Доклад игумена Амвросия (Шевчука) на конференции в РГСУ

18-11-2009

17 -18 ноября в филиале РГСУ в г. Павловский Посад состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Социальные зависимости независимой личности. Девиация и делинквентность». Директор филиала РГСУ кандидат философских наук Татьяна Васильевна Борзова пригласила на эту конференцию игумена   Амвросия.

 

Взгляд Церкви на  преодоление

зависимостей, развивающихся у молодёжи.

 

«Если в неокрепшей ещё душе запечатлены будут благие учения, никто не сможет их изгладить, когда она затвердеет, подобно тому, что бывает восковой печатью».

Святитель Иоанн Златоуст.

 

Одна из главных задач Церкви и каждого христианина – непрестанное свидетельство о Христе всему миру. И свидетельство не только словесной проповедью Евангелия, но и осуществление «проповеди любви». Возникает вопрос, «проповедь любви», что это?  Ответ: «Это дела милосердия, дела сострадания к страждущим и нуждающимся».

Социальное служение Русской Православной Церкви – это и есть «проповедь любви». И, конечно же, главное её направление – это решение самых болезненных проблем современного общества. К ним относятся и нарастающие не по дням и по часам эпидемии зависимостей: курение, алкоголизм, азартные игры, наркомания. Взять хотя бы тот факт, что в нашей стране количество наркозависимых определяется цифрами от 3 до 8 миллионов.

Врач, борясь с болезнью, старается найти её корни, чтобы лечить не её симптомы, т. е. проявления, а удалять её зародыш, источник, причину. В основе же большинства человеческих недугов является грех. Отсюда можно сделать вывод, что наркотическая зависимость, как и любая другая, коренится в духовной жизни человека.

Если мы будем говорить о наркомании, то здесь всем понятно, что наркотики, это вещества, принудительно изменяющие сознание человека. Он перестаёт ощущать реальность, «выпадает» из неё. Что же является причиной, заставляющей людей менять состояние своего сознания?

Причин очень много, но если их обобщить, то они сводятся к одной. Суть в том, что встретившись с реальной жизнью наркоман стремится убежать, укрыться от реальности, столкнувшись с какими-то внутренними или внешними проблемами. Человек испытывает страх и бессилие, пытается спрятаться от обстоятельств, от людей или от самого себя. Наркотики, как впрочем и другие зависимости, открывают ему врата в искусственный нереальный мир виртуальных иллюзий. В этом-то мире и появляется у зависимого ложное ощущение собственной безопасности.

Наркотики за краткий срок помогают убежать от реальности, но всё равно наступает момент, когда любой наркоман осознаёт глубину своего падения и разрушительность и смертельную пагубность своей привычки. Но выйти из этого состояния может не каждый – в этом нужна железная воля и непреодолимое желание полностью, коренным образом изменить свою жизнь и самого себя.

Давно известно, что главной причиной наркомании, как и любой другой зависимости, является ощущение человеком своего одиночества, никчёмности, брошенности перед лицом внешнего мира, зачастую очень враждебного. Вследствие этого молодой человек не понимает себя, не находит своего места в мире и стремится убежать от него, в создаваемый при помощи химических препаратов свой мир. Это рабство невозможно победить, не имея духовной основы, способной заполнить душевный и духовный вакуум.

Духовная основа христианина закладывается с момента его встречи с Богом, с момента его прихода в Церковь. Зависимый человек, приходя в Церковь, осознавая своё бессилие, и приближаясь к Богу, начинает со временем осознавать, что только с Божьей помощью он может вытащить себя из водоворота пагубных привычек и пристрастий, только ощущение Божественной любви помогает зависимому ощутить своё  неодиночество перед лицом своей болезни, ибо Церковь Христова учит: «С нами Бог, разумейте языцы  и покаряйтесь, яко с нами Бог!».

Было бы достаточно глупо утверждать, что на этом и заканчивается путь спасения человека.

На самом деле – это только начало, начало кропотливой работы по переосмысливанию собственной жизни, начало глубокого раскаяния в прежде совершённых грехах и старательные усилия не повторять их. Следуя наставлениям Церкви  человек, порывающий с зависимостью, старается возместить причинённый им ущерб другим людям, как материальный, так и моральный. Помогает другим избавиться от зависимости на основе своего опыта.

Наивысшей эффективности этот труд достигает только тогда, когда христианин регулярно участвует в таинствах Покаяния и Причастия, достаточно много общается со священником-духовником.

Со стороны может показаться, что проблема зависимости – проблема медицинская и церковной деятельности никак не касается, ну только если помолиться о зависимых Церковь может.

А иеромонах Иона (Займовский) – руководитель Центра реабилитации «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре г. Москвы и руководитель социальной комиссии при епархиальном совете г. Москвы, в результате многолетней практики и изучения темы «Наркомания» делает такой вывод: «Наркомания – это проблема не медицинская. Врачи-наркологи излечивают лишь 3-5 процентов больных, но и не вопрос религиозности. Недостаточно придти в церковь, недостаточно приложиться к иконе «Неупиваемая Чаша», недостаточно искренне верить в Бога. Подобная проблема бывает и у людей истинно верующих. Это проблема всей личности в целом. И здесь необходимы общие усилия».

И эти усилия не только медиков, Церкви, зависимого и его родственников и друзей. Здесь ещё нужны усилия государства.  И не только его карательных структур (судов, милиции, наркоконтроля, пограничников). Но очень важен контроль за СМИ. За 20 перестроечных лет мы с Вами поняли про наши средства массовой информации, что понятия совести и самоцензуры для них недоступны, поэтому в борьбе с пропагандой наркотиков остро необходима цензура, государственный контроль и административный ресурс. Здесь мне хочется воспроизвести отрывок из интервью владыки Владимира архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского, данного им информационно-публицистическому ресурсу «Нет наркотикам!»: «Ни один человек по доброй воле не захочет «попробовать» серную кислоту, заразиться брюшным тифом или «приобрести» маниакально-депрессивный психоз. Почему же смертоносный недуг наркомании привлекает столь многих? Да потому, что это разрекламированная, «престижная» психическая болезнь.

Пресловутая «массовая культура» насыщена пропагандой наркотического «кайфа»: возводя на пьедестал наркоманов в качестве звезд шоу-бизнеса, она же затем оплакивает «трагическую» гибель своих кумиров-самоубийц и массовых совратителей. По российскому телевидению показывают фильмы, в которых «балуются наркотиками» разные «крутые парни» и «красавицы-героини», а в одном – наркоманы вообще «спасают человечество от нашествия инопланетян». Что за гнусная ложь!

Неужто неведомо, что наркоман – это никакой не супермен, наркоманка – это не кинематографическая красавица: это безумцы, за год-два превращающиеся в дистрофичных психопатов. Где правда о наркотической «ломке», когда маньяки прокусывают себе тело до кости, когда человек превращается в комок озверелого мяса, каждая клеточка которого рычит и воет: дай наркотик?! Где правда о сутенерах, силой «сажающих на иглу» девушек, чтобы превратить их в проституток (наркоманке ведь все равно, кто и что делает с ее телом, лишь бы «заработать» на зелье)? Где правда о материнских слезах, о горе многих тысяч семейств, которые хоронят сынов и дочерей, погибших жуткой «белой смертью»?

Особая подлость наркорекламы – в том, что она нацелена на неокрепшее, незащищённое юное создание.

При действительной свободе выбора человек должен знать правду о том, что именно он выбирает. А правда о наркотиках подменена лживой, преступной и не скрываемой рекламой.

Каждому подростку необходимо объяснить: наркотик сделает тебя отнюдь не “крутым” – он превратит тебя в дегенерата, жалкого психа. У тебя никогда не будет любви, дружбы, семьи, собственных детей, нормальных человеческих радостей. Твоя жизнь превратится в беспрерывный кошмар: жестокая, как зубная боль, жажда зелья, будет сменяться чудовищными страшными видениями: и под этой пыткой ты умрешь жуткой и вечной смертью.

Объяснить эту правду молодому поколению – долг государственной власти, который в России не выполняется совершенно».

Последнее время достаточно часто можно услышать мнение, что употребление наркотика является чуть ли не неотъемлемой частью мусульманской культуры и ислама. Для большинства жителей России, являющимися православными, должно быть известно не только учение Православной Церкви, которое гласит, что погибший грешник после смерти в аду будет снедаем и мучим собственным же пороком, не находящим удовлетворения, - так наркоман подписывается на нескончаемую вечную «ломку» в огне преисподней под хохот демонов. Нам надо знать, что и мусульманский хадис гласит: «Тот, кто убил себя какой-либо вещью, на Страшном суде будет казним этой вещью».

Исламская религия воспрещает своим верующим алкоголь, еще более жестко звучит этот запрет в отношении к наркотикам. «Всякое опьяняющее и ослабляющее тело вещество запрещено», – сказано в Коране. Среднеазиатским мусульманским духовенством издана целая книга «Учение Ислама против наркотиков», где в опоре на ряд изречений Корана и Сунны наркоторговля точно квалифицируется как отравительство, а занимающиеся наркобизнесом именуются «позорящими Ислам», «врагами Ислама». В Средней Азии, где Ислам преследует религиозные, а не политические цели, отношение мусульман к наркотикам – непримиримо.

В древности наркотики были принадлежностью языческих культов, являющихся, по сути, поклонением силам зла. Черные маги использовали наркотические зелья для вызова демонов. В наркотическом трансе пифии выкрикивали свои темные и лживые прорицания. Наркотические курения клубились во время человеческих жертвоприношений, «ритуального» противоестественного или свального разврата.

Применение сатанинских средств – наркотиков, гипноза, кодирования и т. п. – это точнейший признак того, что данное религиозное объединение служит не Богу, а Диаволу, абсолютному злу. С верой в Бога Истинного подобное преступное «миссионерство» не может иметь ничего общего: с помощью насилия над душой приобретают не верующих, а фанатиков-зомби. В наши дни наркотики входят в увлекающий арсенал тоталитарных сект, не говоря уже об открытых сатанистах. С помощью наркотических зелий вербовали себе рабов-прозелитов изуверы из «Белого братства», «Богородичного центра», «Аум-Синрикё» и целого ряда им подобных сект, обещавших невеждам или «открытие тайн Востока», или «возведение на седьмое небо. Вообще, тем, кто ищет какую-то духовность в «экзотических» или новоявленных сектах, надобно остерегаться: они играют с адским огнем, ввергающим их во власть не спасателей, а губителей и душ, и тел.

В заключение своего выступления мне бы очень хотелось зачитать для собравшихся Послание ныне покойного Патриарха Алексия Второго.

 

 «Дорогие братья и сестры, друзья!

Наркотики стали одной из главных угроз двадцать первого века. Их губительная сила разрушает жизни людей, не считаясь ни с государственными границами, ни с возрастом, ни с социальным положением.

Чума нового времени, стремительно ворвавшаяся в нашу жизнь, не может быть остановлена без совместных усилий всех благонамеренных людей - прежде всего священнослужителей, врачей, педагогов, правоохранителей, социальных работников, журналистов.

Церковь приветствует все труды, направленные на преодоление наркотической угрозы. В то же время для православного христианина ясно: наркомания есть в первую очередь духовная болезнь. Главной ее причиной является отсутствие смысла жизни, а также нравственная опустошенность, которую люди пытаются заполнить мнимым богатством наркотических иллюзий.

В борьбе с недугом наркомании и с преступным наркобизнесом очень важны усилия медиков и правоохранителей. Но не менее, а может быть, и более важно сегодня нравственное просвещение и воспитание – то, что может сделать человека неуязвимым для пропаганды наркотиков, неспособным предпочесть их полноценной жизни.

Церковь призывает помнить, что любой грех несет с собой разрушение и смерть. Только человек, отвращающийся от греха и следующий Божиим заповедям,  достойно пройдет земное поприще и достигнет блаженной вечности. Об этом нужно сегодня говорить повсеместно — особенно через средства массовой информации. Более того: мы никогда не преодолеем наркомании, если не вернем в нашу жизнь крепкую и здоровую семью, нацеленную на воспитание школу, представления о чести и долге, о чистоте и святости.

Желаю успехов людям, которые, не жалея времени и сил, трудятся ради спасения людей от разрушительного пристрастия.

Хотел бы обратиться и к тем, кто вступил на смертельно опасный путь употребления наркотиков. Помните, каким драгоценным даром – жизнью – наделил вас Создатель! Помните, сколько слез проливают о вас родные и близкие! Пусть каждый из вас услышит слова Самого Господа, сказанные в древней Библии: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30.19).

Будем все следовать этим святым и спасительным словам.