В Эстонии скончалась бессменная настоятельница Пюхтицкого монастыря.

09-02-2011

09.02.2011
"Интерфакс": В Эстонии скончалась бессменная настоятельница Пюхтицкого монастыря.

Настоятельница Пюхтицкого Успенского православного монастыря схиигумения Варвара (в миру - Валентина Алексеевна Трофимова) скончалась во вторник в Эстонии, сообщает сайт Эстонской православной церкви.

Игумения Варвара родилась 17 августа 1930 года в городе Чудово Новгородской области, в благочестивой семье, где получила глубокое православное воспитание.

В 1952 году она стала послушницей в Пюхтицком монастыре, 5 марта 1958 года приняла постриг с именем Варвара.

3 января 1968 года указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия I монахиня Варвара была назначена настоятельницей Пюхтицкой обители. 18 января 1968 года, в канун праздника Богоявления, архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий (впоследствии - патриарх Московский и всея Руси) возвел монахиню Варвару в Александро-Невском соборе Таллина в сан игумении, а на следующий день, 19 января, вручил ей в Пюхтицах игуменский жезл. 26 ноября 2010 года игумения Варвара приняла постриг в схиму. Таким образом, Пюхтицкой обителью матушка Варвара руководила на протяжении 43 лет.

Пюхтицкий монастырь - одна из любимых обителей патриарха Алексия II и патриарха Кирилла. Последний приезжал сюда в паломничество еще в детстве вместе с родителями и старшим братом.

Интерфакс-Религия

Игумения Варвара в день Ангела.

Пюхтицкий монастырь.

Пюхтицкий монастырь.

Утром 8 февраля 2011 года скончалась настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря схиигумения Варвара (Трофимова).

Игумения Варвара.Схиигумения Варвара (в миру Валентина Алексеевна Трофимова) родилась 17 августа 1930 года в городе Чудово Новгородской области, в благочестивой семье. С началом войны семья эвакуировалась в Лугу Ленинградской области. Там она получила среднее образование, а также пела и читала в Казанской церкви. Затем были бухгалтерские курсы.
В 1952 году стала послушницей в Пюхтицком Успенском женском монастыре.
С 1955 года Валентина Трофимова проходила послушание в виленском женском монастыре во имя равноапостольной Марии Магдалины под руководством опытной старицы-игумении Нины (Баташевой) (впоследствии схиигумении Варвары), семь воспитанниц которой, включая и Валентину, стали игумениями. 5 марта 1958 года в Вильнюсе инокиня Валентина Трофимова приняла постриг в мантию с именем Варвара.
Монахиня Варвара несла канцелярское послушание письмоводителя, помощницы казначеи, принимала участие в ремонтно-строительных работах по восстановлению виленского Мариинского монастыря.
3 января 1968 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I монахиня Варвара (Трофимова) была назначена настоятельницей Пюхтицкой обители.
18 января 1968, в канун праздника Богоявления, архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) в Александро-Невском соборе г. Таллина возвел монахиню Варвару в сан игумении, а на следующий день, 19 января, в Пюхтицах вручил ей игуменский жезл. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре Святейший Патриарх Алексий I возложил не нее наперсный крест.
26 ноября 2010 года игумения Варвара приняла постриг в схиму.
Публикуем интервью матушки Варвары (
"Мир Православия").

- Матушка, какие самые яркие впечатления остались у Вас в памяти из раннего детства?

- Родом я из города Чудово Новгородской области. И родители мои, и все родственники были людьми глубоко верующими. Отец работал мастером на местном стекольном заводе, а мама воспитывала семерых детей. От природы она обладала красивым голосом, и привила и нам, детям, любовь к храму и церковному пению. В нашем роду все были певчие - и тёти, и дяди были голосистые, а дядя Фёдор Иванович Поляков до войны был регентом церковного хора. Соберутся все гости к нам, начнут петь, люди останавливаются у наших окон послушать и просят спеть ещё. Я была младшей в семье, старшие сёстры вышли замуж, а я все с мамой - она поёт в церковном хоре, и я с ней.

Из детских воспоминаний не забыть и то, что пришлось пережить, когда началась война. Мне шёл тогда одиннадцатый год. Немцы подступали к Ленинграду, а Чудово расположено всего в ста километрах. Начались бомбёжки, и мы через лес недели две шли в Тихвин, откуда эшелоном нас отправили в Кировскую область. Туда ранее был эвакуирован Пушкинский детский дом, где моя старшая сестра, Любовь Алексеевна, была заведующей. И вот там мы прожили до 1947 года. И голод, и холод, всё перетерпели, но всё же не было бомб и снарядов. За 12 километров ходили в церковь, пели в хоре. После занятий в школе я ещё помогала воспитателям детского дома ухаживать за детишками.

- В 20 лет, я поехала в гости к старшей сестре, которая жила в Вильнюсе. И мне очень понравилось бывать в местном монастыре, всё мне там было по душе: и неспешные службы, и монашеское пение, и размеренное чтение, и длинные одежды монахинь. Видимо, здесь и проявилось впервые мое призвание к монашеской жизни.

Однажды попросила разрешения у мамы поехать посмотреть женский монастырь в Эстонии. Помню, матушка игумения Рафаила спрашивала меня, когда я сказала, что хочу в Пюхтицкий монастырь: «А ты косить умеешь? А пахать? А с лошадками управляться? Не умеешь... А что ты будешь делать у нас?». Это она меня так испытывала. А я сказала: «Всё, чему научите, буду делать». И всему научилась: и косить, и жать, и молотить цепями, и камни с полей собирать. Вот так я и оказалась в Пюхтице. И это моя судьба, мое призвание, а без него в монастыре и одного дня не проживёшь!

- В Пюхтице игумения Ангелина уже была старенькой, болезненной, а монастырь большой, многое в нём требовалось построить, отремонтировать, привести в порядок. Сюда стекалось много паломников, туристов. Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) хотел, чтобы новой настоятельницей стала именно пюхтицкая сестра. Ему подсказали, что в Вильнюсе есть две сестры именно из Пюхтицы. Вызывает Святейший меня в Москву. Одевает крест и даёт указ. Я ему говорю: «Ваше Святейшество, какая же из меня игумения, у меня ведь и опыта нет». «А знаешь, какая будешь у меня игумения, - сказал он, - игумения будешь за святое послушание. Вот твое игуменство». Ну, если за святое послушание, тогда ладно, а то я всё плакала, не соглашалась. Было мне всего 37 лет.

- Матушка, Вы общались со многими великими людьми и духовно связаны со многими монастырями, с Афоном, Иерусалимом и известными подвижниками нашего времени - митр. Вениамином (Федченковым), преп. Симеоном (Жилиным), Виленской схиигуменией Варварой, протоиереем Николаем (Гурьяновым), архим. Иоанном (Крестьянкиным) и многими другими, посещали преподобного Серафима (Вырицкого) и получили благословение от него незадолго перед началом монашеского пути. Вы и сама человек очень известный и почитаемый. Как Вы относитесь к своей известности?

- Я не считаю себя какой-то особенной, и мы не должны приписывать себе никаких заслуг: мы всего лишь исполняем послушание, данное нам от Бога и делаем то, что должны сделать... В Святом Евангелии сказано, что когда мы исполним все повеленное нам, должны говорить: «Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали только то, что должны были сделать» (Лк. 17, 10) и, конечно, не помышлять о себе великое и не приписывать себе никаких заслуг. Вот я смотрю на молодых сестёр, радуюсь, что они многое могут сегодня, помогают мне и по хозяйственной части, и по административным делам, они образованные.

- Образование, интеллект необходимы монашествующим, или же достаточно иметь смирение и послушание?

- На мой взгляд, чем человек образованнее, тем он смиреннее и спокойнее и тем у него лучшее отношение к людям, поэтому не надо думать, что образование вещь не нужная или даже вредная помеха в монашеской жизни...

- Что Вам не нравится в современном мире?

- Трудное наше время, трудно соединяются люди, часто между ними разобщенность, непонимание, а связующее начало - любовь. Поэтому мы и должны являть миру главное сокровище христианства - любовь, и во всех обстоятельствах жизни мы, христиане, должны оставаться делателями добра и любви, молиться, помогать больным, обездоленным, одиноким. Ведь самая главная евангельская заповедь - это заповедь о любви к Богу и ближнему, и мы стараемся, чтобы этой жертвенной христианской любовью люди были постоянно окружены в монастыре, чтобы монастырь наш всегда был островком веры, любви, служения людям.

- Пюхтицкий монастырь часто называют «жемчужиной Эстонии». Какое, по Вашему мнению, сейчас у людей отношение к Церкви, к монастырям?

- Сейчас особенно заметно, как многие обратились к Церкви, и к нам приходят люди помолиться, побыть среди мирной обстановки, ищут здесь духовного назидания и умиротворения, черпают духовные силы для своих повседневных трудов, для повседневной жизни. Ведь место, где стоит наш монастырь, особое, избрано Божией Матерью и освящено Её стопами. Таким местам, особенно Ею возлюбленным, Матерь Божия являет многие Свои милости, простирая над ними Свой Покров. Некоторые приезжают в обитель не для паломничества и молитвы, а просто для обозрения, но и они обретают здесь спокойствие и мир души. Посетив монастырь, люди обычно так и говорят: это очень мирное место.

Монашеская жизнь тяжёлая, но монах живет для людей, а не для себя. А про пост игумении и говорить нечего. У игумении, как у часов, и днём, и ночью без перерыва мозг не останавливается: то бы не забыть, это надо сделать. Иной раз, когда народу очень много, рука устает благословлять, физически тяжело, но это меня не тяготит. Я люблю людей, жалею каждого, даже если говорят про человека, что он плохой. Но он не родился плохим, возможно, обстоятельства жизни сделали его таким. Матерь Божья сюда приводит людей. Вижу часто они на коленочках стоят в храме, плачут, горе какое-то у человека. Иной раз так расстроюсь, хочется принять все беды, помочь.

- Вы счастливы?

- Я счастлива, что есть Пюхтица, что сёстры мои очень любят молиться. А ведь у нас поля, огороды, скот, которые требуют много сил и времени, и с первых дней сестры обеспечивают себя и паломников трудами рук своих, но не смотря на это, с любовью молятся.

- Матушка, что является важнейшим для спасения человеческой души?

- Вера, непоколебимая вера в Бога и в Его всеблагой и совершенный Промысел, ведущий человека ко спасению. Счастлив тот человек, который имеет доверие Богу и послушание Ему, сознавая то, что истина на земле пребывает лишь в Церкви. И как несчастен и очень одинок человек, отвернувшийся от Господа, не имеющий авторитетов в духовной жизни.



Из личного...

Мне приходилось видеться и общаться с матушкой Варварой, потому как мой покойный папа - протоиерей Анатолий (Шевчук) дружил с ней и состоял в переписке. К праздникам Рождества Христова и Святой Пасхи в нашем доме всегда было радостное ожидание вестей из Пюхтицы. В те годы не существовало рождественских и пасхальных открыток, но мастерицы из обители покупали эстонские виды с католическими храмами и так красиво их разрисовывали, с таким, истинно монашеским, терпением и усердием, что вид такой открытки навсегда оставался в памяти и радовал глаз, душу и сердце еще очень долго. Тогда еще на русской земле не было фломастеров (да, да - было и такое время), и поэтому первые рисунки ими были чем-то сказочным и нереально чудесным. И под каждой открыточкой стояла каллиграфически-готическая подпись - «Игумения Варвара с сестрами». Как же было приятно, что в далекой северной Палестине есть обитель, в которой молятся о тебе, знают твои нужды и скорби и сочувствуют, и сорадуются твоим успехам!

В общении с людьми Матушка была любвеобильной Матерью, порой строгой, больше - ласковой, иногда - Государыней, но всегда - человеком, к стопам которого хотелось припасть - и ничего не страшно, весь внешний мир бессилен, если на тебе - Матушкино благословение!

Видел как она общается с сестрами - это целая наука Христианского милосердия, любви, кротости и мудрости. Помню - приехали на послушание в обитель сестрички из грузинского монастыря. Они тут чужие. Им холодно от неласковой природы Эстонии, кутаются в пуховые оренбургские платки, выданные Матушкой, всего побаиваются, нахохлившиеся ежики. Но вот на игуменское место встала она, приобняла паломниц и тут же - облепили доверчиво, прижались, что-то зачирикали. Вот и Мама их нашлась. И нет сумрака за стенами монастыря, и не одиноки они, хотя и за тысячи километров от солнечной Иверии, и ясно стало всем - и молящимся в храме - везде Бог! И всюду мы - у Него.

Десятки тысяч ехали в Пюхтицу, со всех краев Советского Союза. И каждый находил утешение и помощь - и жена беспробудного пьяницы, и космонавт, и Патриарх, и отставной военный. И само слово - «Пюхтица» сливалось в многослойный образ, состоящий из собора, святого источника, розовых кустов, поленниц дров, искусно сложенных в стога, островерхих шапочек послушниц и ласкового взора Игуменьи.

Именно Матушка впервые на всю страну озвучила главную проблему Союза, когда в юбилейном фильме, снятом к Тысячелетию Крещения Руси, шепотом сказала корреспонденту в ответ на вопрос - почему монахини обрабатывают землю? - что все остальные мужики - «пьяницы».

Отец Виктор Шиповальников, отец Иоанн (Крестьянкин), схиигуменья Варвара (Трофимова) - уходят духоносные звезды православного небосклона. Царствие им Небесное! А с кем мы останемся?

Игумен Амвросий (Шевчук)