Три литургии Великого поста

06-04-2012

В оставшееся до Пас­хи время у нас есть возможность стать участниками каж­дого из всех трёх видов Боже­ственной литургии, которые совершаются в современной Церкви. Это возможно только в дни Великого поста.

Какой была главная служба прежде?

Как известно, самую первую литургию совершил Иисус Христос в Сионской горнице, а каждая литургия с тех пор и до сегодняшнего дня является таинственным продолжением этого события.

В раннехристианские го­ды были в ходу разные виды, или, говоря богослужебным языком, чинопоследования литургии. С течением време­ни некоторые из них вышли из употребления, другие трансформировались. Так, известно о Литургии апосто­ла Марка, которая соверша­лась в Александрии до XII ве­ка и была заменена визан­тийским чином.

Ещё один из самых древ­них видов литургии был со­ставлен, согласно преданию, апостолом Иаковом. Этот чин действовал до VI века и стал первоосновой для двух самых известных ныне литургий.

Какие литургии есть сейчас?

В наше время в Православ­ной Церкви совершаются литургии трёх чинопоследований: Литургия Иоанна Зла­тоуста, Литургия Василия Ве­ликого и Литургия Преждеосвященных Даров.

Самая распространённая из них - Литургия Иоанна Златоуста. Она совершается в течение всего года, когда не положено совершать двух остальных литургий. Вели­ким постом Литургия Иоан­на Златоуста совершается в субботние дни, в праздники Вход Господень в Иерусалим и Благовещение (если на Благовещение не попадают дни, когда совершается Литургия Василия Великого.

Литургия Василия Великого совершается 10 раз в году: во все воскресные дни Великого поста, исключая Вербное вос­кресенье; в Великий четверг и субботу на Страстной неделе; 14 января (праздник Обреза­ния Господня и память св. Ва­силия Великого) и накануне или в самый день праздников Рождества Христова и Креще­ния Господня.

Литургия Преждеосвященных Даров  совершается по средам и пятницам Великого поста, с понедельника по сре­ду на Страстной седмице, в четверг пятой недели Вели­кого поста, а также в день па­мяти св. Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), ес­ли эти праздники приходятся на период Великого поста и не попадают на воскресенье.

Чем отличаются службы святителей Василия и Иоанна?

И Василий Великий, и Иоанн Златоуст основыва­лись на древней Литургии апостола Иакова. Но перера­батывали они этот текст несколько по-разному. Оба свя­тителя - современники, они жили в IV веке. Но Василий работал над своей литургией несколько раньше. Древние тексты литургических мо­литв были очень простран­ны. И для более удобного их использования святитель Ва­силий сократил их, оставив суть. Так же действовал чуть позднее и святитель Иоанн. Но он ещё более сократил текст этих молитв, и редакту­ра была несколько другой.

Поэтому общее построе­ние двух литургий одинако­во, различия касаются пре­имущественно молитв, кото­рые читает священник во время службы. Молитвы Ва­силия более длинные, и вся литургия при этом более продолжительна.

В дальнейшем чины Васи­лия Великого и Иоанна Зла­тоуста продолжали разви­ваться. Так, в V веке они бы­ли дополнены пением Трисвятого и Символом веры.

Кто автор Литургии Преждеосвященных Даров?

Эта литургия называется так потому, что на ней при­общаются Святыми Дарами, освященными ранее на Литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого. При­чащение Преждеосвященными Дарами сохраняется от времён апостольских, как это видно из свидетельства святого Иустина Мученика, что диаконы относили Свя­тые Тайны к отсутствовав­шим на богослужении в цер­кви членам общины, кото­рые могли принять их на другой или на третий день.

На этой службе не совер­шается евхаристия, но есть особые молитвы и песнопе­ния, которые придают этой литургии особую красоту.

Автором её часто называ­ют Григория Двоеслова. Это папа римский, скончавший­ся в 604 году. Однако автори­тетные историки и богосло­вы доказывают, что этот чин составлен раньше и восхо­дит к апостольским време­нам. В древнейших рукопис­ных памятниках чин этой литургии надписывается именем апостола Иакова, апостола Петра, евангелиста Марка, Василия Великого. Чины этой литургии, сущест­вовавшие в церквях Иеруса­лимской, Антиохийской и Александрийской, отредак­тировал, сократил, внес даже молитвы собственного сочи­нения св. Василий Великий, и в таком виде она была вве­дена в  Константинополь­ской Церкви, а оттуда распространилась по всему хри­стианскому Востоку.

Валерий ИВАНОВ

Из газеты "Крестовский мост" №3, март, 2012 г., стр. 5.

www.krest-most.ru