Тема круглого стола: Роль тренера в формировании здоровой личности.

16-11-2011

Тема доклада: Воспитательная работа в спортивных школах.

Роль тренера в формировании здоровой личности, особенно тренера спортсменов детского и юношеского возраста, очень велика. Обсуждая этот вопрос, необходимо в первую очередь определить критерии здоровья личности, и здесь можно обратиться к тем целям и задачам, которые мы так часто и читаем, и пишем сами в различных положениях о соревнованиях и мероприятиях: воспитание социально-активной личности, выявление и стимулирование наиболее талантливых спортсменов, формирование лидерских качеств. И ещё можно вспомнить слова преподобного Петра Дамаскина: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение своих грехов, бесчисленных, как песок морской» и слова заслуженного профессора Московской духовной академии А.И.Осипова: «Когда человек понуждает себя к жизни по Евангелию, он убеждается в своей болезни и начинает сочувственно относиться к духовным болезням других людей.» И тогда перед нами встаёт вопрос:  следует ли тренеру сосредоточиться исключительно на воспитании физических качеств спортсмена, формировании силы, ловкости, выносливости, быстроты реакции, должен ли он, в первую очередь, заботиться о физическом здравии своих воспитанников, заниматься их технической, тактической и психологической подготовкой, ориентируясь  на высокие спортивные результаты? Насколько приоритетна эта задача и какое место в учебно-тренировочном процессе занимает воспитательная работа, какова её цель, средства и методы.

Возьму на себя смелость заявить, что ни одно направление деятельности человека не способствует в такой большой мере проявлению в человеке того, что в педагогике называют «отрицательными человеческими качествами», в литературе - пороками,  в христианстве - страстями. Зависть, гордость, уныние -  ярче всего они проявляются в свете олимпийских огней! Мы говорим сейчас не о физической культуре, а о том спорте, где присутствует хоть какой-то элемент соревнования, то есть элемент быстрой и явной оценки: «лучше - хуже». Стремление к высоким результатам для человека, занимающего спортом, естественно: это есть проявление заложенного в каждом человеке стремления к совершенству. И чем выше поставленная цель - тем больше борьбы происходит в душе человеческой. При всём этом именно спорт может стать для тренера-педагога, который формирование личности считает приоритетной задачей,   мощнейшим механизмом  воспитания умения бороться со всем тем злом, которое есть в человеке, воспитания доброты, милосердия,  сочувствия.

Когда юные спортсмены наблюдают за выступлением своих соперников, о чём они думают? Ждут ошибки, завидуют техническому оснащению, радуются неудаче? Или стараются заметить сильные моменты выступления, ставят себе цели на будущее, восхищаются мастерством? Если не получается, не складывается соревновательный или тренировочный процесс, смогут ли спортсмены объективно проанализировать ситуацию, или будут искать причину в тренере, во внешних обстоятельствах, в отсутствии удачи, впадая в отчаяние? Выбор линии поведения в той или иной ситуации почти на 100% зависит от   воспитательной работы, которую непосредственно ведёт тренер.

Именно тренер может научить умению правильно оценивать себя, свои силы, видеть в соперниках партнёров, а не врагов, бороться с завистью и отдавать должное восхищение чужим победам. Тренер - прежде всего педагог, который формирует человека, как личность, и только во вторую очередь он - профессионал по развитию физических качеств спортсмена. Если принять такую позицию, то удастся избежать большого количества личных трагедий,  как в среде спортсменов, так и в среде их наставников.

Какими же средствами обладает тренер для воспитания личности спортсмена? Это, в первую очередь,  беседа. Именно беседа - разговор людей, среди которых один - более опытный и знающий, разговор, построенный на взаимоуважении и общих интересах. Не бойтесь потратить время на разговор, цель которого - объяснить детям ценность добра.

Достижению цели воспитания способствует и система поощрений и дисциплинарных взысканий, которую применяет тренер, она должна быть справедливой, и принципы её распространяться на всех воспитанников, не зависимо от  их таланта и спортивных перспектив. Другими словами, убираться в раздевалках или следить за инвентарём с равной мерой ответственности должны и чемпионы, и те, кто не имеет будущего в большом спорте, если они члены одного спортивного коллектива. Прощая ребёнку дисциплинарное нарушение за его спортивные успехи, мы губим в нём не только ответственного и надёжного человека, мы убиваем и его спортивное будущее, поощряя халатность и необязательность.

Эффективным средством воспитания является расширение кругозора учащихся, проведение ряда мероприятий патриотической или духовно-нравственной направленности. Уборка территории храма с последующей беседой со священником, поездка по местам боевой славы наших воинов - это те кирпичики, которые лягут в основу формирования социально ориентированной жизненной позиции учащихся.

Ну и наконец, самое эффективное и самое трудно применимое средство воспитания - личный пример. Помните, уважаемые тренеры, уважаемые педагоги, да и вообще взрослые, которые находятся рядом с детьми: именно ваше поведение дети будут копировать, вашими словами они будут говорить, ваш взгляд ляжет в основу их личного мнения. Помните об этом и будьте чрезвычайно строги к себе, внимательны к словам и осторожны в поступках. Каждое ваше действие, каждое ваше слово носит воспитательный характер. Каждую минуту своим примером вы воспитываете - то есть даёте неокрепшей детской душе то питание, на котором и формируется жизненная позиция личности.  Ребёнок ищет образцы для подражания, и тренер для ребёнка - это несомненный авторитет, его поведение может, так или иначе, стать для ребёнка моделью, на основании которой он и будет строить свою жизнь. 

Подводя итог, можно сказать, что спорт является мощным средством открыть человеку всё то, что кроется у него в характере, у него в душе, и именно от воспитательной работы, которую будет или не будет вести тренер, от того, какими принципами он сам руководствуется в жизни и в общении с воспитанниками, зависит, научится ли юный спортсмен бороться со злом - как внешним, так и с тем злом, которое есть внутри каждого человека, сделает ли он сознательный выбор в пользу добра, станет ли он полноценной здоровой личностью.   

Директор СДЮШОР "Белка" Пахомова Анна Игоревна.