"Крестный ход"

26-01-2006
Игумен Амвросий (Шевчук)
Среди многих благочестивых обычаев появившихся на Руси с момента ее Крещения существует и такой - обхождение дома, постройки, храма, монастыря, Кремля каждый вечер с иконой Спасителя, Божией Матери, святого угодника Божия.
Среди многих благочестивых обычаев появившихся на Руси с момента ее Крещения существует и такой  - обхождение дома, постройки, храма, монастыря,  Кремля каждый вечер с иконой Спасителя, Божией Матери, святого угодника Божия. В это время читается или поется молитва и идет молитвенное призывание благодати Божией или силы святого  для того чтобы сохранить в предстоящей ночи творение рук человеческих от козней дьявольских  и нападений вражеских. На Украине есть Серафим Саровскийхрамы, которые обходят с изображением Стопочки Божией Матери.  В храме Рождества Пресвятой Богородицы на Уполозах, по завету усопшего протоиерея Дмитрия Марухина – ночные сторожа перед заступлением  на вахту обходили храм с иконой преподобного Серафима Саровского Чудотворца. Тоже самое стали делать в Покровско-Васильевском монастыре г. Павлово-Посада с самого момента его открытия. И вот эта незримая ограда лучше любой вневедомственной  охраняет от бед и напастей многие храмы и монастыри. 
     В храме св.вмч. Никиты тоже с момента его открытия в 1991 году существует такая же традиция. Однако с изменением качественного количественного  состава насельников храма изменилось и само обхождение. Уже три года, не взирая на погоду или непогоду, мороз или жару, вокруг храма  двигается настоящий крестный ход.
      Только состоит он в основном из детей, младенцев, отроков и подростков, а также из воспитателей детского корпуса. Впереди малыш с фонарем, затем парочка с детскими хоругвями и попарно все остальные. Что читают во время Крестного  хода? Они не читают. Они поют все молитвы, какие знают. «Верую», «Отче наш», «Богородице», «Царю Небесный», «Достойно», тропарь св.вмч. Никите, пророку Илие, Серафиму Саровскому Чудотворцу,  литургийные тексты. А сейчас – Пасха. Поется Пасха. Особенно любят петь «Христос Воскресе!» на языках.   Какже -  выучили к Пасхе, похвастали на ночной Литургии, затем на светлой седмице. Теперь и не  замолкает – «пар лямор» французский,  «Кристус Ноуси куоллэйста» финский ит.п.
     Движется Крестный ход по двору, по кладбищу, вокруг храма. Первые идут солидно и чинно. Задние -  вприпрыжку, на ходу застигаясь или натягивая шапки. Кто ушел в себя и никак не выйдет – волочатся, ухватив за руку матушку, кто-то развлекается, наступая на пятки впереди идущему.  Но все равно – общее впечатление -  особенно когда кто в первый раз видит – слезы на глазах выступают. Вот затихают  тропари – Крестный ход подошел к батюшкиной келье. «Батюшка! Мы пришли!» И начинается беседа. Разбор полетов – кто сегодня отличился в хорошую или плохую сторону. Хотя это видно – хоругви несут – «отличники производства», «передовики» и «стахановцы». Бывают  случаи «стука», новеньких – вновь прибывших. Старожилы – не так воспитаны, и знают – у нас это не приветствуется. Ну, если только прихвастнут успехами от души, а так все чинно. Благословение на сон грядущий. А также вручение шоколадок, конфеток, каких-то особенных подарков. Происходит  нечто похожее на программу «Время» в 21.00 в старые времена. Звучат рассказы о дневных новостях, дается им комментарий    и выставляется «высшая» оценка. Вечернее благословение у священника может затянуться от 5 минут до полутора часов.
     А потом Крестный ход идет дальше  в свой корпус. Допевая недопетое, сосредотачиваясь на предстоящей беседе с матушкой Василией, про себя повторяя то, что сказал каждому батюшка.
      Да сохранит Господь молитвами этих детишек храм наш, приход и Дело наше!

Игумен Амвросий (Шевчук)