Лютеранство

26-12-2012

Лютер Мартин (1483 - 1546)

Профессор Виттенбергского университета, зачинщик Реформации, основатель лютеранства - первого протестантского направления в христианстве.

С 1501 по 1505 годы учился в Эрфуртском университете, где в 1505 году получил степень магистра "свободных искусств". Он намеревался изучать юриспруденцию, но, испыав острые религиозные чувства, постригся в августинский монастырь, где выделился незаурядными способностями. Был посвящен в сан священника, в 1512 году получил степень доктора богословия и до конца жизни стал профессором библеистики в Виттенбергском университете.

Целеустремленное изучение Библии и сочинений средневековых немецких мистиков привели его к разрыву с католической доктриной оправдания посредством "доюрых дел" и к утверждению личной веры как единственного пути спасения.

В 1517 году Лютер, протестуя против продажи индульгенций в Германии, обнародовал 95 тезисов, в которых обличал эту торговлю как нарушение учения Святого писания. Эти тезисы явились объединяющим моментом в борьбе за религиозную и национальную независимость Германии от папской власти.

Ватикан обвинил Лютера в ереси. Лютер отказался предстать перед папским судом, а в 1520 году публично сжег папскую буллу, отлучавшую его от церкви.

Вскоре Лютер стал центральной фигурой антипапской оппозиции. Он разработал радикальные доводы против официального католического учения, которые составили фундамент протестантизма.

По мере обострения противоречий внутри реформационного движения и активизации его радикального, народного крыла, Лютер занимает все более консервативную позицию. Он проявляет нетерпимость к другим реформаторам, отходит от своих прежних допущений свободного толкования Библии мирянами, выстраивает жесткую догматическую систему, из-за которой его назвали "виттенбергским папой".

Лютеранство

В октябре 1517 года профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483 - 1546 год н.э.) в 95 тезисах против индульгенций подверг критике католическую систему отпущения грехов и ее догматические основы. Это выступление получило широкий резонанс и фактически стало началом Реформации. Важную роль в этом сыграло новое христианское вероучение, выдвинутое Лютером. Согласно католическим воззрениям, спасение души невозможно без посредничества церкви между человеком и богом. Отсюда проистекает особый статус духовенства, значение деятельности человека, его заслуг перед богом, в число которых было внесено выполнение всех церковных обрядов. Главным принципом нового вероучения Лютер провозгласил спасение верой, которое даруется человеку не по заслугам, а милостью божьей. Утверждая чисто личное отношение человека к богу, Лютер отверг существование всей иерархии католической церкви. Пересмотрев учение о семи таинствах, Лютер признал отвечающими Писанию лишь три из них - крещение, причастие и исповедь.

Позиция Лютера не затрагивала существующие социальные и политические структуры. Такая позиция отвечала интересам умеренного крыла Реформации, прежде всего среднего класса (бюргерства). Представления плебейских масс и крестьянства выразил Томас Мюнцер.

К концу 1520-х годов лютеранское учение утвердилось в ряде немецких княжеств и городов, особенно в Центральной и Северной Германии. Попытка императора Карла V в 1529 году навязать восстановление католического порядка привела к еще большему сплочению сторонников реформированной церкви. Именно тогда возникло понятие "протестантства". В 1555 году в результате победы, одержанной немецкими протестантами в войне против императора, им удалось по Аугсбургскому миру добиться официального признания своих прав на основе принципа "чья власть, того и вера".

Лютеранство сохранило от католицизма и признает истинным лишь то, что не противоречит Священному писанию: церковную организацию, епископат, Литургию с таинственным пониманием Евхаристии, крест, свечи, органную музыку и т.д. На практике имеет только два таинства: крещение и причастие (хотя Катехизис Лютера допускает и исповедь). Церковь понимается только как невидимое сообщество оправданных и возрожденных личной верой.

Лютеранство четко разграничивает духовную жизнь христианина от внешнего ее порядка, полностью отказывается от культа святых, икон, мощей и реликвий, от паломничества к святым местам.

Общее число лютеран на конец XX века - 85 миллионов человек.Православная книга 2010-2012.