Проповедь. 23 неделя по Пятидесятнице.

15-10-2010

Шел человек. Из Иерусалима в Иерихон. Шел из града Божия в град наживы, выгоды, таможни, лихоимства и сказочного обогащения. Возвращался в то пекло дел житейских, в которое каждый из нас возвращается в воскресный день после Богослужения.Дорога не близкая и уж тем более - не легкая. И совсем небезопасная. Рассказ об этом пути встречаем в Евангелии в 23-ю неделю по Пятидесятнице. И все знаем - как шел, как избили-изувечили, как прошел мимо раненого священник, прошел левит, и только самарянин остановился, сострадал, оказал помощь, довез до ближайшего гостинного дома, обустроил там избитого, заплатил гостиннику за уход вперед и пообещал дать еще, если тот поиздержится, ухаживая за оставленным на одре.

Но никогда пронзительнее и острее не вспоминаются эти евангельские строки, как на балкончике монастыря на Сорокадневной горе в Израиле. Вот уж место, которое всегда , во все века и посейчас является живейшей иллюстрацией этой притчи, рассказанной Спасителем. Монастырь - выше птичьего полета, вид в даль - километров на 70, вплоть да гор земель Иорданских. Желто-золотой камень скал. Ущелья, пещеры, оставшиеся от древних подвижников-монахов, нашедших здесь свое уединение, спасение, а во множестве и смерть земную, и, порой, более жестокую, чем описано в Евангелии.

Во все времена путь из Иерусалима в Иерихон был опасен и страшен. Каждый год на этой дороге пропадали и пропадают люди и в первую очередь - христиане, желающие пройти по всем дорожкам Святой Земли своими ногами. Остаются только сумки дорожные, выгоревшие на солнце и пустые, запыленные разорванные молитвенники, сжигаемая нещадным солнцем кровь, которая уже к концу дня становится пылью, неотличимой от всей пыли пустыни. Если Иерусалим - город Храма Божия, то Иерихон - град соблазнов, полный людей, разбогатевших на рыночных махинациях тех времен, которые, если и отличались от нынешних, то только - отсутствием калькуляторов и компъютеров, но что нисколько не уменьшало накала страстей, душегубства богатства, силы злата, которой служили иерихонцы. Они сами не работали уже несколько веков. Только наемники. Слуги, рабы, лакеи. Все и вся для услаждения, все и вся для пресыщения.Лозунги «Оторвись!», «Наслаждайся!», «Ты этого достойна!» - они ведь не сегодня появились. Достаточно вспомнить силу, мощь и сказочные богатства этого города в те поры, когда войска Иисуса Навина пытались взять его штурмом, и смогли это сделать только с помощью Божией, под пение труб иерихонских и с прообразом Крестных ходов наших дней.

Именно на Иерихон показывал Спасителю Искуситель-Диавол, во время искушения Господа в пустыне. Это был самый лакомый кусочек современной Евангелию цивилизации. И Господь им не соблазнился. А Иерихон разрастался и протягивал свои щупальца вокруг себя все дальше и дальше. И втягивал в свой омут все больше и больше людей. А кто не желал всасываться в бездонную круговерть падения, того просто убивали. И вот щупальца Иерихона в виде разбойников достигли человека, идущего из дома Божия. И поразили его.

Враг сделал свое дело. Тот, кто шел от Бога с мыслями о Боге и о том - как жить по-Божьи - ранен и тяжко. И мало того врагу спасения нашего. Захотел он поглумиться над верующим человеком. А глум - это самое бесовское состояние. Глумился бес над Адамом и Евой, изгоняемыми из Рая грознымАрхангелом. Глумился Хам над Ноем, своим отцом, увидев его в подпитии и обнажении. Глумился разбойник над Христом распятым. Глумилась толпа черни над умирающим на Кресте Спасителем. И здесь вздумал поглумиться над человеком от Бога Сатана. И он почти достиг своей цели - ибо священник, уйдя в себя после пребывания в Храме, счел ниже своего достоинства обратить внимание на умирающего. Левит, преисполненный важностью своего служения у алтаря Господня, тоже только посмотрел на страдальца и прошествовал далее - «не мое это дело». И хохот утробный уже готов был разразиться над ущельем, но нашелся тот, кто посрамил Диавола. И это был не святой, не фарисей, не праведник, при жизни прославленный чудесами и прозорливостью, окутанный мирской славой. Это был - самарянин! Самарян-то и за людей не считали иудеи. Так как видели в них лишь отступников от истинной веры. И не общались с ними. И не допускали их молиться в своем Храме. И потихоньку вымирали отверженные от рода иудейского люди. В наши дни их община всего лишь несколько десятков человек насчитывает. И этот недостойный, всю жизнь презираемый иудейским сообществом человек, вдруг открывает в себе яркие черты милосердия, сострадания, отзывчивости на чужое горе, которое для него не стало чужим. И глумливый хохот замирает, не разразившись. И вместо него стон рвется из груди Искусителя. Стон повергнутого существа. И кто поверг? Кто? Тот, кого самого повергали при жизни постоянно! Прообраз Господа нашего Иисуса Христа, который также повергнет смерти жало, разрушит врата адовы, порвет оковы мрака и выведет своей любовью род людской к Вратам Рая.

И видим мы здесь Победу. Победу к которой каждый из нас должен стремиться. К победе над своим окаменением сердечным и жестокосердием. Победу о которой рассказал нам Христос. И не только рассказал - мало ли было рассказчиков и проповедников, учителей и наставников во все времена. Но Он еще и Смертию своей Крестной доказал правоту слов своих, принесенных удивленному человечеству на пропитанной солнцем земле Палестины. Аминь.

Игумен Амвросий (Шевчук)