ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ГОТФОВ И СВ. ВЕЛИКОМУЧЕНИК НИКИТА

16-09-2011

Родиной готов (в православной традиции готфов) были южная Скандинавия и о.Готланд на Балтике. Во II в. в ходе Великого переселения народов племена готов вторглись на территорию современной Польши, разгромили здешние германские и славянские княжества. В дальнейшем они постепенно продвигались на восток, и в III в. обосновались в Причерноморье. Часть местных жителей готы покорили,  с другими вступали в союзы. Начались их нападения на Римскую империю. Она переживала период упадка, легионы возводили на престол «солдатских императоров», они дрались между собой. Армии готов и их сателлитов, аланов и славян, год за годом вторгались через Дунай, нанесли римлянам ряд серьезнейших поражений, грабили. Захватив римско-греческие города на Черном море, готы получили в свое распоряжение корабли. Сухопутные набеги стали дополняться морскими. Их  эскадры опустошали берега Греции и Малой Азии, конные и пешие войска прорывались во Фракию, Македонию,  Иллирию. Римлянам пришлось оставить ряд северных провинций, и на завоеванных землях возникли три королевства. В Трансильвании (Западной Румынии) - гепидов, от Дуная до Днестра - вестготов, от Днестра до Дона - остготов.

Возродить величие Римской империи сумел Константин Великий. Он поднял на своих знаменах знак Креста,  что определило исход междоусобиц. Константина поддержали христиане - самая честная и здоровая часть римского населения, самые верные и доблестные солдаты. Он получил венец императора, прекратил кампании гонений на христианство, предоставил ему статус государственной религии. Обратившись к новой могучей духовной силе,  Константин решил бросить и прогнивший Рим, на месте городка Византий начал строить новую великолепную столицу, Константинополь. Перевел сюда только тех чиновников и вельмож, кого выбрал сам, а опорой в возрождении империи сделал Церковь.

Константин Великий осадил и соседей-готов. Сам привел армию на Дунай, крепко побил их войска, лезшие во владения императора. Завязались переговоры, и был заключен мир. Готы обязались не вести войн вблизи границ и не нарушать их, поставлять вспомогательные отряды в римскую армию. Мир оказался выгодным для обеих сторон. Развернулась интенсивная торговля. Готские короли поставляли в Константинополь хлеб, меха, мед,  воск, собирая дань с подвластных племен,  поставляли рабов - многочисленных пленных в тех войнах, которые они вели. Готы приходили на службу в империю, многие оставались там навсегда.

Заинтересовались они и христианским учением. Константин Великий и Церковь считали их обращение к истинному Богу очень важным, назначили к ним епископа Феофила. Но одаренные люди имелись среди самих готов. Один из них, Ульфила, получил образование в Константинополе и стал священником, а потом преемником Феофила. В 340 - 347 гг он составил готскую азбуку и перевел на родной язык Священное Писание. Впрочем, епархия Ульфилы располагалась в Томах (Констанца), на римской территории. Христианство принимали в основном те готы, кто жил в империи или по соседству с ней, на Дунае. Большинство же их оставалось язычниками. Они были многоженцами, за победы благодарили богов человеческими жертвами. Язычниками были и готские короли, но ссориться с Римом они не желали, и христиан не трогали.

Самым сильным из трех племенных государств были остготы. У них выдвинулся талантливый военачальник и правитель Германарих. Он задумал создать собственную обширную империю. Победил вестготов и гепидов,  лишил их королей власти и низвел до положения «судей». Взялся покорять другие германские, славянские, литовские, финские, сарматские племена. Его империя охватила значительную  часть Восточной Европы, раскинулась от Балтики до Волги.

Но за Волгой лежало царство гуннов. К ним уходили многие побежденные, гунны принимали их и усиливались. Около 360 г. Германарих предпринял походы на север, подчинил мордву, весь, чудь, мерян. Таким образом и места, где мы сейчас живем,  вошли в готскую державу. Но поволжские народы считались подданными гуннов. Началась война. 10 лет она тянулась с переменным успехом. Постепенно гунны одолели готских союзников,  аланов. На их сторону стали переходить славяне,  покоренные Германарихом. В 371 г. гунны нанесли решающий удар и наголову разгромили остготов. Их империя сразу рассыпалась,  как карточный домик. Вестготы и гепиды отпали.

         Причем у вестготов началась гражданская война. У них захватил власть ярый язычник Атанарих, начал гонения на христиан. А среди вестготов, днестровских и дунайских славян, христиан было уже немало. Их возглавили князь Фритигерн и знатный воин Никита, один из помощников и учеников епископа Ульфилы. Они получили помощь римлян, разбили и изгнали Атанариха. Но с востока, спасаясь от гуннов, хлынули остготы-язычники. Атанарих, вобрав их в свою армию, вернулся и в 372 г. нанес поражение христианам. Раненый св. Никита попал в плен. Его подвергли страшным истязаниям, требуя отречься от Бога, распинали на кресте, и умертвили, бросив в раскаленную печь. Никита Готфский был причтен к лику святых.

Но торжество Атанариха ни к чему хорошему не привело. Он продолжал расправы над христианами, племена не ладили и между собой. Освоившись в Причерноморье и «зачистив» тылы, гунны в 376 г. возобновили наступление на запад. В боях на Днестре вестготов и их союзников сокрушили. Некоторые предпочли подчиниться гуннам, другие отступали через римские границы. Император Валент поставил условие, примет лишь тех,  кто согласится креститься.

Хотя на римской территории переселенцам пришлось не сладко. В лагеря беженцев не завезли хлеб,  они голодали. А чиновники воспользовались, предложили продавать детей в рабство. Готы восстали, перебили правительственных представителей, двинулись на Константинополь. В бою с ними погиб и император Валент. Его преемник Феодосий Великий сумел договориться с «варварами». Предоставил им права федератов (младших союзников римлян), выделил земли для поселения. Но прочного мира не получилось. Готы периодически бунтовали, разоряли соседние провинции. А правительство использовало их в своих интересах. Нацеливало против своих соперников, на Италию. Начались и войны гуннов с римлянами.

Великое переселение народов кардинально изменило карту Европы. Западная Римская империя погибла, уцелела лишь Восточная - Византия. А племена, участвовавшие в этих переселениях, разметало на огромных пространствах. Вестготы добрались до Испании, где и осели, смешались с другими пришельцами и местными жителями. Остготы основали королевство в Италии, но оно просуществовало лишь полвека. Византийцы решили отобрать былые земли Римской империи,  и в сражениях с ними остготы погибли почти полностью. Гепиды жили в Паннонии (Венгрия), были разгромлены лангобардами и аварами.

Многие готы вообще никуда не уходили, ни в каких переселениях не участвовали, по-прежнему обитали на острове Готланд и в Южной Скандинавии. Они подчинялись то датским,  то шведским королям, но долгое время выделяли себя как отдельный народ, еще в XV в. в Новгороде существовал Готский двор, где останавливались и торговали их купцы. Потом балтийские готы слились со шведами и датчанами.

Осколок готских переселений существовал и в Крыму. Здешние готы-тетракситы создали небольшое княжество со столицей в Дорасе (Мангуп), оно перешло в подданство Византии, было православным, имело своего митрополита, правитель носил титул деспота «Феодоро и всей Готфии». Когда Константинополь и Греция были завоеваны турками, крымское готское княжество оставалось последним клочком византийской территории. Османский десант разгромил его в 1475 г. После этого готы-тетракситы стали смешиваться с крымскими татарами, перенимали их язык, обычаи. Отличались только по вере, их называли «татарами-христианами». А когда и веру утратили, народ исчез...

Почитание св. великомученика Никиты Готфского, как ни парадоксально, утвердилось в большей степени не среди германцев, а среди славян. Ведь св. Никита жил на Дунае и Днестре, в славянском окружении, многие крестившиеся славяне сражались под его знаменами. Готские племена, как уже отмечалось, были далеко не в лучших отношениях с Византией и Православной Церковью. Потом и вовсе ушли на запад, рассеялись. Славяне остались.

В X - XII вв., после крещения Руси, отношения между ней и Византией тоже оказались совсем не простыми. С одной стороны, Константинопольская патриархия являлась признанным мировым центром Православия. С другой, византийские императоры пытались сделать ее своим орудием, чтобы подчинить русичей политическому влиянию. Долгое время греческая церковь всячески препятствовала прославлению русских святых. Но и у славян это не вызывало теплых чувств к грекам. В качестве заступников обращались к тем святым, кто казался ближе, понятнее, «роднее». В их числе был и св.Никита.

В честь св. Никиты был крещен приближенный св. равноапостольной княгини Ольги Малк Любечанин - отец ключницы Малуши и знаменитого Добрыни Никитича, дед св. Владимира Крестителя. В одном из самых ранних памятников русской христианской литературы, «Сказании о Борисе и Глебе» (XI в.) св. страстотерпец Борис накануне убийства молится св. Никите, св. Вячеславу (чешскому князю) и св. Варваре. Св. Никите Готфскому посвящались храмы,  монастыри - например, первый монастырь в Переславле-Залесском, основанный Юрием Долгоруким в XII в. Отсюда можно предположить, что храм св. Никиты в Бывалино возник примерно в это же время. Погосты (центры княжеской администрации) вдоль Клязьмы учреждал св. благоверный князь Андрей Боголюбский. На погостах строились и первые церкви - среди окрестных жителей-мирян большинство было еще язычниками. Вот и назвали погост по храму, св. Никиты.    

         В начале XVII в. многие храмы в Подмосковье поменяли названия, в Смуту церкви и деревни уничтожались интервентами, приходили другие люди, возводили новые храмы, освящали их по привычному,  как было в их родных селах. Но почитание св. Никиты в здешних местах не забылось. Помнили и историческое название, погост св. Никиты (хотя административная система погостов в XVI - XVII вв. была упразднена). Явление чудотворной иконы великомученика возвратило храму его древнее название.

 

                                      Валерий Шамбаров, Полковник

 член Союза писателей России.