кроме, конечно, Святителя Николая Чудотворца, посвящено в Древней Московской Руси столько храмов, сколько посвящено их смиренному чудотворцу Радонежскому. Благоговеют к его имени и венценосцы Русской земли. Все они издревле любили приходить на поклонение святым мощам Преподобного Сергия. Храмы Божии в его обители блестят дарами от их щедрот, а в сокровищнице монастырской можно видеть, с какой любовью, с каким усердием трудились наши царицы и царевны, вышивая золотом и шелками дорогие воздухи и покровы, чтобы принести эти труды рук своих и возложить на святые мощи Преподобного Сергия. Редкий из иерархов Русской Церкви не припадал до праха земного у этих святых мощей. Ни один вблизи путешествующий инок не минет обители Сергиевой. К нему, как к живому, притекают и теперь тысячи православных русских людей на поклонение, не говоря уже о средней России – даже из самых отдаленных окраин ее: из Сибири, с Амура, с границ китайских… Ему, как святому старцу – духовному отцу, повергаясь у подножия его священной раки, поведают они свои скорби и печали, изливают свое горе в слезах и по вере своей отходят с избытком утешения в сердце, с исцеленною душою, а нередко получают исцеление от неисцельных недугов телесных.

Присмотритесь к этим простецам, которые с таким благоговейным усердием молятся у гроба Преподобного Сергия, прислушайтесь к их вздохам сердечным, и вы поймете всю благодатную силу веры в нашем православном народе. Вы воочию увидите и познаете, как нужно молиться, если хочешь, чтобы твоя молитва дошла до Господа Бога. Вот старец, убеленный сединами, удрученный заботами и трудами прожитой долгой жизни, смиренно преклонился под ношею своей дорожной сумы и поник до земли. Он в слезах приносит благодарение  угоднику Божию, что сподобил его хотя на склоне жизни поклониться его святым мощам, что исполнил его заветное желание, которое много лет носил он в своем сердце, и что он теперь спокойно умрет: его очи видели, его уста коснулись благодатного сокровища нетленных мощей Преподобного Сергия. Или вот старица, едва добрела, опираясь на свой незатейливый посох, до обители чудотворца. Она тихо проливает слезы умиления и беседует с Преподобным, как с живым: «Батюшка, угодник Божий! Помолись ты за меня грешницу, помолись за деток моих, за внуков, за всех православных христиан…» И идет она потом из храма, отирая свои сладкие слезы. Спросите ее: «О чем плачешь, бабушка?» «С угодничком прощалась»,- ответит она…

Здесь мать умоляет Преподобного, чтобы вразумил он ее несчастного сына пьяницу. Здесь вдова изливает свою скорбь и просит благодатной помощи нести свой нелегкий крест до конца. Здесь сироты ищут покрова и защиты у Богом данного отца Сергия. Здесь нередко и кающийся грешник сокрушает свое сердце и просит благодатной помощи в тяжкой борьбе с привычным грехом… Плохо давалась Преподобному Сергию в его детском возрасте грамота. Только по молитвам таинственного старца, в котором его родители видели Ангела Божия, он скоро уразумел учение книжное. И вот теперь к нему прибегают родители и приводят своих малюток на благословение, прежде чем начать обучать их грамоте. Нередко и самую азбучку берут они в обители Преподобного и только с его благословения приступают к учению книжному, подражая примеру благочестивых предков, которые смотрели на грамоту, как на дело святое, как на ключ к уразумению Божественного Писания.

И многое множество мужей и жен, юных и младенцев с раннего утра до позднего вечера наполняют небольшой храм Живоначальной Троицы – сие смиренное покоище Сергиево, уготованное ему любимым учеником его, преподобным Никоном. И каждый истинный богомолец пришел к нему со своею скорбию, со своею заботою, а кто и с молитвою смиренного благодарения о полученном прошении. Каждый стремится благоговейно склониться до земли у раки святых мощей его, приложиться  устами к священному покровцу на главе угодника Божия – и отходит с миром и радостью в душе. И несет он этот мир в свой дом, в свою родную семью вместе с просфорою, вынутой о здравии всех близких его сердцу в обители Преподобного, и, укрепленный молитвой, живет он светлыми и святыми воспоминаниями тех благодатных ощущений, какие испытал под сенью Преподобного.

Да, и еще раз повторим: жив он, угодник Божий, в народном сознании. Живым выразителем этого сознания является смиренный царь наш, Алексей Михайлович. Он писал преподобным отцам Сергию и Никону послание, как живым лицам… И не страшны будут Русской земле никакие враги, пока будет живо это духовное общение русского народа с небесными заступниками и молитвенниками за родную землю.

Будем же молиться, православные, будем просить угодника Божия Преподобного Сергия: не забуди, отче наш Сергие, якоже обещался еси, посещая чад своих, весь родной тебе русский народ. Моли Святую Троицу о царе нашем батюшке, о всем его царствующем доме, о всей православной Русской земле! К тебе, яко нам сродному, притекаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся богопросвещенная Россия, твоими чудесы исполненная и милостями облагодетельствованная, исповедает тя быти своего покровителя и заступника.

Яви древние милости твоя, и ихже отцем спомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Не премолчи о нас, вопия ко Господу, поминай нас у Престола Вседержителева. Не отступай от нас духом, сохраняй нас от всех бед, пастырю наш добрый, да тобою ограждаеми и наставляеми в отечестве земном, не лишимся и отечества небесного, идеже ты радостно о трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимого, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

«Покров» № 12(516) 2013