Проповедь на Троицу.

06-06-2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!Господь наш Иисус Христос, перед тем, как вознестись на небеса, не оставлял своей заботой и любовью своих учеников. Одно из его обетований гласило, что ученикам надо вернуться в Иерусалим и там пребывать в мире и любви до той поры, пока они не облекутся силою небесной. Той силой, которая бесстрашно поведет их на проповедь по всему миру и даст им дар глаголания Божественной Истины. Той силой, которая отныне и на всегда будет сопровождать всех учеников Христа и всех Его последователей, то есть - христиан, а это значит - нас с вами. Спаситель пообещал им, что вскоре они примут Духа Святаго, о Котором Он так много им говорил прежде.И это произошло сегодня в День Святой Троицы, в пятидесятый день по Пасхе Господней. В десятый день по Вознесении Господа нашего.День Пятидесятницы святые отцы называют заключительным праздником в смысле воссоздания и обновления падшего человека. Святая Церковь поет в это время - «Попразднственный вернии, и конечный праздник, празднуим  светло, сей есть Пятидесятница, обещания исполнение и предложения».И действительно, если началом Божественного домостроительства и таинства воплощения Бога Слова мы всегда считаем Благовещение Пресвятой Богородицы, то его завершением надо считать Пятидесятницу, во время которой человек становится частью воскресшего и обожествленного Тела Христова. И произошло это глобальное событие, важное для каждого из нас, независимо от государства, нации, времени и религии, действием благодати и силы Пресвятаго Духа. С той самой поры день Пятидесятницы и является днем основания Церкви. Потому как в этот день  апостолы стали членами Тела Христова. Многие из них раньше  со Христом имели обычное житейское, ученическое  общение. А отныне  же, силой, действием и наитием Святого Духа, они становятся членами Его Тела. Происходит чудо, - мы видим, как из духовной Церковь становится плотской. Теперь святые имеют связь и находятся в общении не только  с бесплотным Словом, как то бывало в Ветхом Завете, но со Словом воплощенным,  Христом Богочеловеком. Учение о том, что Церковь является Телом Христовым, а святые Его - членами, будет проповедано апостолом Павлом (1 Кор. 12,1 - 31). В его послании говорится, что Церковь не является простой религиозной организацией, но Телом Христовым.  Сверх того, говорится, что распределение даров происходит действием Святого Духа. Апостол Павел приходит к заключению: «Вы - Тело Христово, а порознь -  члены» (1 Кор. 12,27). Хотелось бы добавить, что в учении святых отцов прослеживаются две истины, указывающие на общую энергию Лиц Святой Троицы. Христиане являются членами Тела Христова (1 Кор. 2,27), но одновременно они являются и храмами Духа Святого (1 Кор. 6,19). Одно другого не исключает, а только дополняет и позволяет глубже проникнуть в непостижимые тайны Боговоплощения.  Так наверно рассуждал и святой праведный Иоанн Кронштадтский, когда ослепленный величием Святой Троицы, сознавая свою человеческую немощь ввиду созданной Господом Церкви, восклицал:»Пресвятая Троица! Научи меня презирать все земное, научи меня полагать мир, довольство, блаженство в тебе единой. А чтобы не возгордиться мне, по причине благостного внимания ко мне Пресвятой Троицы и подаваемого Ею мне спасения, да памятую, что она благостно внимает каждому червю, каждому птенцу. Еще припомню, что некоторые христиане, многие силы сотворившие именем Божиим, услышат некогда от Господа слова: отыдите от Меня, не вем вас (Матф. 7, 23; 25, 12), за свою неевангельскую жизнь. Пресвятая Троица! Сохрани меня от гордости и научи меня смиренномудрию! ... Покрый меня, премилосердная Троице, Отче, Сыне и Душе Святый, кровом крилу Твоею от всякого греха.  Итак, в день Пятидесятницы, прославив Святую Троицу и смиренно приклонив колена перед ея образом, задумаемся на минуту хотя бы о том, что мы - христиане, сотворяем с таким великим званием. Чин и сан налагаемый на нас с тех самых пор - поддерживаем ли мы в чистоте и достоинстве? Наши слова и дела показывают ли нас теми, кем нас называет Апостол Павел? Не поражены ли мы грехом до такой степени, когда члены отрезаются от тела, для его же сохранения и спасения? И если это так - то почему мы бездействуем, почему не меняемся, почему не скорбим и плачем об этом? Где наше покаяние и где доказательства нашего бытия в Теле Христовом? Аминь.

Игумен Амвросий (Шевчук).