Пошлость

05-12-2014
В этом году мне пришлось отсмотреть несколько фильмов задолго до открытия фестиваля «Радонеж». К сожалению, практически во всех фильмах, зримо предстали недостатки, о которых мы говорим на каждом фестивале. Это и чрезмерный пафос, и шаблоны вместе с хроникой, кочующие из фильма в фильм, а в некоторых работах – попытка охвата всех проблем от апостольских времен до наших дней. Разумеется, грехи современного человека остались теми же, что и две тысячи лет назад, но чтобы человек содрогнулся от понимания гибельности своей греховной жизни нужно найти точные современные слова и образы. Вялыми и занудными призывами жить безгрешно никого не убедишь, а отвратить от Церкви можно, что и происходит.

 Смысл проведения православных кинофестивалей в том, чтобы с помощью талантливых, ярких работ показать красоту и Божественный смысл жизни христианина. Дело это (ох, как!) непростое. Я не веду речь о том, что на фестивале должна быть россыпь шедевров. Да это и невозможно. Шедевров в любой области художественного творчества (будь то литература, кино или живопись) немного. Но нужно созидательную энергию направлять не на поиск новых форм выражения собственного творческого «Я», а на поиск интересных героев. Ведь так много замечательных, красивых, мудрых людей, пришедших в Церковь в последние годы. Появились батюшки «златоусты». Почему бы не записать яркую проповедь такого «златоуста» и на ее фоне показать, как налаживается приходская жизнь?!

Я не против поиска новых форм. Но только зачастую у новаторов форма «перевешивает» и не соответствует содержанию. Формотворчество, как правило, не знает меры. А в простоте достигается то, ради чего мы трудимся на Христовой ниве. Проповеди владык Василия Родзянко и Антония Сурожского, записанные устаревшими по всем параметрам камерами и смонтированные безо всяких эффектов, производят сильнейшее воздействие на зрителей.

Вот и нужно искать высокодуховных православных людей, способных довести Благую весть до самого закаменелого сердца.

Но помимо этого нужно уметь говорить и о бедах, поразивших наше общество.

И о войне, которая, не утихая, ведется против Церкви. И тут нужен особый язык. О враге рода человеческого и современных его сотрудниках нельзя говорить тоном жалобщика, сетующего на бесконечные козни. Эти козни будут лишь усиливаться и продлятся до скончания века. Но мы должны помнить, что ад достоин всяческого посмеяния. Христос победил мир! И нам заповедовал радоваться! Радоваться, а не тиражировать «плач Ярославны».

В одном из просмотренных мною фильмов благочестивые христианки приносят своему любимому батюшке рождественский подарок. Мы видим красивую красную коробку цилиндрической формы (очень похожую на футляр для митры). Радостные дамы поднимают крышку, и перед взором батюшки предстает Святое Семейство, изготовленное из марципана и шоколада. Все сделано превосходно. Такие композиции из гипса и папье-маше продаются повсюду накануне Рождества в католических и протестантских странах. На этом кулинарном изделии все Персонажи (называть их не поворачивается электронное перо) присутствуют вместе со склонившими над яслями головы теленком, осликом и овцой.

«Вот Вам тортик, батюшка. Сообразно праздничку. Тематический, так сказать, тортик. Ешьте и радуйтесь!»

Слова эти не были произнесены, но на счастливых лицах дарительниц прочитывались.

Батюшка, естественно, поражен. Дарительницам он ничего не отвечает. Зато потом на экране прочитывается почти часовая кинолекция об истории Церкви с подробным перечислением постановлений всех Семи Вселенских Соборов с поминанием Ария, Нестория и прочих ересиархов. Потом и трагический раскол, и Синодальный период, и восстановление Патриаршества, и большевицкие гонения на Церковь. И весь этот долгий рассказ снят для того, чтобы вразумить неразумных дарительниц и нас вместе с ними в том, что дарить такие шоколадные тортики нельзя.

Да тут бы сразу, по открытии коробки, прокричать в сердцах: «О, неразумные тетки! Доколе буду терпеть вас!» А в адрес кощунников-изготовителей можно что-нибудь и покрепче прокричать. Разумеется в сердцах. Экран не позволяет…

Так в чем больше беды – в кощунственной проделке или нечувствительности к сакральному?

А что можно было сделать с этим сюжетом вместо описанной лекции?

Да то самое – суметь подвергнуть ад всяческому осмеянию. Наши оппоненты полагают, что они обладают монополией на юмор и православные просто не способны высмеивать их. А смехотворцы, как известно, больше всего боятся, когда высмеивают их самих. Поэтому мы просто обязаны их высмеивать.

Проблема нашей безграмотности и некультурности вместе с кощунственными выходками христоненавистников давно требует остросатирической ленты. Ведь этот торт – далеко не единственное изделие любителей поиздеваться над тем, что дорого сердцу христианина. Сколько раз говорилось о том, что нельзя помещать на целофановые пакеты изображения церквей, Богородицы, святителя Николая. Использованные пакеты отправляются на помойки. Не станем поминать того, что в них зачастую переносят.

А чай «Благодать», а вино «Шепот монаха» с изображенным на этикетке бородатым детиной с демонически горящим взором, обещающим прошептать такое, от чего станет дурно любителю пошептаться в ночи.

Нет нужды перечислять всю зломысленную пошлость, с которой приходится постоянно сталкиваться. А ведь и на православных ярмарках можно встретить и «благодатный» чаек, и амулеты от сглаза, и пакеты с церковной символикой.

И что же делать? Как стать православным христианам чуткими к проявлениям кощунственной пошлости?

Право слово, хоть проси о дополнительном прошении на ектиниях о даровании такого дара.

А пока тем, кто способен узнавать пошлость, нужно решительно с нею бороться. И на ярмарки можно не пускать людей с сомнительным товаром. И самим не покупать такой товар ни на ярмарках, ни в светских магазинах. Но главное – не быть равнодушными и помнить слова апостола Павла: «Преобразуйтесь преображением ума вашего».

 

Александр Богатырев

Радонеж

17 сентября 2014 г.

http://www.pravoslavie.ru/smi/73664.htm