В борьбе за ребячьи души... Ночь памяти и скорби.

26-06-2011

Если вам когда-нибудь доведется заглянуть в деревню Бывалино Павлово-Посадского района, поинтересуйтесь местными достопримечательностями. Вроде бы, рядовая подмосковная деревня, но в ней есть на что посмотреть. В здешнем храме можно приложиться к чудотворной явленной иконе св. великомученика Никиты Готского. В лесу, на месте ее явления, бьет святой источник. А в 2006 г. из Сербии, из Косовского края, сюда перенесена часть мощей св. Никиты. Знатоки могут рассказать вам про битву св. благоверного князя Юрия Всеволодовича с рязанскими князьями, случившуюся на этом месте в 1209 г. Есть тут два святых новомученика, Иоасаф и Петр Бывалинские. Но и кроме духовных, исторических реликвий, здесь немало интересного. При храме действует детский корпус «Никита» для ребятишек-сирот, конно-спортивный клуб «Готфы». Люди изделека, из разных городов, съезжаются на яркие красочные мероприятия, которые организуются в великие православные праздники, на ежегодный международный фестиваль кузнечного искусства.

Одна из бывалинских достопримечательностей - «Ночь памяти и скорби», посвященная началу Великой Отечественной войны. Она проводится уже пятый год, и три года дополняется десятидневным казачьим слетом для детей и подростков. Правда, многие считали, что традиции прервутся. Ведь в июле 2010 г. храм постигло бедствие, большой пожар, уничтожил два корпуса - трапезную, клуб, жилые кельи, кладовые, библиотеку. Друзья собирали деньги, приезжали в свободное время на восстановительные работы. Казалось, какие уж слеты, праздники, фестивали?

Но, невзирая ни на что, в конце октября в Бывалино съехались кузнецы. А потом настоятель храма игумен Амвросий (Шевчук) пригласил на совещание меня. Спросил: «Будем ли проводить «Ночь памяти и скорби» и казачий слет? Согласны ли вы снова взяться за это дело?» Признаться, я был удивлен. Как проводить? Каким образом? Наряду с другим ценным имуществом, пожар уничтожил костюмы, реквизит, оборудование. Ответил, что со своей стороны я готов, а о.Амвросий понял мои невысказанные вопросы, пояснил: «Что сгорело, постараемся восстановить». Добавил: «Дети просят. Им очень понравилось». Оговорка и в самом деле немаловажная. Стоит появиться в Бывалино, как детишки из корпуса «Никита», юные конники-«готфы» первым делом любопытствуют: «А казачий слет будет?» И как расцветают от радости их лица, когда говоришь им: «Да, будет!»

Подготовка потребовалась масштабная, кропотливая, она развернулась еще с весны. Не один и не два раза встречаемся с настоятелем и насельниками храма, обсуждаем, уточняем, корректируем. Их задача - обеспечить материальную базу, моя - отработать программу, собрать участников. Перезваниваюсь и списываюсь с командами и клубами, хорошо проявившими себя на прошлых сборах. Вроде бы, все складывается, намеченные планы приобретают реальные черты.

Официальный день заезда 12-го, на праздник Св.Троицы. Как походный атаман, прибываю в Бывалино накануне, и подтверждается, с каким желанием и нетерпением ожидала слета местная молодежь. Выяснилось, что несколько девушек уже сутки назад поселились в детском лагере. Добровольно, по своей инициативе, взялись отмывать и приводить в порядок домики, где нам предстоит жить. За ними приезжают другие девчонки и мальчишки из клуба «Готфы», с ходу включаются в работу. Хлопочет Татьяна Александровна Воронина, она отвечает за тыловое обеспечение. Под ее началом юные энтузиасты перетаскивают кровати, матрацы, подушки. Утром идем на праздничную службу. Зелень березок, украсивших храм, ароматы душистого сена на полу, преклоненные колени, голоса певчих льются под церковными сводами, возносятся к куполу - и на душе ощущение света и чистоты...

Но проявляются вдруг и серьезнейшие накладки. На приглашение откликнулись далеко не все. На прежних слетах крепко потрудились офицеры Особой Кавказской сотни казачьего отряда им. св. Александра Невского, исполняли обязанности инструкторов, вели занятия, помогали наладить внутреннюю службу. В этом году они ответили, что не смогут. У кого работа, у кого нашлись те или иные дела. Большие надежды возлагались на Подмосковное отделение движения «Народный Собор», они пообещали подсобить, прислать своих инструкторов. Однако и их нет. А телефоны откликаются лишь гудками и механическими голосами - «Абонент не отвечает». Обещал приехать военно-патриотический клуб «Сокол» из г.Королева. Когда от них поступил положительный ответ, все организаторы пребывали в радужном настроении: с ними-то горы свернем! Крепкие, выдержанные «сокольцы» в прошлом году задавали тон на сборах. А какую великолепную рукопашную схватку они разыграли в реконструкции боя на «Ночь памяти и скорби»! Но в последний момент надежды обрываются разочарованием. Планы изменились, «Сокол» перенацелился на другое мероприятие.

А в результате оказывается, что лагерь... полупустой. Собрались только здешние «готфы» и маленькие «никитята». Не скрою, было не по себе. Для «Ночи памяти» этого совсем не достаточно. Лишь под вечер поступают известия: на шоссе видели молодых людей в форме, шагают строем с рюкзаками от станции Назарьево. Это Гребневский Пресвятой Богородицы казачий пост нашего отряда. Они и впрямь молодцы, пост сформировался всего год назад из казачат 12-14 лет, но успел отлично себя зарекомендовать на всех мероприятиях, где ему довелось участвовать, взял первое место на епархиальных соревнованиях. Вот и сейчас гребневцы не подвели. С их приходом лагерь оживает. Ладные, подтянутые, дисциплинированные, они становятся костяком, вокруг которого можно организовывать остальных детей.

13-го, в день Св.Духа, торжественное открытие слета, молебен. Поем молитву, ставшую гимном бывалинских сборов: «О, преславного чудесе, Небеси и Земли Царице...» Поднимается на мачту флаг, он тоже традиционный, «перчатка» - рака с мощами св. Никиты. Игумен Амвросий и иерей Андрей напутствуют нас, кропят святой водой. Впереди десять дней занятий, игр, репетиций, и вершина - реконструкция боя в ночь на 22 июня. Впрочем, трудностей остается предостаточно. Личный состав разительно отличается от прошлогоднего, мало взрослых, среди участников преобладают дети младших возрастов.

Взять хотя бы охрану лагеря по ночам. Она необходима - мало ли, какие непрошенные гости могут наведаться? Раньше подобную задачу решали легко, за счет старших мальчишек. А теперь? Теперь приходится выходить из положения, составлять смешанные караулы. Начальник - старшеклассник или старшеклассница, с ним двое ребятишек помладше. Но они, между прочим, относятся к службе с огромной ответственностью. Заставлять не требуется. Наоборот, надо осаживать лишнее рвение, когда мальчики и девочки, дежурившие в одну ночь, просятся на следующую.

Точно так же решаем и прочие проблемы - теми силами, которые у нас имеются. Нет офицеров-инструкторов? Их заменяют унтер-офицеры: Алексей Басов, Алексей Степанов, Игорь Беспогоднов. В позапрошлом году мы с ними познакомились впервые, они пришли в лагерь такими же рядовыми воспитанниками, как нынешние новички. Но с тех пор они вступили в казачий отряд, Басов отслужил в армии, Степанов и Беспогоднов закончили 10-й класс. За плечами у каждого казачьи лагеря, учения, походы, все трое удостоены чина урядников. Наверное, по большому счету это правильно - старшие должны готовить себе смену. Что ж, молодые урядники проявляют себя неплохо. Умеют командовать, построить, пропесочить нарушителей дисциплины, провести утреннюю зарядку.

Умеют и передавать свои навыки. В тире защелкали пневматические пистолеты и винтовки, на стенде возле кузницы полетели в цель метательные ножи. Игорь учит желающих обращаться с казачьей шашкой. Программу дополняют руководители клуба «Готфы», монахиня Капитолина (Филиппенко) с Татьяной Александровной Ворониной. Каждый, кому хочется поучиться ездить верхом, может себе это позволить. Начинаются и основные репетиции, подготовка к реконструкции боя 22 июня. Хотя называть их репетициями не совсем точно. Чтобы грамотно изобразить бой, надо четко отработать атаку цепями, перебежками, переползание по-пластунски, технику обороны и отхода. В общем, каждая репетиция - неплохая военно-спортивная тренировка. Особое внимание уделяем рукопашному бою. Как уже отмечалось, «сокольцы», исполнявшие эту роль, отсутствуют. Значит, надо работать с теми, кто есть. Отбираем ребят, занимавшихся в секциях самбо, дзюдо. Уровень слабоват, но его можно и нужно подтянуть.

Погода не балует. Заряжают дожди. Правда, они соответствуют прогнозам, кратковременные. Но трава постоянно мокрая. Подсохнет - ее поливает следующий кратковременный. А упускать время нам нельзя, многих участников грядущего «боя» приходится обучать почти «с нуля». С поля возвращаемся основательно промокшими. Но на подобные случаи имеется богатый прошлогодний опыт. Большая плита в лагере обкладывается кирпичами, превращается в сушилку для обуви, рядом растягиваются веревки с набухшими от воды камуфляжками. Забегая вперед, стоит отметить, что простудных заболеваний за время слета отмечено не было. Зато постепенно стало что-то получаться, прорисовывается и склеивается из деталей картина «сражения».

Да и стыдно нам было бы ударить лицом в грязь. Помощь мы ощущали с разных сторон. Атаман Гребневского поста подхорунжий Какурников и родители его казачат договорились с тренером по самбо, он несколько раз приезжал проводить занятия. По просьбе о.Амвросия лагерь навещал преподаватель физкультуры, дополнительно тренировал мальчишек. Появились парни из Московского отделения «Народного Собора» - заглянули ненадолго, привезли футбольный мяч, боксерские перчатки, наборы для бадминтона, но и на том спасибо, для сборов пригодится.

Но для того, чтобы дети выросли настоящими защитниками Отечества одного лишь умения стрелять и приемов рукопашного боя, конечно же, мало. Настоятель храма специально пригласил одного из таких настоящих воинов, прошедших огонь, воду и рискованные «командировки». Ребята получили возможность пообщаться с ним, задать вопросы - как он выбрал опасную мужскую профессию, почему, и что в ней самое важное? Я, как писатель-историк, вел беседы по своей специальности: о св. Александре Невском, св. Дмитрии Донском, о казачестве, о Великой Отечественной. Не мне судить, насколько они были плодотворными и интересными, но, например, о Дмитрии Донском и Куликовом поле мы разговорились особенно подробно, дети очень живо реагировали, спрашивали, сами дополняли - а когда позже посмотрел на часы, то выяснилось, что мы просидели полтора часа! А по вечерам, после ужина, смотрели фильмы: «Орленок» - про их сверстников, воевавших с немцами, «Смелые люди», «Офицеры», «В бой идут одни старики», смотрели и про святых богатырей Пересвета и Ослябю.

Православие почти во все времена служило основным стержнем русского воинского воспитания. Защиту Отечества и Веры наши предки воспринимали как нечто цельное, неразрывное. Разумеется, при организации слета эту специфику учли в первую очередь. В прошлом году испробовали новую методику, о.Андрей был специально выделен окормлять казачий слет. Подобная практика вполне себя оправдала, и о.Андрей снова был с нами. Приходил в лагерь, едва звучала команда «подъем», руководил утренними молитвами. Уходил перед отбоем, после вечерних молитв. Кроме общих бесед, всегда готов был персонально объяснить, растолковать непонятное. Все вместе готовились к исповеди и Св. Причастию, 17 июня все вместе пошли на Божественную Литургию. Руководство храма св. Никиты постаралось, чтобы этот день стал особенным, праздничным. После службы была организована экскурсия, участников слета свозили в Покровский монастырь, к мощам св. Василия Павлово-Посадского. Съездили и в храм св. Николая Чудотворца в Ново-Загарье, памятник архитектуры XVIII в.

Ну а пока суд да дело, прибавлялось и население нашего лагеря. Подъехали еще несколько гребневских казачат, девушки-казачки из Наурско-Рождественского хутора. Наконец, выгрузился из автобуса Чкаловский кадетский цесаревича Алексия казачий отряд под командованием неутомимого хорунжего Аркадия Петровича Слесарева. А Зейнап Ишкурбановна Муженко привезла группу воспитанников Электрогорского военно-патриотического клуба «Гром». Вот теперь-то нас становится действительно много. На завтрак или обед временную трапезную, построенную взамен сгоревшей, дети заполняют до отказа. В лагере уже не хватает кроватей и постельных принадлежностей. Но это не беда. Парни тренированные, не избалованные. Они заранее предупреждены, что запасы храма уничтожил пожар, взяли с собой спальные мешки. Те, кому не досталось коек и матрацев, располагаются на полу, и на неудобства никто не жалуется.

Последние дни самые напряженные. Вновь прибывшие ребята пополняют «немецкие» и «советские» цепи, репетируем и с утра, и после обеда. Над речкой Дрезной протягивается канат, начинаются альпинистские тренировки. Татьяна Алексаандровна из «завхоза» превращается в костюмера, ей помогают девочки, мамы нескольких казачат, срочно дошивают знамена, мундиры. Выстраиваются и красятся шеренги деревянных автоматов. Стучат молотки рабочих, оборудующих сцену.

Но погода преподносит новые сюрпризы. Солнце печет немилосердно, и тяжелая удушливая жара перемежается мощными грозами. 20-го готовимся очередной раз выходить в поле. Объявляю - кто захочет после репетиции поплескаться в речке, пусть берет плавки и купальники. Однако тренировка оказывается скомканной, от горизонта наползают клубящиеся черные тучи. Командую срочно возвращаться в лагерь. Кто-то из детей не понимает, не на шутку обижается. Дескать, как же с обещанным купанием? Обманули? Показываю на тучи, тороплю, но уйти все равно не успеваем.

Налетает шквал ветра, гнет деревья, за ним обрушивается ливень. Матушка Капитолина собирает самых маленьких в машину, они лезут с визгом, набиваются так плотно, будто кильки в банке. Машину приходится остановить, ехать невозможно, стена дождя настолько плотная, что в двух шагах ничего не видно. Потом водяные потоки сменяются барабанной россыпью града. Он хлещет по кабине непрерывными очередями, по капоту и по земле прыгают крупные горошины, на поле растут на глазах ледяные горки. Сквозь белую пелену градин мелькают, словно тени, наши юные всадницы, под секущими струями мчат лошадей к конюшне.

А когда развиднелось и добираемся до лагеря, выглядывает солнце. Под навесами толпятся старшие мальчишки. Они бежали бегом и мокрые до нитки. Из храма прибегает медсестра, Ирина Александровна, обеспокоилась, не нужна ли кому-нибудь помощь? Выясняется, что ураган напроказил изрядно, повалил деревья, поломал, словно спички, брусья и щиты на строящейся сцене. Но пострадавших, к счастью, нет. А молодежь воспринимает приключение весело. Шутят - кто там мечтал искупаться? Пожелание исполнилось. Все равно что в речку окунулись, разве что в одежде, выжимать надо. Из машины вылезают доехавшие дети, и опять взрыв смеха - трудно понять, как же в нее вместилось столько народу?

Нет, и погода не смогла помешать. Сцену починили, тренировки довели до конца. Наступает та самая ночь, к которой мы готовились. На берегу Дрезны разгорается большой костер, съезжаются гости, новые участники - протоиерей Андрей Харламов из с. Сынково Подольского благочиния с воспитанниками конного клуба св. Владимира, энтузиасты с завода «Экситон» во главе с Алексеем Соколовым, музыкальный и певческий коллектив Воскресенского собора г. Павловского Посада. На щитах над сценой на специальных полочках выстраиваются зажженные лампады - они образуют единственное слово, видное издалека: «ПОМНИМ».

Но на душе все же тревожно. Горизонты закрыты темными массами облаков, то в одном, то в другом месте поблескивает и погромыхивает. Знакомые, прикатившие из Москвы, сообщают: по дороге проехали через три грозы. Неужели еще раз накроет? Сейчас-то накроет не только нас, а сотни собравшихся людей... Неужели все труды и усилия пойдут насмарку? Однако каким-то чудом этого не происходит. Грозы бродят вокруг нас, совсем близко, а над нами небо остается чистым, поблескивает россыпями звезд. На сцене сменяют друг друга выступающие артисты, самодеятельность. От полевой кухни разносят гостям горячий суп, кашу, чай. Тут особая атмосфера. Все - друзья. Все, кто пожертвовал сладким ночным сном, не поленился отправиться на Дрезну, чтобы отдать дань памяти нашим предкам, вставшим в июне 1941 г. на пути захватчиков...

Стрелки часов движутся к половине четвертого. Начинается прохождение участников реконструкции. Под «Катюшу» браво гарцуют лошади «Готфов» и конного клуба Дмитрия Донского из с.Козлово. Марширует «пехота», отряды «саперов» и «десантников», многочисленное «ополчение» - в него собрали самых младших, некоторых и не видно из-под касок и плащ-палаток. Умолкает «Катюша», и звучит фашистский марш из симфонии Шостаковича. Ползут машины со свастиками, из них высыпают «немцы» в черных мундирах. Расходятся на исходные позиции - и наступает тишина. Недолгая, обманчивая тишина. Такая же, как 70 лет назад на советской границе.

Ровно в 4 часа утра ее раздирают взрывы. Раз за разом вражеские цепи накатываются на домики заставы, построенные на островке посреди Дрезны. «Германские» атаки сменяются отчаянными контратаками, перестрелки - бомбежками. В жестокой рукопашной мелькают приклады, муляжи ножей, саперные лопатки. Застава захвачена, ее поджигают, «немцы» отплясывают под веселый солдатский напев. Но в «бой» вступают свежие силы. На остров по канатам карабкаются десантники, полыхает фанерный фашистский танк. Выдвигаются маленькие ополченцы, бросаются на минометную батарею. Мчится конница, и неприятели, окруженные со всех сторон, поднимают руки...

Действие длилось сорок-пятьдесят минут, но в разных эпизодах как бы сконцентрировалась вся война. На этот раз внесли и новшество, «Парад Победы». Под барабанный бой перед всеми участниками и гостями вышагивают лучшие строевики из местных, чкаловских, гребневских, электрогорских воспитанников, и нацистские знамена со свастиками летят к подножию Святого Креста. Да, здесь мы себе позволили небольшое отступление от исторических реалий. Не к мавзолею, а к Кресту. Но в конце концов, разве это не справедливо? Кто как не Господь даровал победу русскому воинству?

Звучат напевы панихиды. Ее служат четверо священников, Благочинный Павловского Посада протоиерей Александр Хомяк, игумен Амвросий (Шевчук), иерей Андрей Филиппенко и протоиерей Александр Харламов. Молимся за всех, кто не вернулся с войны, кто оплатил великую Победу собственной кровью и жизнями. Молимся и за тех, кто вернулся, но после войны ушел и продолжает уходить в мир иной - от старых ран, от болезней, по возрасту. Над просторными бывалинскими полями встает солнце, стелется утренний туман. А нам приходит пора расставаться. В лагере спускается флаг. Участники казачьего слета расходятся по машинам, на остановку автобуса...

Уезжаем с семьей последними. Один из работников храма подвозит на машине до станции, хвалит - говорит, что получилось даже лучше, чем в прошлом году. Что ж, это, конечно, приятно. Однако в «Ночь памяти и скорби» мне случайно довелось услышать и мнение скептика. Незнакомец рассуждал, имело ли смысл затрачивать столько сил на организацию и подготовку мероприятия? Зачем оно вообще нужно? Подчеркивал, что советские солдаты действительно были героями, но они погибали в настоящих боях с настоящим врагом. А сейчас - всего лишь инсценировка, представление. Дело-то несерьезное...

Нет, братцы, вот тут позволю себе не согласиться. Не спорю, всего лишь инсценировка, представление. Великая Отечественная отгремела 70 лет назад, уже не свистят пули, вместо гранат рвутся петарды. Но в наши дни идет другая война. Война за ребячьи души. Без пуль, без осколков, и тем не менее, самая что ни на есть настоящая. Раны на этой войне не болят и не кровоточат, погибших не хоронят, но они есть - страшные гниющие раны, массы искалеченных, погибающих. Жертв уже столько, что впору сказать: за нами земли нет, отступать некуда. Быть или не быть России, решается сегодня, сейчас. Куда повернут в жизни наши дети, какой выбор следают? Станут ли они русскими или превратятся в перекати-поле без роду без племени? Сохранят ли исторические корни, традиции, память, или отбросят их? Сберегут ли Отечество или махнут на него рукой? Шагнут к Православию или в противоположную сторону, в хаос и мерзость? В такой борьбе мелочей быть не может. Помочь сделать правильный выбор даже одному, двоим, троим мальчишкам и девчонкам - разве не победа? А «Ночь памяти и скорби» увлекает в своей струе десятки, сотни. Значит, трудились не зря. Чего-то достигли. И слава Богу, что Он даровал нам подобную возможность! 

Валерий Шамбаров,

Полковник, член союза писателей России.

www.shambarov.ru