Православные консультации.

06-03-2012

Последнее время при всей загруженности интернета православными сайтами, при наличии на телевидении православного канала, выступлений духовенства в печати и СМИ, при большом выпуске православной литературы, при росте числа воскресных школ и православных гимназий, развитие предмета ОПК в школе, тем не менее, всё чаще и чаще приходится сталкиваться с фактами вопиющей невоцерковлённости наших близких, друзей, сотрудников, сограждан.

Трезво оценивая создавшуюся ситуацию, мы в этом году решили открыть в нашей любимой газете «Колокольня» консультационный центр. На её страницах будем отвечать на вопросы, интересующие Вас.

Телефон для вопросов: 8-916-590-33-93 - игумен Амвросий

С этого номера начинаем.

Позвонили вчера под вечер.

- Плоха бабушка. Пособоровать бы?

- Хорошо завтра утром буду. Давайте адрес.

- Евсеево...

Утром приезжаю. Сухонькая старушка килограмм на двадцать. Девяносто три года. Без сознания. На наши тормошения, обращения и вскрикивания не обращает внимания. Лишь иногда стонет, не открывая глаз. Соборовать нельзя - человек без сознания. Против воли никакие таинства не совершаются. Упрекаю двух родственниц 60 и 70 лет в том, что не смогли раньше её пособоровать. Объясняю, почему. - А мы ваших правил не знаем! Нас не учили!

Вот два шикарных стандартных совета, оправдывающих (с их точки зрения) свою невоцерковлённость и погружение во тьму греха.

Оказывается, что правила «наши» - «вам». Человек себя позиционирует вне Церкви, сбоку-припеку. А чья же тогда наша Церковь? Патриарха и духовенства? А где народ? Где все?

«Нас не учили в наше время!» Замечательно, мы уже почти 30 лет в новом времени. И есть возможность учиться и учат. Только открой книгу. Спроси у священника. Включи православный телеканал. Но - не учимся! И не желаем учиться!

И погибает душа. И даём погибнуть другим душам - как этой бабушке...

Зачем ходить в храм?

- Одно из назначений человека на земле - славить и прославлять Бога - своего Небесного Отца. Это прославление выражается наиболее в величественных богослужениях Церкви. В Церкви люди находят и полноту взаимного молитвенного общения и взаимной молитвенной опоры. Господь сказал: если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18,19,20). Апостол Павел называет Церковь Телом Христовым, полнотою Наполняющего всё во всём (ср.: Еф. 1,23), а также домом Божиим, столпом и утверждением истины (ср.: 1 Тим.33,15). Церковь есть опора для христиан, и она обладает критерием для истины и является её хранительницей. Без Церкви и участия в церковных Таинствах человеку невозможно спастись. Тот, кто не посещает храм, фактически находится вне Церкви.


Что надо делать перед входом в храм?

- Перед входом в храм надо трижды перекреститься, после каждого осенения себя крестом сделать поясной поклон, мысленно произнося молитвы: после первого поклона: «Боже, буди милостив мне, грешному», после второго поклона: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя», после третьего поклона: «Без числа согреших, Господи, прости мя». Можно и просто перекреститься со словами: «Господи, помилуй». Главное попытаться оставить мирские, суетные мысли и иметь в душе молитвенный настрой на общение с Богом.

Как вести себя в храме?

- Людям, идущим в храм, надо знать, что в Церкви существуют свои правила и установления. Женщины не должны приходить в храм в брюках, коротких юбках, в кофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Голова женщины должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчины не должны приходить в храм в шортах и майках. Перед входом в храм мужчины должны снимать головные уборы.

Приходить в храм следует за 10-15 минут до начала богослужения. За это время надо подать записки, купить и поставить свечи, приложиться к иконам. После этого занять удобное место. Следуя древнему правилу, женщины стоят во время богослужения в левой части храма, мужчины - в правой. Если свободного места достаточно, не надо занимать главного прохода от входных дверей к Царским Вратам. Во время помазания елеем, Причащения, прикладывания к кресту мужчин пропускают первыми.

Не следует ходить по храму во время богослужения, вести разговоры. Пришедшим в храм во время богослужения надо воздержаться от того, чтобы ставить свечи или передавать их, отвлекая людей от молитвы.

Нельзя в храме сидеть нога на ногу, держать руки в карманах или за спиной. Вести себя в доме Божием надо благопристойно и благоговейно.

Придя в храм, кому надо поставить свечу в первую очередь и о чём надо молиться?

- В первую очередь хорошо поставить свечу в центре храма, где на аналое (специальном столике с наклонной поверхностью) лежит икона праздника или храмовая икона, а также к образу Спасителя, Божией Матери. О упокоении усопших ставят свечу к кресту на прямоугольном подсвечнике (это канун). Можно поставить свечу любому святому или святым. Молиться надо о прощении грехов, благодарить Господа за Его благодеяния, просить помощи в имеющихся нуждах.

Почему в храме надо стоять во время служб?

- В храме совершаются богослужения и священные действия, во время которых человек предстоит пред Богом своей душой, умом и сердцем, а поскольку душа и тело тесно связаны друг с другом, то и самим телесным положением он выражает свой внутренний настрой. Человек создан Богом так, что само вертикальное положение тела указывает на его возвышенное предназначение.

Христианин во время богослужения - не любопытный зритель, а благоговейный соучастник священного действия. И кто искренне, внимательно, всей душой молится, тот не ощущает усталости. Конечно, люди, страдающие телесными недугами либо нуждающиеся в дополнительном отдыхе (например, беременные женщины, люди пожилого возраста) могут сидеть на скамейках, имеющихся во всех храмах. Но во время чтения Евангелия и в особо важных местах Литургии следует вставать.

«Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах», - говорил московский святитель XIX века Филарет (Дроздов).

Как часто следует посещать храм?

- В четвёртой заповеди говорится, что шесть дней человек должен работать, а седьмой день посвящать Господу Богу. Поэтому каждый христианин должен посещать храм в воскресные дни, включая Всенощное бдение накануне (в субботу вечером), и, по возможности, в дни церковных праздников. Можно приходить в храм и в любое другое время - помолиться, поставить свечи перед иконами, подать заранее записки на Литургию, побеседовать со священником.

Можно ли принимать пищу в утренние часы перед посещением храма?

- По Уставу Церкви делать это не положено. Тот, кто не причащался, вкушает по окончании богослужения антидор, который можно принимать только натощак. Послабления возможны для детей и людей, страдающих физическими недугами, которым разрешается принимать пищу перед посещением храма. Устав Церкви рассчитан на физически здоровых людей.

Можно ли во время Причащения ставить свечи и прикладываться к иконам?

- Причащение - это самая важная часть богослужения, поэтому в этот период не следует ставить свечи и прикладываться к иконам. Кто в этот день не причащается, должен стоять на одном месте и молиться, сохраняя благоговение перед величайшим Таинством.

Духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Свеча имеет символическое значение, но спасает не символ, а подлинная сущность - Божественная благодать, которая подаётся в Таинствах. Поэтому во время богослужения всё внимание должно быть обращено на то, что поётся и читается в храме. Ставить свечи надо до начала богослужения, а если не успели - после его окончания.

Если необходимо уйти до окончания Литургии, когда можно это сделать?

- Уходить из храма до окончания Литургии допускается лишь по немощи или в случае крайней необходимости, но только не во время чтения Евангелия и совершения Евхаристии.

Желательно не выходить из храма до возгласа священника «С миром изыдем».

Можно ли подойти на помазание во время всенощной службы некрещёному?

- Никакого вреда некрещёному не будет от того, что его помажут освящённым маслом. Но только надо задуматься, а будет ли это ему полезно. Если это некоторое приближение человека к ограде церковной, если он, пока ещё не решившись креститься, проявляет интерес к этим действиям Церкви, то это хорошо. А если же им таковые действия воспринимаются как своеобразного вида магия, как некое «церковное лекарство», но при этом человек вовсе не стремится воцерковиться, чтобы стать православным христианином, считает, что помазание послужит ему каким-то оберегом, то в таком случае лучше не подходить.

Можно ли некрещёному человеку приложиться к мощам?

- К святым мощам и иконам некрещёным прикладываться можно, если они имеют веру и благоговение перд святыней.

Прикладываются ли к кресту в Радоницу?

- К кресту прикладываются каждый день по окончании богослужения, потому что крест - главная христианская святыня, это символ веры и орудие нашего спасения.

Что делать, если ребёнок в храме расплакался?

-Плачущего ребёнка надо успокоить, а если это не удаётся, то выйти с ним из храма, чтобы не мешать молящимся.

Разрешается ли в храме фото- и видеосъемка?

- Общецерковного запрета на фото- и видеосъёмку в храмах не существует (пример: регулярные трансляции Патриарших и Митрополичьих Рождественских и Пасхальных богослужений). Однако в целях соблюдения церковного благочиния следует испрашивать благословение священника на эти действия.

Как относиться к тому, что во время службы видится красивое свечение икон, врати тому подобное?

- С большой осторожностью. Всякие видения человеку неполезны, так как через них чаще всего происходит обольщение лукавым духом, что приводит к состоянию, называемому в Православии прелестью. Подобным видениям не надо придавать никакого значения, стараться вообще не обращать на них внимания. Также нужно быть осторожным и в отношении слышания голосов и каких-либо физических ощущений во время молитвы.

Можно почитать творения свт. Игнатия Брянчанинова и подробнее узнать о том, как противостоять подобного рода искушениям.

Почему женщинам в храме надо быть с покрытой головой?

- В Священном Писании сказано: И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову (1 Кор. 11,5). Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей (знак ) власти (над) (нею), для Ангелов (1 Кор. 11,7-10).

Почему женщинам нельзя входить в храм в брюках?

- Потому что брюки - это мужская одежда, а Бог запретил людям надевать одежду, не соответствующую их полу. На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие (Втор.22,5).

Обязательно ли вставать в храме на колени во время богослужения?

- Если священник и все молящиеся встали на колени, то надо тоже встать. В исключительных случаях, когда человек болен или когда в храме очень тесно, можно на колени не вставать.

Для чего по храму ходят с подносами и собирают деньги?

- Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? (1 Кор. 9,13). Самим Господом установленно, что Церковь существует на пожертвования верующих (см.: Лев.27,32; Втор. 12,6;14,28; 18,1-5). Из государственного бюджета не выделяется средств на содержание храмов, на зарплату священникам, диаконам, псаломщикам, певчим, свечницам, сторожам, уборщицам, учителям воскресных школ и другим работникам храмов, так как Церковь в нашей стране отделена от государства, но оно обязывает Церковь платить налоги за аренду земли и зданий, за воду, электричество, отопление и т.д. Кроме этого необходимы средства на ремонт и реставрацию, на поддержание благолепия внутреннего убранства храмов, на приобретение облачений, богослужебных принадлежностей и книг. Все эти затраты храмы вынуждены покрывать самостоятельно, а их доходы складываются только из пожертвований верующих.

Как надо себя вести при каждении храма?

- Когда священнослужитель совершает каждение храма, надо посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову, при этом не надо поворачиваться спиной к алтарю. Надо лишь слегка развернуться. Креститься в это время не следует.

Что означают поклоны?

- Поклоны - символическое действие, служащее выражением чувства благоговения перед Богом. Коленопреклонение и восстание символизирует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа.

Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, в знак смирения молитву сопровождают поклонами.

Какие бывают поклоны?

- Поклоны бывают поясные, когда наклоняются до пояса, и земные, когда, кланяясь, становятся на колени и касаются головой земли (пола).

Есть ли какие-либо ограничения для женщин, находящихся в естественной нечистоте?

- В Ветхозаветной Церкви существовали строгие ограничения на участие женщин, находящихся в естественной нечистоте, в церковной жизни: И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит (младенца) мужского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста; ... и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться  и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее (Лев. 12,1-4). Если у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее, или если она имеет истечение долее (обыкновенного) очищения ее, то во все время истечения нечистоты ее, подобно как в продолжение очщения своего, она нечиста (Лев. 15,25). А когда она освободится от истечения своего, тогда должна отсчитать себе семь дней, и потом будет чиста (Лев.15,28).

И в Новозаветной Церкви существует правило, по которому женщины во время нечистоты не должны причащаться и входить в храм до 7 дней (Номоканон,64). Родительницам же вход в храм воспрещается в продолжение 40 дней со времени рождения ими младенца.

«Приближение в нечистоте к святыне есть дерзость и оскорбление святыни. Поэтому вполне естественно со стороны Церкви желание удержать женщину от общения церковного на время состояния в естественной нечистоте, являющейся как бы печатью первородного проклятия женщине» (Церковный вестник, 1896,39). «Воздерживаясь в течение 40 дней от входа в храм, родившие жены тем самым доказывают своё повиновение Святой Церкви касательно чистоты, подражая Богородице Деве, Которая хотя и не требовала никакого очищения, как непорочная Приснодева, но исполнила закон очищения» («Настольная книга для священно- церковно-служителей»).

Однако в настоящее время даже среди опытных священнослужителей нет единого мнения относительно всех нюансов этого вопроса.

От участия в церковных Таинствах в этот период следует воздержаться, если нет смертельной опасности.

С какой стороны надо обходить иконы в храме - справа налево или слева направо?

- С любой. Главное, чтобы это делалось благоговейно, с молитвой и не мешало другим людям.

Сколько цветов можно приносить в храм - чётное или нечётное количество?

- Имеет значение не количество принесённых в храм цветов, а сердечное устроение приносящих.

Как правильно написать в храме записку?

- Вверху записки надо изобразить восьмиконечный крест, затем надписать её - «О здравии» или «О упокоении». Далее крупным разборчивым почерком надо перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10-15 имён), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не «Ивана», а «Иоанна»; не «Семёна», а «Симеона»; не «Ульяны», а «Иулиании». Имена детей тоже надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Серёжи». Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «архиеп. Иеронима», «прот. Николая», «иерея Петра».

До какого возраста ребёнок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?

- До 7 лет ребёнок - младенец, с 7 до 14 лет - отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребёнка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».

Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?

- К имени поминаемого в родительном падеже допускается включение слов: «младенца»,  «отрока» (для детей), а также «воина», «болящего», «путешествующего», «заключённого», «учащегося». Перед именами живых крещёных, но не живущих церковной жизнью людей пишут: «заблудшего», чтобы священнослужитель понимал, о ком он молится. Не пишут: «страждущего», «озлобленного», «скорбящего», «девицы», «вдовицы». В заупокойных записках следует отметить «новопреставленного» (в течение 40 дней после кончины), «приснопамятного» (если усопший имеет в этот день памятную дату), «убиенного», «воина». К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок.

За кого нельзя подавать записки?

- Записки в храме нельзя подавать за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещёных, инославных (католиков, протестантов, армян) иноверцев (мусульман, иудеев, баптистов и пр.), а также за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убеждённых атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.

Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?

- Во время проскомидии - приготовительной части Литургии («Проскомидия» - по-гречески «приготовление») за тех людей, имена которых написаны в записке, священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Совершением этого священнодействия душам поминаемых по запискам людей подаётся благодать Святого Духа.

Что такое «заказная обедня»?

- Обедней в народе называют Литургию. Заказной обедней называют поминовение по запискам во время Литургии. Такие записки прочитываются на проскомидии, на ектении (поминовении во всеуслышание, которое обычно совершает диакон) и на молебне (или панихиде).

Можно ли писать в записках имена, которых нет в православном месяцеслове, например Егор?

- В записках пишут только те имена, которые даны при Крещении. Как правило, Егор в Крещении принимает православное имя Георгий.

Что такое сорокоуст и как его заказать?

- Сорокоуст - это сорокадневное поминовение о здравии или о упокоении во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв. Сорокоуст можно заказать в свечной лавке храма только за крещеных православных христиан.

Что такое годовое, полугодовое поминовение?

- Кроме записок об однодневных поминовениях, в храмах и монастырях принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год, на несколько лет. Длительное поминовение бывает «с частицей» (когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или «без частицы» (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма или монастыря в течение указанного срока за каждым богослужением молятся об этих людях).

Что такое вечное поминовение?

- Это поминовение в течение всего времени, пока существует монастырь.

Можно ли подавать записки о здравии ещё не родившегося ребёнка?

- Нельзя. Не родившийся ребёнок ещё не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещёных православных христиан.

Следует подавать записки о здравии плодоносящей (непраздной) матери - это будет полезно и для неё и для ребёнка. Будущей матери необходимо посещать храм, и не просто посещать, а исповедоваться и причащаться.

Почему у церковных записок разная стоимость?

- Различие цены записок отражает лишь разницу в сумме пожертвования на храмовые нужды, а потребности храма значительно выше, когда он восстанавливается или нуждается в ремонте. Это же можно сказать и о стоимости свечей.

Что такое икона?

- Слово «икона» - греческое означает «образ», «изображение». Икона - это священное изображение Господа, Матери Божией, Ангелов, святых. Иконы пишутся строго в соответствии с иконописным каноном.

Икона - это образ, возводящий ум к первообразу, помогающий духовно соединиться с теми, кому молятся.

Кто и когда написал самую первую икону?

- Церковное Предание утверждает, что первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Это образ, который мы знаем под названием «Нерукотворный Спас». Подробное изложение происхождения Нерукотворного Образа находится в Четьях Минеях. Вкратце оно сводится к следующему: Едесский царь Авгарь, больной проказой, послал к Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему. Ханнан застал Христа окружённым густой толпой, он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой Лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывалсяидти в Едессу Сам, говоря, что Ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнению Своего дела Он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников. Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но его лицо оставалось ещё повреждённым. После Пятидесятницы в Едессу пошёл святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.

Первые иконы Божией Матери Церковное Предание относит к святому евангелисту Луке. В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти таких икон. Конечно, все эти иконы принадлежат евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом.

Про некоторые иконы говорят, что они чудотворные, а остальные какие?

- История Церкви знает множество явленных образов (то есть чудесного обретенных по Промыслу Божию), и их явление ознаменовано чудесами. Но грань между чудотворной и не чудотворной иконой не безусловная и не принципиальная, а лишь фактическая. Каждая икона благодатна и может стать чудотворной. Можно даже сказать, что всякая икона, перед которой горячо и искренне молятся, становится для молящихся чудотворной.

Для чего бывают чудеса от икон?

- Чудо есть проявление Божественного всемогущества, это ощутимый человеком результат сверхъестественного деяния Божия в этом мире. Церковная история знает множество чудес, происходящих через святые иконы, с глубокой древности и до наших дней. Тем, кто искренне, с верой молится перед иконами, просит полезного для спасения души, Господь даёт Свою помощь.

Многочисленные чудеса, происходящие от икон, святых мощей, святой воды, доказывают существование Бога и духовного, невидимого мира, подтверждают истинность православной веры. Через чудеса Бог пытается разбудить окаменевшие людские сердца, призывает задуматься о духовных ценностях и смысле жизни.

Зачем иконы освящают?

- В настоящее время в Церкви принята традиция, согласно которой икона после написания освящается в храме. Читаются особые молитвы, и образ окропляется святой водой. Однако важно учесть, что если освящение любого другого предмета есть осенение его благодатью Духа Святого, что подразумевает непричастность предмета к благодати до освящения, то в отношении иконы этого утверждать нельзя. Икона свята потому, что изображает святых. К иконе до освящения необходимо относиться также благоговейно и почтительно, как и после.

На протяжении многих веков специального чина освящения икон не существовало. Икона создавалась в Церкви, была неразрывна с Церковью и признавалась святой своим соответствием иконописному канону, то есть своду правил, согласно которым определяется подлинность священного изображения. С древности икона признавалась за святой образ, благодаря написанию на иконе имени изображаемого.

Современный чин освящения икон возник в эпоху оскудения православного иконописания, во время заимствований из светской и западной живописи, которые вносились в православную икону, так что для подтверждения святости изображаемого такие иконы стали освящать. Собственно, данный чин можно понимать, как свидетельство Церкви о подлинности иконы, что изображен именно тот, кто надписан. Ведь никакой священник не станет освящать сомнительное изображение.

Сколько раз надо освящать иконы?

- Иконы освящаются священником один раз после их изготовления или приобретения вне церкви.

Не является ли иконопочитание нарушением второй заповеди: Не делай себе   кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в оде ниже земли; не покланяйся им и не служи им (Исх. 20, 4, 5)?

- Иконопочитание не противоречит второй заповеди. Православная Церковь утверждает и учит, что священный образ есть следствие Боговоплощения, на нем основывается и потому присущ самой сущности христианства, от которого он неотделим. Христианство есть Откровение не только Слова Божия, но и Образа Божия, явленного Богочеловеком Иисусом Христом. Церковь учит, что икона основывается на самом факте воплощения второго Лица Святой Троицы. А это значит, что христианский образ не только не означает разрыва или даже противоречия с ветхозаветным законом, а как раз наоборот - он есть прямое его осуществление и последствие. В Ветхом Завете непосредственное общение Бога со Своим народом происходило в голосе, в слове. Он не показывается, пребывает невидимым и подчеркивает, что, слыша Его голос, Израиль не видел никакого образа. Во Второзаконии написано: И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов(Его) вы слышали, но образа не видели, а только глас (Втор. 4,12). После этого дается строгий запрет: Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо(гада), ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды (и) все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им (Втор. 4, 15 -19). Как видно, говоря о твари, Писание запрещает ее изображать. Говоря же о Боге, оно настаивает на том, что Он пребывает невидим: ни народ, ни даже сам Моисей не видели никакого образа Божия и слышали только голос Его. Не видев образа Божия, они, естественно, не могли и изобразить Его. Да и как изобразить невидимое, бестелесное, не имеющее формы, ни величины, ни краски? Но уже в самой настойчивости ветхозаветных текстов, в подчеркивании того, что Израиль слышит слова, но не видит ни образа, ни подобия, усматривается сокровенное указание на будущую возможность и видеть, и изображать Бога, пришедшего во плоти.

Что же касается запрета образа твари, данного Богом Моисею, то этот запреи преследовал только одну цель: не допустить избранный народ до поклонения твари вместо Творца. То, что ветхозаветный запрет образа является именно мерой оградительной, показывает повеление Бога Моисею устроить «по образу, показанному на горе» скинию и все, что в ней находилось, в том числе шитых и литых херувимов (см.: Исх. 25,18; 26, 1, 31). Это повеление делать херувимов указывает прежде всего на возможность изображать духовный мир средствами искусства.

В ВетхомЗавете не изображали Всевышнего, потому что Бога не видел никто никогда (Ин. 1,18). Но в Новом Завете Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16). Бесплотный воплотился, и Невидимый стал видимым! Теперь Он уже Сам говорит ученикам: Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели (Мф. 13,17). Слова Спасителя значат, что апостолы, в отличие от древних пророков, уже непосредственно видят явившегося на земле Бога, Который в  Ветхом Завете пребывал невидимым. Видевший Меня видел Отца (Ин. 14, 9),- говорит Сам Господь. В этом существенное отличие Евангелия от Синайского Законодательства. Там не видели никакого образа, здесь Бог является в конкретном, видимом, зримом образе, а значит, и изобразимом.

Вся православная иконография основываеися на совершившемся таинстве Боговоплощения. Поэтому и первые иконы, появившиеся одновременно с христианством, суть иконы Христа - Воплотившегося Бога и Богоматери, посредством Которой Бог воплотился. На этих двух образах основывается вся христианская иконография.

Какие иконы кладут в центре храма на аналое?

- В центре храма на аналое полагается икона праздника (если в этот день есть какой-либо церковный праздник) или икона с изображением святого, память которого празднуется в этот день. В остальные дни на аналое лежит храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен главный престол храма.

Как правильно прикладываться к иконам?

- К иконам следует подходить неспеша, мысленно произнося молитву. Следует дважды перекреститься с поясным поклоном, затем приложиться к иконе в знак любва и почитания изображенного на ней. После этого в третий раз перекреститься, поклониться и отойти. У изображенного на иконе Спасителя следует целовать ноги, благословляющую десницу (правую руку), край одежды. У Божией Матери и святых - руку или край одежды, а нерукотворный образ Спасителя и главу Иоанна Предтечи - во власы.

Какие слова, молитвы следует говорить, подходя и прикладываясь к иконам?

- Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мы грешнаго». Или кратко: «Господи, помилуй». Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить краткую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Перед иконой святого: «Святый угодниче Божий (имярек), моли Бога о мне (о нас)».

Сколько раз надо прикладываться к иконе, на которой изображено несколько святых?

- К такой иконе достаточно приложиться один раз.

Для чего зажигаются светильники перед иконами и совершается перед ними каждение?

- Светильники символизируют духовную радость, теплоту веры и горение духа молящихся перед иконами. Зажигать светильники перед священными изображениями и совершать перед ними каждение благовонным фимиамоп повелел Сам Бог пророку Моисею: И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освящения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая (перед) ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним.(Это) устав вечный для поклонений их от сынов Израилевых (Исх. 27, 20, 21). За православным богослужением возжигаются светильники в знак радостного горения духа перед Богом и бывает каждение благовонным ладаном для напоминания верующим, что молитва, как дым кадильный, должна возноситься вверх к Престолу Божию.

Какие иконы приобрести для дома? Любую ли икону можно вешать в доме?

- Обязательно надо иметь дома иконы Спасителя и Божией Матери. Кроме того, существует много икон угодников Божиих. Хорошо иметь в домашнем иконостасе иконы святых, имена которых носят члены семьи. Приобретать иконы лучше в православном храме или в специальных церковных магазинах, где они уже освящены.

Как устроить домашний иконостас?

- Иконы - величайшая святыня, которая служит для более близкого общения с Богом, с Божией Матерью, со святыми Ангелами и угодниками Божииими. Поэтому иконы не должны приобретаться для украшения интерьера или для составления редкой коллекции.

Для домашнего иконостаса желательно специально выделить часть главной комнаты (или место в каждой комнате), по древнерусской традиции избирался передний угол, то есть при входе в комнату передний справа угол, который часто мог совпадать с востоком. В этом так называемом красно углу и обустраивается место исключительно для икон, лампад, святой воды, просфор и других святынь. Можно, если не позволяют условия, устроить место для икон и не в углу комнаты, главное - создать своего рода домашний иконостас, который станет удобным местом для личной и семейной молитвы. Желательно избегать близкого соседства с иконостасом телевизора, магнитофона и другой бытовой техники, которая вся служит земным, сиюминутным целям. Не стоит рядом со святыми иконами ставить декоративные предметы светского характера.

Как правильно повесить дома иконы, в каком порядке?

- Располагать иконы в святом углу или домашнем иконостасе нужно по принципу иерархичности. Главное место должно быть выделено иконам Пресвятой Троицы, Господа иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Икона Пресвятой Богородицы, как правило, ставится рядом с изображением Спасителя, одесную (то есть справа, по правую руку) Его. Остальные иконы располагаются по обе стороны от них, изображая собор святых вокруг Господа Иисуса Христа. Обязательно на видном месте должен поставляться святой крест, как символ спасения людей от вечной смерти.

Возле икон не следует помещать изображения светские, фотографии или картины мирской тематики - они будут отвлекать от молитвы, вносить в душу посторонние помыслы. Фотографии известных старцев и канонизированных святых XIX- XX веков лучше помещать отдельно от иконостаса, поскольку фотография фиксирует отдельный момент земной жизни святого, а икона изображает его прославленный лик в Небесном Царстве.

Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

- Такую икону ни в коем случае енльзя просто выбросить. Раньше такие иконы пускали по течению реки. Лучше всего отнести такую икону в храм и отдать для сжигания в церковной печи. Надо понимать, что порча иконы - грех, поэтому выцветшие бумажные иконы нельзя сминать, разрывать, разрезать. Даже к испорченной иконе следует относиться  с благоговением.

Что означают надписи на иконах, например буквы на главе Спасителя?

- На иконах имеются обязательные надписи. В древности икона считалась законченной лишь тогда, когда была поименована: в духовном смысле это означает соединение имени и образа. Надписи на иконах - знаки святости, славы и Божественной тайны. Иконы Господа нашего Иисуса Христа имеют венчик, или нимб, - символ фаворского света, святости. На нимбе начертаны три буквы на греческом языке, которые означают - «Сущий». Это - Имя Божие. Промыслительно Имя Бога, как указание на Святую Троицу, начертывается тремя буквами.

Обязательно ли целовать икону? Можно ли просто прикоснуться лбом из-за боязни инфекции?

- Лобызание святых икон и поклонение им свидетельствует о любви к изображенным на них - к Богу, Божией Матери и святым. Через почитание святых икон привлекается к человеку благословение Божие и любовь свтых угодников Божиих. Через святыню никто никогда не заражается, наоборот, известны многочисленные случаи исцелений от различных недугов.

В какие дни можно зажигать дома лампадку перед иконами?

- Лампадку можно зажигать по праздникам и во время домашней молитвы. Можно ее вообще не гасить.

В чем различие между православной иконой и картиной?

- Картина - это созданный творческой фантазией человека художественный образ, поэтому она является своеобразной формой передачи мироощущуния художника. Картина - это изображение всецело земное.

Церковь неотмирна, и иконография, как тврчество сугубо церковное, в отличие от картины, обращена к тому, что выше земного, временного и субъективного. Ее содержание составляют не исторические эпохи и не богатство душевной жизни человека, соответственно не земные переживания, настроения, характеры, и не скоропреходящие красоты мира земного, а тайна спасения, совершенная Богом на земле, и та изначально заповеданная цель, которой достигли святые, - единение человека с Богом. Икона избегает индивидуализации, она выражает соборность, соборный духовный опыт Церкви, и запечатлевает в красках православное богословие, так что важна точная передача духовных истин, а не свое субъективное видение, и потому иконы никогда не подписываются в отличие от картин.

Как поступать со священными изображениями в светских журналах, газетах, на марках, упаковках для продуктов?

- Священные  изображения следует бережно вырезать и откладывать, оберегая от попирания. Их нельзя выбрасывать в мусор, можно отнести в храм на сжигание в церковной печи.

Что означают церковные свечи? Зачем их ставят в храме?

- Свеча - это символ молитвенного горения перед Господом, Его Пречистой Матерью, перед святыми угодниками Божиими.

Свеча - знак добровольной жертвы Богу и Его храму и символ причастности человека к Божественному свету.

Горящая свеча - это видимый знак, который выражает горячую любовь, благоволение к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва напрасна. Поэтому ставить свечу формально, с холодным сердцем, нельзя. Внешнее действие должно сопровождаться молитвой - хотя бы самой простой, своими словами.

Что символизирует поставленная перед иконой свеча?

- Огонь свечи символизирует вечность, молитвенное обращение к Богу, к Божией Матери, к святым. Огонь всегда устремляется вверх, как бы ни наклоняли свечу, так и человек при любых жизненных обстоятельствах все свои мысли и чувства должен обращать к Богу.

Когда надо ставить свечи?

- Пришедшие в храм должны ставить свечи до начала службы. Нехорошо нарушать благочиние в храме, передавая свечи во время богослужения, или протискиваться к подсвечнику, отвлекая молящихся. Опоздавшие на богослужение должны ставить свечи после его окончания.

Как правильно поставить свечу?

- Свечи зажигают одну от другой, горящей, и ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять прямо. Не следует пользоваться в храме спичками и зажигалками, если в подсвечниках уже стоят горящие свечи. Не следует зажигать свечу от лампады, чтобы не накапать воск в масло или случайно не загасить лампаду.

Кому и сколько свечей надо ставить?

- Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка - добровольная жертва Богу.

В первую очередь хорошо поставить свечу к «празднику» (центральному аналою) или чтимой храмовой иконе, затем - к мощам святого (если они имеются в храме), а уж потом - о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун - квадратный или прямоугольный столик с Распятием).

Можно ли положить свечу на подсвечник, если ее уже некуда ставить?

- Так и надо делать. Неправильно делают те, кто ставит свечи по две в одну ячейку или снимает чужую свечу, чтобы поставить свою.

Можно ли держать горящую свечу в руке и стоять с ней?

- С зажженными свечами принято стоять на панихиде, во время богослужения утрени Великого Пятка. Возжигаются свечи и на полиелей, но эта традтция в основном сохранилась только для священнослужителей. С горящей свечкой надо обращаться осторожно: следить, чтобы воск не капал на пол, и чтобы случайно не воспламенилась одежда на человеке, который стоит впереди. В остальное время правильнее ставить свечу на подсвечник, который специально для этого предназначен. В храме надо соблюдать установленный порядок, а не поступать, как захочется.

Кому поставить свечу об отпущении грехов? Что читать об отпущении грехов?

- Грехи отпускаются только на Исповеди после искреннего, подробного исповедания всех в присутствии священника и прочтения им разрешительной молитвы. Свеча - это символ, сама по себе она не освобождает от грехов и не соединяет с Богом.

Какому святому лучше поставить свечу при семейном разладе, когда муж хочет уйти из семьи?

- О семейном благополучии молятся Божией Матери, святым Гурию, Самону и Авиву, святой блаженной Ксении Петербургской.

Также полезно вспомнить и осознать свою вину по отношению к мужу, испросить прощения, попытаться примириться. Во всех семейных нестроениях обычно бывают виноваты обе стороны, но кто-то должен сделать первый шаг к примирению. Апостол Павел советует: облекитесь... в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снизходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего (облекитесь) в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол.3, 12 -14).

Можно ли поставить свечу о некрещеном новорожденном ребенке, который заболел?

- Молиться о некрещеных своей личной молитвой и ставить за них свечи можно, нельзя только писать их имена в церковных записках, так как Церковь о некрещеных не молится.

Заболевшего ребенка надо как можно скорее крестить. Если ребенок болен тяжело, можно позвать священника домой или в роддом. В Таинстве Крещения ребенок получает особую благодать, которая будет ему помогать. Если ребенок умрет некрещеным, на родителях будет грех.  А крещеного ребенка можно причащать, заказывать сорокоусты, молебны о здравии - это первая помощь в болезнях.

Кому поставить свечу о человеке, который пристрастился к наркотикам?

- Об избавлении от этой страсти можно помолиться и поставить свечу перед иконами Божией Матери «Неупиваемая чаша», мученика Вонифатия, праведного Иоанна Кронштадтского.

Кому поставить свечу, если ребенок серьезно заболел?

- Свечу можно поставить к любой иконе: Господу Иисусу Христу, Божией Матери, святым угодникам Божиим.

Можно ли ставить свечи, купленные в другом храме?

- Свечи обычно приобретают в том храме, куда приходят молиться - это малая жертва именно этому храму.

Что делать со свечой после освящения куличей и яиц? Можно ли уносить ее домой?

- Можно унести домой и зажечь во время домашней молитвы, а можно поставить в храме перед любой иконой.

Зачем снимают сгоревшие только до половины свечи, ведь мы за них деньги платим...

- Из-за большого количества желающих поставить свечи их иногда снимают не полностью догоревшими. Не надо смущаться этим, а также тем, что не полностью сгоревшую свечу погасили после окончания службы - жертва уже принята Богом.

Когда применяют ладан? Можно ли пользоваться им дома?

- Ладан применяют в Церкви при богослужении, а также при отпевании усопших, при освящении жилищ священником. Можно употреблять ладан во время домашней молитвы. Ладан - чистейшее произведение природы.  Возжигание его можно рассматривать, как напоминание православным христианам о долге служить Богу от чистого сердца и с горячей верой в Него.

Что такое святая вода?

- Эта обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретающая освящающие (благодатные) и исцеляющие свойства после совершения особого молебна, именуемого водоосвящением. Народ часто называет его водосвятием.

Зачем Церковь освящает воду и хлеб?

- Трудно найти нечто такое, что было бы настолько необходимо людям в их земной жизни и составляло такую насущную потребность, как хлеб и вода. Хлеб - простейшая и единственная пища человека, поддерживающая и укрепляющая его силы. Воду человек употребляет для утоления жажды и приготовления пищи, омывает ею тело и используемые им вещи.

Два этих необходимейших человеку в его телесной жизни вещества оказываются для него неотъемлемыми элементами и в жизни духовной. Состоящий из многих зерен хлеб олицетворяет собою Церковь - Единую при множественности ее членов. Хлеб служит величайшему Таинству - святому Причащению.

Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, силой молитвы и слова Божия низводит на воду благословение Господне. Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге, гасит пламя страстей, отгоняет злых духов.

Поэтому святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Верующих окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах.

Что такое агиасма?

- В переводе с греческого «агиасма» -  «святыня». Так называют воду, освященную по особому великому чину, в праздник Крещения Господня.

Чем отличается богоявленская вода от крещенской?

- Существует ошибосное мнение, будто бы это разная вода: вода, которую освящают 18 января, - это вода богоявленская, а та, что освящена 19 января, - крещенская. И 18, и 19 января вода освящается одним и тем же великим чином. Это водоосвящение называется великим, как, по сравнению с другим, меньшим, совершаемым 1/14 августа в праздник Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и в другие дни, так и по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Спасителя от Иоанна в реке Иордане.

Совершаемое в навечерии Богоявления 18 января водоосвящение служит памятником того, что в древности накануне Богоявления совершалось водоосвящение для крещения оглашенных, а потому оно и совершается в храмах, где и крестились оглашенные.

После Литургии 19 января водоосвящение совершается в  воспоминание Крещения Господа, поэтому бывает торжественное шествие с Крестом, Евангелием, светильниками и хоругвями при колокольном звоне и пении тропаря к водным источникам.

Богоявлением называется этот праздник потому, что при Крещении Господа явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и засвидетельствован от Бога Отца, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Издревле также называется этот праздник днем просвещения и праздником светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить сидящих во тьме и тени смертной (Лк. 1, 79).

Как употреблять крещенскую воду?

- Крещенская вода - это святыня, которая должна быть в доме каждого православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон. Святая вода долгие годы остается нетленной, имеет свойство не портиться.

Из благоговения к святыне крещенскую воду обычно принимают натощак. Однако при недугах или нападении злых сил пить ее можно в любое время. Святой водой можно также помазывать больные места и окроплять жилище.

Что делать, если святая вода испортилась?

- Испорченную святую воду выливают в ручей или реку - туда, где есть течение, в так называемую живую, нестоячую (проточную) воду.

Что такое артос? Когда его раздают?

- Артос (в переводе с греческого - «хлеб») - это квасной хлеб, особая просфора, освящаемая в пасхальную ночь. Призывая на артос Божие благословение, в особой молитве священник просит Господа исцелить всякий недуг и болезнь, подать всем вкушающим его здравие.

Всю светлую седмицу артос пребывает на аналое против Царских врат алтаря и ежедневно износится на пасхальные крестные ходы. В Светлую субботу его с особой молитвой раздробляют и раздают верующим. Артос является символом Воскресшего Христа и напоминает о Его пребывании на земле.

Что такое антидор? Когда и кому его можно принимать?

- Антидор (в переводе с греческого - «вместо дара») - это частички главной просфоры, употребляемой для таинства Евхаристии. Раздается она присутствовавшим на Литургии для благословения и освящения души и тела - чтобы те, кто не приобщался Святых Таин, вкусили освященного хлеба.

Антидор - святыня, ставшая ею через молитву священника и воспоминание крестных страданий Спасителя. Поэтому установлено употреблять антидор только натощак со вниманием и осторожностью, чтобы не просыпать крошки на пол. Вкушать этот священный хлеб лучше всего в храме, но можно брать и домой. Нельзя давать антидор некрещеным людям.

Что такое просфора и что она символизирует?

- Просфора в нынешней Церкви - это употребляемый при богослужении небольшой круглый хлебец. Он приготавливается только из квасного пшеничного теста. Просфора двухсоставна (имеет верхнюю и нижнюю части) - в напоминание о единстве двух природ Господа иисуса Христа: Божественной и человеческой.

Верхняя часть просфоры запечатлевается печатью с изображением  четырехконечного креста со словами «IC. XC. NIKA», обозначающими «Иисус Христос Победитель». Бывают просфоры с изображением Божией Матери  и святых угодников Божиих. Освященная в алтаре просфора, из которой вынута частичка, является святыней.

Что обозначает слово «просфора»?

- В переводе с греческого слово «просфора» означает «приношение», так как в древности лучший хлеб приносили в храм. Часть его предназначалась для совершения Таинства Евхаристии, другую часть вкушали на братской трапезе.

Как обращаться с просфорой?