Серафим и Серафима

15-02-2016

Маленькая девочка и великий святой в отечественной анимационной премьере.

В широкий прокат вышел полнометражный мультипликационный фильм «Необыкновенное путешествие Серафимы», одна из центральный фигур которого — великий святой земли Русской преподобный Серафим. Как бы не сложилась прокатная судьба ленты ( а стартует показ одновременно в 850 российских кинотеатрах), ей суждено стать безусловным явлением в отечественном кинематографе. Не только потому, что в звукоряде впервые в истории отечественной анимации применены новейшие технологии объемного звука Aura и Dolby Atmos. И даже не потому, что это первый фильм с героями- людьми, созданный уже прекрасно зарекомендовавшей себя студией «КиноАтис» («Микрополис», два полнометражный мультфильма о собаках Белке и Стрелке, сериал «Белка и Стрелка. Озорная семейка»).

Страстная седмица 1943 года пришлась на последнюю апрельскую декаду. До знаменательной встречи Сталина с тремя митрополитами почти полгода. Красная армия освобождает все новые и новые советские территории. А где-то в глубинке Горьковской области маленьким детским домом для девочек командует отставной герой-офицер Иван Андреевич ( роль озвучивает Владимир Лемешев), вернувшийся с фронта с тяжелыми увечьями. Единственные для него радости в этом мирке- напевать «Марш танкистов» братьев Покрасс да отмечать красными флажками линию фронта.

Но очень скоро зритель убеждается: старинное здание детдома не лишено «скелетов». Один (вернее одна) из них, старая нянечка Тетя Лиза (народная артистка СССР Вера Васильева), на поверку оказывается правнучкой боевого царского генерала- некогда хозяина здешнего поместья. Прадед испытал в своей жизни чудо соприкосновения с преподобным Серафимом. Веру предков сохранила и пронесла через свою жизнь и Тетя Лиза, в комнатке которой до сих пор перед образом преподобного теплится лампадка. В такую необычную обстановку угодила маленькая Сима Воскресенская -разлученная с матерью дочь казненного священника.

Входивший в авторскую группу член правления Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского Дмитрий Сладков называет ленту антисоветской и добавляет : « Что весьма уместно в наше время». Действительно, взрослого зрителя картина захватывает с первых минутн только сюжетом, но множеством мастерски зашифрованных от ссылок, скрытых цитат, тонких аллегорий и полунамеков. Так, отца Симы энкавэдэшники при аресте грубо запихивают в оказавшийся автозаком хлебный фургон, и посвященным сразу ясно: эта «контора» ничем не лучше бандитской «Черной кошки» Горбуна- Карпуши. Маленькое население детдома- тщательно выписанная калька советского общества с честным, но не очень далеким «обычным коммунистом» Иваном Андреевичем, молча сносящей тяготы пенсионеркой Тетей Лизой и учительницей- воспитательницей- надзирательницей Ольгой Семеновной ( Наталья Грачева), олицетворяющей «гражданскую» (но от этого не менее, если не более мерзкую) компоненту советского госаппарата.

Пожалуй, одна только эта фигура чересчур ходульна. Создается впечатление, что по молодости Ольгу Семеновну несправедливо не приняли в школу милиции, отчего она вынуждена пошла по педагогической стезе и очень сильно переживает из- за отсутствия на поясе кобуры с наганом.

Другая аллегория- число воспитанниц: их вместе с Симой оказывается ровно дюжина. Ближайшая подруга героини Рита-потомок «бывших»- живет в своем мирке и, считая, что творит благо, выдает Симин секрет- нательный крестик, что та бережно хранит у сердца. Есть в этом маленьком детском коллективеи «прямые» стукачи, и равнодушные наблюдатели, и самозабвенные вредины. В основном, увы, серое послушное большинство, которое администрация высокопарно именует будущими пионерками. Но разбить мастерски выписанные картины советского прошлого некогда: в Великую Среду похищенный крестик летит в печку, странным образом проскакивает сквозь жаровни, его обнаруживают…. Лишившаяся святыни, близкая к отчаянию девочка практически загнана в угол.

Именно в этот момент в ее жизнь приходит небесный заступник- преподобный Серафим ( народный артист России Александр Михайлов). Вторая половина фильма, где святой помогает девочке, решена совершенно иначе : здесь спокойная музыка, величавые картины райских кущ, неземные цвета и звуки. Конечно, печальник земли Русской приведет Симу к папе, и только у невероятно черствого человека не дрогнет в этот момент ничего в груди. Но навеки Сима в этом прекрасном мире не останется. Ей придется вернуться на землю, выслушать жесткий приговор с угрозой высылки в воспитательную колонию. На дворе тем временем 24 апреля- Великая суббота, и вылетевший из лампадки Тети Лизы серафим ( пламенеющий ангел нарисован очень деликатно и в то же время достаточно убедительно) доставляет запертую на чердаке девочку к любимому батюшке Серафиму…

У картины будет хэппи- энд настолько, насколько это возможно при таком в общем взрослом сюжете, абсолютно лишенном сюсюканья. Но авторы умудряются вставить сюда и катехизаторский эпизод( когда Сима всем, даже самым откровенным недругам и ябедам, преподносит на Пасху крашенные яйца), и пунктирный диалог сквозь век с лишним между дореволюционным генералом и Иваном Андреевичем, и даже ожившие картины житийных клейм преподобного Серафима. Появится на экране( судя по всему, впервые в кинематографе) и помещик Николай Мотовилов. Однако главенствует над ними всё же тема исповедничества. И главный герой этого фильма о непростой российской истории, как это ни парадоксально, не ангел и не святой, глубины озер и не высоты водопадов горнего мира, а маленькая девочка, готовая ради самого дорогого, что осталось в ее короткой безрадостной жизни, пойти на страдания и муки.

За три с половиной года работы, признается продюсер картины, член правления фонда Серафима Саровского Игорь Мещан, сценарий перекраивался бессчетное число раз: «Сначала мы хотели сделать житейскую картину, но в «КиноАтисе» нас убедили, что это неверный ход. При дальнейшей работе мы отталкивались от книги писателя Тимофея Веронина, но от нее осталось одно название. Мощную драматургическую линию внес сценарист Виктор Стрельченко, а дальше мы всем коллективом садились, отсматривали готовый материал, вносили изменения по ходу и… готовились к очередному обсуждению. Так продолжалось до финала. В итоге сценария в привычном смысле не существует: доделки и изменения вносились до самого конца.

Готовых рецептов тут попросту не было. «Спаситель заповедал проповедовать Евангелие всем языкам. Значит Благую весть надо излагать и языком массовой культуры, в том числе анимации. Но возникает вопрос: художественный язык современной анимации- он какой? Это Дисней или Норштейн, а может быть, Миядзаки? Мы в самом начале движения по это мупути, - считает Дмитрий Сладков. - Но уже хорошо, что от разговора о «традиционных ценностях» удалось перейти к прямому свидетельству».

«Мы постарались сделать фильм, который выбивался бы из общего потока» - добавляет генеральный директор компании «КиноАтис» Вадим Сотсков. Кстати преподобный Серафим на экране изображается без нимба, что не воспринимется ни на йоту фальшиво. Но от полностью нарисованного мультфильма создатели отказались именно по причине присутствия в сценарии святого( в традиционном исполнении нарисованы только первые кадры ареста священника и взрыва церкви, остальная часть картины создана на компьютере в 3D- технологии). Рисовать преподобного- значит в каждом кадре фактически создавать икону, - объясняет режиссер- постановщик, аниматор Сергей Антонов. - Но работа проходит через множество рук, и сохранить уровень рисунка у нас не получалось. Впрочем, наша 3D- технология всё же слегка адаптирована под 2D- фильм.

Общий бюджет фильма в 120 млн рублей на 28% покрыло Министерство культуры. Негосударственную часть затрат в основном профинансировал Фонд преподобного Серафима Саровского и частично- кинокомпания «Централ Партнершип»

Дмитрий Анохин