Возвращение ёлки

03-01-2016

Как ёлка победила коммунизм

Приближаются новогодние праздники, Рождество. и, как и в детские годы, всем хочется подарков, лёгкого настроения, добрых пожеланий. Сможет ли Дед мороз обеспечить всё это россиянам? Хватит ли у него средств?

Дело даже не в больших средствах. Русский человек, особенно человек, прошедший суровую школу ХХ века, привык довольствоваться малым. Да и сами понятия «новогодняя ёлка», «подарки» за последние годы сильно изменились. Многие россияне помнят, что и игрушки, и ёлки были в дефиците. За ними, под страхом попасть на глаза милиционерам или дружинникам, приходилось выезжать с топориком за город и потом ехать назад в электричке, опасаясь наткнуться на милицейский наряд. Новогодние подарки были очень скромны. О каких подарках могла быть речь, если покупка трёхкило­граммового пакета пшеничной муки, чтобы испечь к Новому году пироги, считалась удачей. А за ситчиком для нового платья стояли длинные очереди.

Старые игрушки

А вы помните старые родительские и бабушкины игрушки? Во многих семьях ёлочные украшения хранились с дореволюционных времён. До революции ёлка считалась украшением именно рождественских праздников. И на ёлки вешали ангелочков, Деву Марию с младенцем, на вершину водружали вифлеемскую звезду. Но большевики, придя к власти в 1917 г., рождественские праздники и ёлки запретили. Многие горожане попрятали старые игрушки по чердакам. Ангелы, Дева Мария, вифлеемские звёзды вышли из моды. Какие ангелы, если в стране громили церкви, жгли иконы, расстреливали священников. Большевики мечтали «до основанья» перепахать русскую жизнь - политическую, культурную, религиозную, частную. В мае 1932 г. в стране началась новая кампания по искоренению религии. Согласно решениям ЦК ВКП(б) окончательное искоренение православия в СССР должно было завершиться к майским праздникам 1937 г. В дни православных праздников у дверей немногих действующих церквей дежурили пикеты комсомольских активистов. Отдельного постановления ЦК ВКП(б) по рождественским ёлкам не было, но в дни, предшест­вующие Новому году и Рождеству, на железнодорожных станциях дежурили патрули, отбиравшие самовольно срубленные елки.

Жить стало веселей?

Запрет на ёлки сняли в 1936 г. Но теперь ёлка была объявлена не рождественской, а новогодней. В магазинах снова появились ёлочные украшения, но без рождественского подтекста. Снятие запретов на ёлку было в значительной мере связано с принятием новой Конституции СССР. Страна уверенно шла по пути индустриализации. На Западе, опираясь на индустриальные успехи СССР, крепли коммунистические и рабочие партии. Возникла иллюзия, что «победное шествие коммунизма» не остановить. Новая советская Конституция («сталинская», как говорили тогда) принималась в обстановке политической эйфории и больших надежд. И среди новшеств было то, что в ней вопреки предыдущим идеологическим установкам («религия - опиум для народа», церковь - враг государства, попы - отмирающий элемент), провозглашалась свобода отправлений религиозных культов, а сами служители культов провозглашались равноправными гражданами.

Сигнал к всплеску энтузиазма подал сам тов. Сталин. Выступая 17 ноября 1935 г. на Первом совещании стахановцев, он произнёс знаменитые слова, задавшие тональность советской пропаганды на несколько лет вперёд: «Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее». И если ранее из всех радиоточек страны, как мобилизационный призыв, ежедневно гремела знаменитая «Варшавянка» («Вихри враждебные веют над нами, тёмные силы нас злобно гнетут…»), то буквально через несколько дней после выступления Сталина по радиоволнам страны понеслась новая песня:

Звонки, как птицы, 
одна за другой
Песни летят 
над советской страной.
Весел напев городов и полей -
Жить стало лучше, 
жить стало веселей!
ёлочка, зажгись!

Слова Сталина на съезде стахановцев о том, что «жить стало веселей», многие россияне восприняли как намёк на ослабление «классовой борьбы» и восстановление гражданского мира. Это было достаточно актуально: за почти 20 лет советской власти народ устал от битв на всех мыслимых и немыслимых фронтах - идейном, культурном, научном, религиозном, международном. Изоляция СССР от внешнего мира к тому времени была почти тотальной. Даже в ближайшем окружении Сталина никто не мог мечтать об отдыхе за границей. При трудоустрой­стве на работу в анкете нужно было отвечать на вопрос «есть ли родственники за границей?». Все письма, приходящие из-за рубежа, просматривались.

 

Возвращение ёлки в народный обиход было воспринято чуть ли не как начало новой жизни. Конечно, это была большая иллюзия. Потому что уже в следующем, 1937 г. страну захлестнула новая волна страха и репрессий. В окнах москвичей светились ёлочные огоньки, а численность узников сталинских лагерей за год возросла более чем на полмиллиона человек.

Тем не менее ёлка вернулась в городской быт и стала одной из немногих радостей «простого советского человека». Но на официальном уровне ёлка была возвращена в советский обиход лишь после смерти Сталина. Первая Кремлёвская ёлка прошла в январе 1954 г. Её первыми участниками были дети погибших на войне солдат и дети сталинской номенклатуры. Сценарий для первой Кремлёвской ёлки написал... (ну-ка угадайте!)Сергей Михалков. Правда, ни Деда Мороза, ни Снегурочки на этой ёлке ещё не было. Под наряженным деревом для увеселения ребят бой вели (как же в СССР без боя?) красноармейцы с белогвардейцами. Красные, конечно, побеждали. Были и подарки, казавшиеся по тем временам очень щедрыми: в праздничном пакете были 1 апельсин, 2 яблока, 2 мандарина, пачка вафель и конфеты «Мишка косолапый». По воспоминаниям современников, многие родители, встречая вернувшихся с ёлки счастливых ребят, и сами плакали от радости. Им казалось (особенно в семьях интеллигенции), что и ёлка, и подарки, и приглашение в Кремль - это залог того, что «тяжёлые годы уходят» и страна возвращается в лоно привычного быта и привычной христианской культуры. О возвращении в Европу говорить было по-преж­нему опасно. 

Вячеслав Костиков