ЛАГЕРЬ НА ДРЕЗНЕ

22-06-2014

При организации военно-патриотической работы с молодежью самой надежной и последовательной опорой выступает Русская Православная Церковь. Конечно, это не случайно. Ведь воинские и православные традиции в нашей стране издревле были двумя сторонами одной медали. Испокон веков русские люди осознавали – если понадобится, они должны принять на себя крест воинов. Защищать свою веру, державу, родную землю и близких. Но и вера поможет им. Сам Господь, Пресвятая Богородица, святые заступники Руси услышат молитвы людей, укрепят их силы, защитят в трудную минуту, выручат из беды.

К сожалению, эти понятия в наши дни оказались затертыми, забытыми, а чаще всего преднамеренно искаженными и оплеванными. Возрождать их стараются энтузиасты, работа по патриотическому воспитанию подростков благословляется Святейшим патриархом Кириллом, митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Она ведется на разных уровнях, в разных епархиях и приходах. И в целом-то взаимодействие получается весьма эффективным. Одновременно с тренировками юноши и девушки приходят в храм Божий. Знакомятся с ним, учатся воспринимать его как «свое», близкое и родное. Но и само воспитание, опирающееся на храм, оказывается более прочным. Оно получает духовный стержень, духовный фундамент – связывающий, скрепляющий ребят, задающий им жизненное направление. Кстати, полезен и духовный присмотр, чтобы благое начинание не превратилось в прикрытие для пьянок и блудилищ. Увы, такие примеры в военно-патриотических организациях тоже известны.

Один из храмов, где подобному направлению уделяется очень большое внимание – храм св. великомученика Никиты в Павлово-Посадском районе Московской области. Здесь успешно действует православный конно-спортивный клуб «Готфы» (в честь покровителя храма св. Никиты Готфского). Воспитанники детского приюта «Никита» занимаются пейнтболом  в клубе «Стратилат». Однако настоятель храма игумен Амвросий (Шевчук) всегда радушно принимает другие организации, работающие с подростками, охотно предоставляет свою базу для тех или иных сборов, соревнований, оказывает посильную поддержку. А некоторые мероприятия родились по инициативе самого о.Амвросия или придумывались совместно с руководителями клубов. Сейчас стали широко известными и пользуются заслуженной популярностью ноябрьские игры в честь св. Архистратига Михаила, февральские «Ледяные походы».

                А в июне на базе Никитского храма уже шестой год проходят большие военно-спортивные сборы. В 2014 г. они продолжались девять дней. В общей сложности поучаствовало в них 90 ребят и инструкторов из Москвы и различных городов Московской области. Смогли отдохнуть, потренироваться, укрепить здоровье – и при этом вынести что-нибудь полезное для себя. Нынешние сборы состояли из двух основных мероприятий, как бы из двух частей. Первая – полевая военно-тактическая игра «Территория».

                Заявки на участие подали тринадцать команд. К сожалению, сказалась погода. Накануне – дожди. По прогнозам – дожди. Сказались и накладки с экзаменами: ЕГЭ, ГИА. В назначенное время, утром 14 июня из тринадцати команд на маршруты вышли семь. Ну что ж – те, кто решились, отнюдь не пожалели об этом. Игра получилась действительно интересной и насыщенной. По сценарию, участники стартовали из разных пунктов, разбросанных на десятки километров друг от друга. А сойтись должны были в одной точке, в радиусе километра вокруг Бывалино. Здесь предстояло разыграться условным боям и решить вопрос «кто кого».

Обеспечивала игру ассоциация «Резерв», отряд из города Королева под руководством Михаила Комарова. Парни опытные, успели послужить в вооруженных силах, некоторые прошли через «горячие точки». Сейчас они играли роль одновременно инструкторов и посредников. Выехали на маршруты, присоединились к командам. По дороге наставляли, как надо двигаться при опасности столкновения с «противником». Подсказывали, как правильнее действовать в той или иной ситуации. Впрочем, окончательный выбор тактических решений оставался за самими участниками, а посредники оценивали результаты. Это не хардбол, не стрэйкбол – игра у нас чисто тактическая. Оружие – макеты, а радиус поражения условно был определен в 100 метров. Не заметил засаду, подставился – погиб. Сумел незаметно подобраться к расположению неприятеля – уничтожил. В спорной ситуации потери определяют посредники.             

                  Первой в заданный район вышли три команды. Православная гимназия «Ковчег» из села Анискино преодолела около 10 км от станции Назарьево – обходным маневром, по лесам, форсировала несколько ручьев и речушек. Сводный отряд московского клуба «Каскад» и Монинского храма св. Александра Невского двигался ей навстречу от села Евсеево. Пробовал перехватить на Носовихинском шоссе, высылал маневренную группу – не удалось, гимназисты ускользнули. Принялись ловить друг друга в лесах восточнее Бывалино и столкнулись лоб в лоб. После интенсивной перестрелки посредники единодушно присудили ничью. Потери равные. Ошибки тоже.

                Дальше, по условиям игры, команды объединились. Теперь их была поставлена другая задача – оборудовать замаскированный «партизанский лагерь» и оборонять его. Место сумели выбрать отлично, полуостров обтекает речка Дрезна, заболоченные овраги. Подойти можно только с одной стороны. Инструкторы из «Резерва» учат, как организовать охранение лагеря. Назначаются наблюдатели, выставляются посты. На дороги, откуда ждут «вероятного противника», высылаются засады.

                Между тем, «противник» тоже приближался. Объединенный отряд «Платовец» - кадеты из поселка Чкаловский и Щелковской православной гимназии выступили от станции Фрязево, им предстояло пройти около 30 км. Монинское военно-патриотическое объединение «Небеса» выбрало маршрут еще дальше, около 40 км от станции Лесная. Командир «платовцев», хорунжий Аркадий Слесарев доложил руководителю игры, что они пробираются по лесам. Дорога трудная, ребята устали.

Конечно, такую информацию я не передаю обороняющейся стороне. Она сама должна вычислить, когда ждать нападения. Командиры из Анискино, «Каскада» и храма св. Александра Невского посовещались и предположили, что «платовцы» остановятся где-нибудь в лесу. Переночуют, чтобы выйти к Бывалино завтра утром, со свежими силами. Но на самом-то деле «платовцы» приняли противоположное решение. Дойти за день во что бы ни стало. Появляются они перед закатом. Хотя при этом совершенно устали, измотались. Не в состоянии даже выслать разведку, бредут толпой – и в полном составе влезают в засаду. Заключение: «уничтожены»…

«Небеса», по докладам их руководителя, Николая Лазутина, тоже где-то близко, на подступах. У них ребята тренированные, привычные к дальним походам. Поэтому защитникам лагеря расслабляться не приходится. Посты, секреты, заставы. «Небеса» поджидали и ловили всю ночь и все утро. И всю ночь поступали донесения – на таком-то посту видели двух человек. На противоположном направлении – одного. Вроде, бы, перебегал, прятался за деревьями. Одна группа юных бойцов даже вступила в перестрелку. Подробно расписывала, что она, по собственным оценкам, поразила как минимум двоих, но «враг» отступил. Обсудив ситуацию, командиры пришли к выводам, что «Небеса» остановились лагерем где-нибудь рядышком, прощупывают и разведывают оборону, а нападут на рассвете…

Но на рассвете никаких «противников» не обнаружилось. Вместо них «атакует» дождь. Достаточно сильный, холодный. И только в 11 часов проясняется «боевая обстановка»: Николай Николаевич сообщает, что они заблудились, значительно уклонились на юг. Вместо Бывалино вышли к деревне Семеново, в 20 км от нас. К тому же, один из членов команды подвернул ногу, и они сходят с дистанции. Каких неизвестных видели ночью посты и засады, с кем вели перестрелку, остается загадкой. Впрочем, ответ достаточно прост. Любой, кто служил в армии, знает – новичкам в ночных караулах очень часто мерещится не пойми что. Сегодня мальчишки испытали эту особенность на себе.

Как бы то ни было, защитники лагеря остаются победителями. Хотя выигравших и проигравших мы никогда не выделяем. Выиграли все, кто участвовал в игре, преодолевал трудности, мок под дождями. Чему-то научились, проверили себя на прочность, преодолели трудности. А завершаем мы игру традиционно, молебном в здешнем храме. О. Павел поздравляет всех, вереница юношей и девушек прикладывается к раке с мощами св. великомученика Никиты, им вручаются грамоты. Некоторые разъезжаются по домам. Но палаточный лагерь на берегу Дрезны не исчезает. Он лишь «переезжает» на другой берег. С полуострова среди болот на лесную опушку, к просторному полю.

Жизнь в лагере продолжается интересная и насыщенная. Руководитель клуба «Каскад» Андрей Догадкин организует увлекательные тренировки по спецтактике. Руководитель «Школы выживания» гимназии Анискино подполковник Очеретний обучает детей, как можно самому сделать удочку? Или как смастерить самую элементарную рогатку? Выясняется, что современные мальчишки совершенно не умеют этого – а ведь в жизни может пригодиться, и отнюдь не для баловства. Проходят и турниры по стрельбе из той же рогатки, из пневматических винтовок. А ваш покорный слуга проводит беседы на исторические темы.  

Но на втором этапе сборов главное мероприятие другое. Каждый год храм св. Никиты устраивает «Ночь памяти и скорби» - в годовщину начала Великой Отечественной войны, с 21 на 22 июня. А задача детей, собравшихся в нашем лагере: реконструкция боя между русскими солдатами и фашистами. За несколько дней делимся на «наших» и «немцев», начинаем репетиции. Точнее, тренировки. Ведь для того, чтобы картина боя хотя бы приближенно напоминала реальный, ребятам надо поучиться приемам воинского искусства: атакам цепями, перебежками, переползанию по-пластунски, умению выбирать позицию для обороны, перекатываться под огнем и т.д.

Бывалинская «Ночь памяти и скорби» приобрела уже довольно широкую известность. Многие из тех, кто участвовал в прошлых подобных мероприятиях, стремятся попасть и на следующие. По мере приближения заветной даты палаточный лагерь на берегу Дрезны разрастался. Приезжали все новые отряды, новые организации: московский клуб «Тимур и его команда», электрогорский «Гром», несколько партий «платовцев», воскресная школа при храме Успения Божьей Матери из села Богослово. А «Успенская конница» из г. Ногинска прибывает живописным табором – трясется по дороге запряженный фургончик, за ним пылят всадники на лошадях, велосипедисты.

Хотя погода испытывает нас на прочность «по полной программе». Обложные дожди сменяются холодным, пронизывающим ветром. В одну из ночей ударяют заморозки. Потом жарища… Но ребята держатся стойко, достойно переносят все трудности, а наши тренировки становятся все более напряженными. Наступает 21 июня, завершающий день, самый трудный. Как обычно – нужно многое успеть, многое доделать. И тут очередной сюрприз. Вечером последняя, генеральная репетиция: с музыкой, с конницей, а ясное синее небо вдруг заволакивается тучами. Сыплют капельки дождя, и все сильнее, сильнее, сильнее…

К концу репетиции дождь льет лепит густо и конкретно. Ребята возвращаются в лагерь намокшими. Кое-как сушатся у костра, укутываются в плащи, расползаются по палаткам. Проходи час за часом, а дождь все не прекращается. Заливает поле, превращает грунтовую дорогу в месиво грязи. Темнеет, стрелки часов движутся к десяти, одиннадцати ночи. А дождь льет! Руководители клубов волнуются за своих подопечных. То один, то другой интересуется, не отменят ли мероприятие. Но ведь обидно! Столько готовились, столько сил потратили, неужели напрасно? Наверное, многие мысленно молятся. Чьи молитвы оказались услышаны? Этого нам знать не дано. Но уже ближе к полуночи дождик все-таки стихает, превращается в неприятную морось…

Да и о. Амвросий принимает решение – «Ночь памяти и скорби» проводить в любом случае. Точно по распорядку, в 23.30 на берегу Дрезны разгорается огромный костер. Сразу становится не только теплее, но и веселее, даже промокшие получают возможность высушиться. Рядом действует полевая кухня. Любой желающий может согреться горячим чаем, супом. А сама «Ночь памяти» заслужила настолько высокую репутацию, что сотни людей собираются невзирая на дождь.

Здесь же построена сцена, настоятель храма приветствует гостей. Впрочем, гостей в полном смысле этого слова тут нет. В «Ночи памяти и скорби» все собравшиеся – участники. И первое действо общее, это особый бывалинский ритуал. Каждый зажигает одну лампадку. Их ставят на специальные полочки над сценой, и сотни персональных лампадок образуют одно общее слово: «ПОМНИМ». Начинается ночной концерт. Выступают юные воспитанники приюта при храме св. Никиты, выступают самодеятельные коллективы из Павловского Посада, Ногинска и других окрестных городов. Звучат стихи о войне, песни военных лет. И дождик прекращается совсем, сквозь рваные облака проглядывают звездочки…

В половине четвертого – начало реконструкции. Как бы «открывыается занавес», парад участников. Под «Катюшу» браво проходят перед зрителями советские «войска». Гарцует кавалерия, марширует пехота. На островке посреди Дрезны построено подобие «заставы». Стоят два домика, наблюдательная вышка с красным флагом, врыты пограничные столбы. Колонна уходит туда, располагается. А между тем, музыка меняется. Звучит марш из «Блокадной симфонии» Шостаковича. Выползают машины и мотоциклы с нацистской символикой, шагают солдаты в черных и «мышиных» мундирах. Вывозят и разворачивают пушку, «экипажи» бегут к двум фанерным танкам.

Зависает тишина – точно такая же, как 73 года назад. Точно так же, перед рассветом с субботы на воскресенье 22 мюня 1941 г. В День Всех Святых, на Российской земле просиявших… Ровно в четыре часа тишина обрывается ревом самолетов и грохотом пиротехники. Поднимаются клубы дыма, разлетаются комья земли. «Солдаты» на заставе мечутся под бомбежкой, падают. А когда кажется, что все там кончено, звучит бравурная немецкая мелодия. По мосткам через Дрезну усремились черные колонны. На берегу четко разворачиваются в цепи, пошли в полный рост – чего им бояться? Нет, не вышли победного марша. Застава оживает, огрызается огнем.

Бой разворачивается все жарче. Атаки, контратаки, упорные перестрелки. Наконец, стороны схлестываются в рукопашной. Здесь «солировали» юные казачата Гребневского отряда Пресвятой Богородицы. Они обучаются рукопашному бою, и теперь лихо кидают друг друга через себя, демонстрируют приемы ударов прикладами, саперными лопатками, ножами. Верх берут «наши», но их остается слишком мало, и очередным штурмом «эсэсовцы» овладевают заставой. Домики подожжены, а немцы под веселую солдатскую песенку радостно пляшут на фоне пламени.

Но и к «советским» бойцам идет подкрепление. По канату через речку переползают десантники, на противоположный берег выходит «ополчение» - в него по традиции зачисляют самых маленьких учавстников, вплоть до пяти-шестилетних. Они гурьбой с криком «ура» захватывают «немецкую» батарею. С огромным удовольствием берут в плен взрослых «гитлеровцев», облепляя со всех сторон. Бьет «катюша», горит один из фанерных танков. «Враги» на заставе какое-то время еще держатся в круговой обороне, но на них идет конница – бывалинская и успенская. Надо сказать, 16 лошадей в атаке смотрятся очень не слабо. Немцы бегут, поднимают руки.

 Под мелодию «День победы» небо расцвечивает великолепный салют. Все участники реконструкции выстраиваются перед зрителями – и финальная сцена. Барабанная дробь, шагают лучшие «строевики», и фашистские знамена со свастиками летят к подножию Поклонного Креста. В данном случае мы позволили себе единственное целенаправленное отступление от исторических реалий. Но разве оно не справедливо? Разве не Господь даровал победу русскому воинству?...

В заключение о.Амвросий и о. Павел служат панихиду по всем нашим воинам и мирным людям, павшим в страшные годы войны. Да и по всем ветеранам, уже ушедшим от нас в мир иной. В строю, со свечками в руках, стоят их внуки и правнуки. Они еще в военной форме, разгоряченные. А лица необычные, одухотворенные. Эти ребята как будто прикоснулись к той, настоящей войне. Прикоснулись чуть-чуть, заглянули «в щелку». Но теперь для них «Великая Отечественная» - явно не пустой звук. Не сухие страницы учебников, не стандартные фразы торжественных собраний и телеведущих. Теперь война для них не «чужая». Они что-то пережили, что-то запомнили, будут воспринимать далекое прошлое как «свое». Давнюю боль – хотя бы отчасти как «свою», давнюю радость – хотя бы отчасти как собственную.

                В общем, у мальчишек и девчонок восстанавливаются оборванные корешки, соединяющие их с нашей славной историей, с великим русским народом. Народом труженников, умельцев, молитвенников, подвижников, но если понадобится – то и народом воинов. Над бывалинскими полями и лесами поднимается солнце. Мирное солнце Дня Всех российских святых, 22 июня 2014 г. Ну а мы строим ребят, закрываем лагерь. Прощаемся, благодарим всех. Ведь это самый лучший, самый правильный расклад: каждый из участников, от взрослых руководителей до самых младших подопечных внес что-то свое. Внес каждый, без исключения, а получилось общее – и, в свою очередь, порадовало каждого. 

                Под лучами утреннего солнца наш лагерь на Дрезне начинает как будто «таять». Команды снимают палатки, собирают вещи. Ребята, познакомившиеся на сборах, на прощание обмениваются телефонами, «контактами», «е-мэйлами»… К полудню на поле остается всего пять или шесть палаток. Гимназисты из «Анискино» прибыли сюда первыми, а уезжают последними. Но вот и они тянутся с рюкзаками к шоссе, подруливает желтый школьный автобус. Расстаемся до новых встреч, до новых свершений. Огромный розовый храм св. Никиты удаляется, уменьшается. Если оглянуться, он еще долго сверкает нам вслед золочеными куполами. Но вот и их блеск гаснет за поворотом шоссе.

 

                                                                              Валерий Шамбаров

                                                                              Походный атаман (руководитель) сборов