Грехи нашего времени и недобрые обычаи.

26-02-2011

А соблазн-то, какой от сквернословия! Думают ли об этом сквернословы? Невинные дети обыкновенно стараются, так или иначе, узнать значение слов, слышимых или прочитанных в надписях. Они научаются сквернословию от взрослых, причем нередко от собственных родителей. Иные юноши и девицы, не оттого ли между прочим, теряют свое целомудрие, что привыкли слышать множество слов и речей, противных целомудрию, от своих родителей и старших? Сквернословие возбуждает в людях, слышащих его, нечистые представления и желания. Оно самое сильное средство к распространению разврата. А что сказано в Евангелии о соблазнителях? Горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф., 18,7). Кто соблазнит одного из малых сих (хоть, например, детей), верующих в Меня, тому лучше бы было, если бы повесили ему мельничий жернов на шею и потопили его в глубине морской (Мф., 18,6), то есть наказание за соблазн будет гораздо сильнее, большее, чем потопление в морской глубине с камнем на шее. Особенно пусть подумают о строгости ответа за соблазн те, кто имеет привычку писать скверные слова на стенах и заборах. Ими соблазняются все читающие, а этих, сколько может быть иногда! Больше чем слушающих: сквернословие услышат десять человек, а прочитают сто и тысяча. К сказанному надо прибавить еще и то, что сквернословы - худые люди. Так рекомендует их эта дурная привычка. Они прямо говорят о себе, что развратники, что они люди безсовестные. Люди, хранящие себя от разврата, сквернословия не терпят. Скверное слово, являясь на устах, вносит скверну в самое сердце говорящего. Люди совестливые постыдятся сквернословить. А если сквернословящие еще и не впали в грех разврата, то легко могут впасть, потому, что, привыкнув к этому греху на словах, легко допустить его и на деле.

Сквернословы большие невежды: они не уважают честь и стыдливость других, особенно детей и женщин. Они и не думают, каково переносить или слышать непотребные ругательства женщинам честным и целомудренным. А дети...  Пусть знают сквернословы, что они прямо грешат против седьмой заповеди, что тотчас после смерти человека, когда душа подвергается суду и истязанию злых духов на так называемых мытарствах, первым мытарством, как учит святая Церковь, бывает для нее празднословие и с ним сквернословие. Каково тогда будет сквернословам?!

Вот пример из описаний святых отцов, который самым разительным образом показывает, как велик грех сквернословия и как строго Господь наказывает за него.

В Риме один человек имел пятилетнего сына, которого, любя неразумно, воспитывал очень слабо, без всякого наказания. Избалованное дитя научилось, между прочим, скверным и хульным словам. Бывало, чуть что-нибудь не по нем, ребенок тотчас  начинал сквернословить и не только людей, но нередко и величие Божие, святые иконы и священные вещи дерзал оскорблять безстыдным словом.

Случилось, что во время мора ребенок тот разболелся до смерти, и, когда отец держал его на руках, бесы пришли взять окаянную душу ругателя. Мальчик, увидев бесов, затрепетал от страха. Он закрывал глаза, старался укрыться на груди отца от ужасного видения и кричал: «Отними меня, отними от них»!

Отец, видя сына, трепещущего от страха, спросил: «Что ты видишь, дитя мое?» Ребенок ответил: «Какие-то черные люди пришли и хотят взять меня». Сказав это, мальчик, по обыкновению, начал произносить нечистые слова, и тотчас умер.

Вот так, братие, и пятилетний ребенок, не имевший еще хорошего, правильного рассудка, а сквернословивший больше по навыку, сделался, жертвой смерти и достоянием бесов... Что же будет за сквернословие с совершеннолетними, которые могут различать добро от зла, могут знать требование закона Божия и чувствовать обличение совести? Бывало много случаев, что Бог поражал язык сквернословов онемением.

Им оказанного, кажется, уже достаточно видно, как велик грех сквернословия или брань скверными словами. 

«Что же делать-то, ведь это привычка!» - скажут некоторые из вас. Да, так многие говорят о своем сквернословии. Но, подумайте, христиане, разве это оправдание извиняет сколько-нибудь порок сквернословия? Разве дурное дело перестанет быть дурным от того, что оно вошло в привычку? Напротив, это-то и худо, что срамословие у иных обратилось в привычку.

Другие скажут: «Сквернословие у иных  из нас и за брань не считается». Знаем, что и это у нас говорят в оправдание.

Сквернословие не брань, но что же это за слова: слова ласки что ли, или приветствия, дружбы?

Вас поносят гнусными словами, позорят матерей ваших, живых и умерших, а вы не думаете считать это за брань?! После такого что же и считать бранью и ругательством?

«Иные из нас, - говорите вы, - ругаются в пьяном виде, не помня себя»... Да, сие правда, но и это не оправдывает сквернословие: и пьяные не должны забываться. Напротив, они вдвойне виноваты - и потому, что напились пьяными, и потому, что сквернословят.

После этого, может быть, некоторые спросят: «Что же делать тем из нас, которые уже имеют сильную привычку к сквернословию, так как мы знаем, что между нами много таких? Им ведь весьма трудно оставить свою привычку, когда бы и захотели этого!»

Да, трудно, однако оставить необходимо, чтобы не погубить себя, свою душу. Чтобы оставить эту пагубную привычку, прежде всего должно молиться Богу о помощи и при этом, сознав всю гнусность порока, всячески сдерживать себя. Чтобы не произносить скверных слов, читайте почаще хотя бы Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

Вот как отучали себя  от дурных привычек святые отцы. О святом Агафоне, например, известно что он три года постоянно клал себе камень в рот, чтобы отучиться от многословия, а приучиться к молчанию. Другой подвижник тринадцать лет молился: «Господи Иисусе, защити меня от языка моего».

Между тем на людей, слишком привыкших к сквернословию, да еще не старающихся отстать от него, нужно действовать и со стороны, действовать и внешней силой. Было время, например, при царях Михаиле Феодоровиче и Алексее Михайловиче, когда за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и площадях ходили переодетые государевы слуги, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, для примера прочим наказывали розгами.

Вас же, христиане, неповинные в сквернословии, православная церковь приглашает со всяким долготерпением на каждом шагу удерживать сквернословцев от брани. Если твердый камень уступает частому падению жидкости, капля дождевая его долбит, то неужели сердце человека, уста и слух его не уступят частым сердечным внушениям добрых людей, ближних, родных и соседей?

Что делается от чистого любвеобильного сердца, нередко производит доброе влияние и на сердце жестокое, укрощает его, облагораживает, просветляет.

Если бы все добрые русские силы соединились для ослабления и уничтожения срамословия, тогда эта гнусная и позорная привычка исчезла бы из общественной жизни.

Помните, христиане, предостережение Христа Спасителя: за всякое слово праздное (Мф., 12, 36) человеку придется дать ответ в день Страшного суда.

О срамных и безстыдных словах

Кто не знает привязанности нашего народа к срамным словам, к сквернословию? Кто не слыхивал, как человек, именующийся православным христианином, изрыгает бранные слова? Ругает он ими и ближнего своего, и неразумное животное, и даже безумную вещь. Другими словами, это брань вошла в привычку. Кто не знает, братие, что не только мужчины, но даже и женщины наши нередко сквернословят? А между тем женщина по природе своей должна быть добрее, чище и целомудреннее, нежели мужчина. Еще прискорбнее слышать, что сквернословят у нас не только взрослые, но и отроки и дети.

Откуда они научились таким словам? Конечно, от старших по возрасту. А подумайте, что может выйти хорошего из ребенка, который с ранних лет потерял стыдливость, с ранних лет познакомился со срамными словами!

Братие, удержите язык от срамных слов, подумайте о своем человеческом достоинстве, не многим чем, по слову царя Давида (Пс., 8,6), униженном перед ангелами. Не злоупотребляйте даром Божиим - своим словом, которым Господь отличил вас от животных.

Отцы и матери, мужи и жены! Поберегите и пожалейте детей и младших по возрасту: на зло себе взрастите их, если не удержите язык свой, и на суде перед Господом отдадите ответ не за себя только, но и за детей, если соблазните их ко греху.

Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших

(Еф., 4,29)

Христианин! Если бы ты мог представить себе все те гибельные последствия, причиной которых бывает празднословие, то понял бы, почему мы, по уверению Иисуса Христа, должны  будем на Страшном суде дать отчет в каждом праздном слове.

Ты содрогнулся бы от ужаса при взгляде на всех несчастных, которые через праздные слова сделались жертвой сластолюбия, неверия и развращенности. Сие самое произвело бы в душе твоей сильное и постоянное отвращение  от всех скверных, соблазнительных, легкомысленных, грубых и злобных слов и заставило бы тебя быть осторожным и благоразумным в словах.

Нет, юноша, не ходи на совет нечестивых и не сиди вместе с ругателями! Тщательно оберегай свое сердце от злых расположений, и тогда никакое непотребное слово не изыдет из уст твоих и ты не умножишь зла и разврата в мире.

Чаще помышляй о жизни Иисуса Христа. Смотри, как ни одно праздное слово не вышло из уст Его, обращался ли Он с друзьями или с врагами, с добрыми или со злыми. Везде и всегда Он помнил о своем достоинстве и звании, благость, любовь и снисхождение к человечеству, мудрость и благочестие ясно выражались во всех Его речах. У Него учись избегать всякого слова праздного. Он оставил тебе и в этом отношении совершеннейший образец!

Вразумляющее наказание Божие, постигшее сквернословца

На третье неделе великого поста 1868 года мой прихожанин села Воскресенского крестьянин С. И. пошел к своей скирде за соломой. Ветер в ту пору был необыкновенно сильный. Взяв соломы, сколько нужно, он отправился в обратный путь, но так как сильный порывистый ветер мешал идти, С. И. по своей гнусной привычке начал ругаться и осыпать ветер разными скверными словами. Неразумный, он не размыслил, кто повелевает быть ветру и кто управляет им? Он не подумал, что Бог изводит ветер от сокровищ своих (Иер., 10, 13), воздвигает море ветром (Исх., 14, 21), что Он же и запрещает ветру (Мф., 8, 26). Не думая и не размышляя об этом, С. И. шел и ругался, и за это дерзкое и безумное оскорбление Самого Господа был строго наказан: не дойдя еще до своего дома, он внезапно сделался нем... Тут несчастный сквернословец  уразумел, что эта внезапная немота - кара Божия за сквернословие, и с сокрушенным сердцем и слезами обратился к Господу Богу  с искренним раскаянием в своих грехах, дал обет вперед так не грешить, и  премилосердый  Господь через двадцать один день отверз его уста. С. И. опять начал говорить.

Великий Бог правосуден, но и многомилостив. Он не хочет смерти грешникам, но еже обратитися и живу бытии ему (Иез. 33.11).