ЕГЭ

01-06-2015

Утихло празднование Дня Победы и перед мысленным взором выпускников школ и их родителей замаячил самый кошмарный образ  последних лет – образ ЕГЭ. Не будем говорить о необходимости, нужности, профессионализме этого испытания для окончивших школу детей. Это  поле критики или восхищения для профессионалов – педагогов, методистов, чиновников от образования, профессуры и иже с ними. Написать эту заметку вынудило общее состояние умов, нервов и психики миллионов наших соотечественников. А оно близко к запредельному. На самом деле – переживания, связанные с этим экзаменом, усиленная подготовка к нему и его необычность для старшего поколения, то есть для родителей, внесли не самую здоровую струю в жизнь большого слоя населения нашей страны в последнее время. Оказалось к концу учебы в школе, что прежняя спокойная, с ленцой и вопиющей безответственностью жизнь окончилась. Но это, скажем прямо – естественно перед всяким экзаменом. А в нашем случае добавляются еще и другие  стороны предстоящего. Поэтому –  усиленное репетиторство, судорожные усилия родителей по облегчению участи своих чад (не стану писать «неразумных», потому как все наши чада сейчас весьма и весьма разумны и даже более того – очень прагматичны), поиски обходных путей, взрыв в развитии цифровых технологий подсказки, на несколько порядков отличающийся от показанных в шестидесятые годы в  кинохите «Приключения Шурика». В течение всего последнего учебного года выпускники погружаются в особую касту «неприкасаемых», к которым нельзя подойти ни с каким предложением, пожеланием или мероприятием. Все попытки пообщаться и что-то сгенерировать натыкаются на одно слово «ЕГЭ». А оно выше и прочнее даже стены между еврейскими поселениями и арабами на территории Палестины. Бледно-зеленоватый вид некоторых участников предстоящей экзекуции сразу выдает в них упорных тружеников и усердных учеников, жертвующих даже собственным здоровьем на фронте борьбы с гранитом науки.

Но, хватит зарисовок с натуры, мы это все видим и знаем, и порой просто не обращаем на это внимания. Или большинства из нас это не касается. Пишу для тех – кого это касается. Для них, родимых, выпускников и их родителей. И пишу не как психолог или журналист, а как священник. И написать могу в такой ситуации только одно – а вы молиться не пробовали? Не спорю ни разу – учиться и зубрить, и репетиторствовать, и тестироваться нужно в той мере, в которой это нужно. А помолиться Господу Богу нашему, Подателю все благ, в том числе и разума и знаний, успеха и удачи? Тому, Который все создал и Который, в конце концов, принимает главный экзамен – нашу жизнь, Который Единственный оценщик и экзаменатор. Который любит каждого из нас и хранит каждого всю жизнь. Который протягивает к нам руку Своей помощи, как к неразумным детям, а мы, подобно им же – отталкиваем её.

Весь смысл экзамена – не только количество баллов или успешный диплом. Это все только частички той мозаики, которая называется – ЖИЗЬ И нам всем держать ответ перед Главным Учителем – о том, как мы ее провели. А здесь не сможет научить ни один университет и ни одна школа. И самым главным подсказчиком на этом экзамене будет сам Экзаменатор. Вот ведь что удивительно! Сам Бог всю жизнь будет давать нам советы и благие помыслы, поддерживать и нести нас порой по вязкой трясине нашего бытия. Так давайте сейчас и познакомимся с Ним, и наладим хорошие отношения. Пообщаемся, попросим, вверим ему наши проблемы, и, не отказываясь от трудов и учения, соединим все это с молитвой ко Господу о даровании нам помощи в учении и в сдаче первого и самого простого  экзамена нашей жизни!

Кто-то скажет – опять – молиться. Отвечу – да, опять и навсегда. Надо перестать суетно и бессмысленно беспокоиться и суетиться и отдать Богу должное. Наше внимание, наши молитвы, наши просьбы. И почувствовать, что Он рядом и помогает, укрепляет и поддерживает. Причем не только во время экзамена, но и будничной жизни, в Армии, в болезни  и родах, в строительстве и на автотрассе, во сне и на работе. И только поняв это можно с уверенностью смотреть в грядущий день и  идти вперед вместе с Богом.

Скажу по секрету – даже самый ярый атеист в такие (не только ЕГЭшные минуты) не только крестится тайком, но и пытается вспомнить самую короткую молитву, которую слышал из уст своей матери или бабушки. И молится, молится, молится. Недаром русская поговорка гласит – «кто в море не тонул, тот Богу не маливался». А еще – «в окопах атеистов нет!» И такую вечную русскую мудрость можно воспроизводить до бесконечности.

Но что толку в цитатах. Дело в главном – молитесь не только перед едой или плаванием. Молитесь и перед экзаменом. У нас есть множество святых угодников, который призваны усилить наши немощные восклицания ко Господу. Преподобный Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Матрона Московская, наш земляк Василий Праведный (вот уж для кого мы родные не только по духу, но и по крови). Царица Небесная – матерь Бога Вышняго взирает на нас  с любовью и также просит Сына Своего о милости к роду людскому. А что нам остается делать – Только молиться. И Господь не оставит просящих у Него!

Игумен Амвросий (Шевчук)

Молитва Святому Духу:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Перевод: Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.

В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы. Мы называем в ней Духа Святого Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром.
Называем его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях.
Называем Его Духом истины (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению. Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: Иже везде сый и вся исполняяй.
Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нужно иметь.
Мы называем Духа Святого – жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от Него получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов.
Мы обращаемся к Нему с просьбой: «Приди и поселись в нас», то есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме, очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и Спаси, Добрый Источник высшего добра, наши души от грехов и через это даруй нам Царство Небесное.