Здоровье нации

17-10-2015

Растить здоровое поколение означает уже сегодня заботиться о будущем нации. И потому эта проблема без сомнения государственная. Вместе с тем каждый ребенок живет в семье и забота о его здоровье – это прежде всего забота родителей. Какие задачи врач может поставить перед родителями? Какие общие тенденции в заболеваемости среди детей в настоящее время?

Сейчас достаточно много детей неуравновешенного поведения, с повышенной немотивированной двигательной активностью, возбудимостью, раздражительностью, нередко с элементами агрессивности, с нарушениями сна, жалобами на голов- ные боли, неприятные или болевые ощущуния в области сердца. Все чаще у подростков выявляются повышенные цифры артериального давления. Это все очень тревожные симптомы, ибо могут быть предвестниками возникновения более серьезных расстройств. Давайте теперь проанализируем причины и условия возникновения перечисленных болезненных ощущений. Многие ли родители обеспечивают своим детям в семье обычные охранительные для здоровья барьры: соблюдение режима занятий, отдыха, сна, дозирование зрелищной и информационной нагрузки. 
Много ли семей, где день для младших школьников заканчивается в 9 часов вечера, а для старших – в 10-11 часов. Много ли семей, в которых есть ограничения для зрелищной телевизионной продукции, для иллюстрированных журналов совсем неподходящих для детского чтения? 
В прежние времена такой фильтр осуществлялся на государственном уровне: были фильмы, недопустимые для просмотра детьми до 16-летного возраста, телевизионные программы заканчивались в 11 часов вечера. Теперь далеко за полночь идут передачи со сценами насилия, разбоя. Просмотр таких передач приводит к болезненному перевозбуждению нервной системы, трудному засыпанию, неглубокому сну с изнуряющими сновидениями. Просмотр передач, начиненных вариантами интимных взаимоотношений, невостребованных детским возрастом, так же вносит свой вклад в формирование невроза. 
Еще более тяжелые повреждения нервной и гармональной системе ребенка наносит (и я уже писала об этом в журнале «Воспитание школьников») вовлечение школьников, в том числе и младшего школьного возраста, в проблему сексуальных отношений, реализуемое в рамках «Программы сексуального образования российских школьников». Названная программа официально запрещена постановлением Государственной Думы в качестве воспитательного курса в государственной российской школе, однако не для всех педагогов это постановление стало законом, в ряде школ остался факультативный курс этой программы,без ведома родителей демонстрируют в школах фильмы соответствующего содержания. Появилась программа сексуального воспитания по инициативе руководителей одной из самых разрушительных международных программ – программы планирования семьи. 
При участии ряда сотрудников министерства образования России, директоров школ и отдельных педагогов школа открыла двери для программы разрушения нравственности и здоровья детей и подростков. К сожалению, очень мало школ, где этой разрушительной прогамме противопоставлена программа подготовки под- ростков и юношей к семейной жизни, к будущему положению отца – главы семьи, матери – воспитательницы детей. Некоторые педагоги предпочли преступное обучение детей сексуальным отношениям, что в сочетании с аналогичной информацией СМИ привело к новым проблемам – ранних абортов и тяжелых инфекций моче- половой системы.
Под влиянием общественного мнения инициаторы раннего сексуального обра- зования сменили свою откровенно-циничную программу на другую - «Воспитание здорового образа жизни детей и подростков», воплощенную в курсе валеологии. Быстренько создали соответствующий курс в педагогических институтах, готовят специалистов по валеологии, в трактовке ее авторов, науке о здоровье. Многие видные ученые дали негативную оценку этому курсу, не имеющему ничего общего с истинной наукой. Валеология – эта неудачная смесь языческих методов лечения, экстрасенсорного и набора псевдонаучных фактов, не имеющих никакого библиографического обоснования. Вызывает недоумение, как в условиях современных достижений в диагностической медицине в валеологии на плечи подростка возлагается ответственность за оценку состояния своего здоровья. 
В этой ситуации актуальным становится вопрос участия родителей в контроле за введением в школьный курс новационных нетрадиционных программ. Следует поддержать в связи с этим предложение академика Бестужева-Лады о создании ассоциации родителей. Для обеспечения эффективности деятельности такой структуры ей необходима правовая основа. Совершенно естественно, что не каждый родитель имеет возможность оценить содержание и целевую направленность программы, прежде всего, вследствие разной профессиональной ориентации. Но каждый родитель имеет право ознакомиться с экспертным заключением по программе и с данными, характеризующими квалификацию эксперта, а именно ученую степень, профессиональную ориентацию и список публикаций, подтверждающих компетенцию эксперта в данном вопросе. 
Следует задуматься, как приостановить дальнейшее растление детей и как помочь тем, кто уже попал в сферу сексуального обучения. Безусловно нужно лечить инфекции (хотя это лечение не всегда эффективно), вести разъяснительную работу о вреде абортов, раннего употребления контрацептивов, а вместе с тем и курения, употребления алкоголя. 
Еще более важно проанализировать в чем причина этого зла? А причина – в снижении, а в некоторых случаях полного уничтожения нравственного иммунитета. Значит помимо медицинского лечения, необходимо лечение нравственное: возвращение детей в исходное состояние целомудрия, стыдливости.
Какае у нас к тому есть возможности? Только одна: объединение усилий родителей и школы с Православной Церковью – хранительницей самых высоких нравственных традиций нашего народа. 
Доктор медицинских наук Профессор ММА им. И.М.Сеченова Устинова С.Е.