Поучение о благословении священника

Преподание благословения в Православной Церкви получило свое начало от Самого Господа нашего Иисуса Христа.

 Сам способ преподания благословения сохранен Церковью, по преданию, от апостолов. По примеру Спасителя сначала благословляли верующих святые апостолы как преемники Благодати Божией; после же себя они оставили право «служити Ему (Богу)… и священствовати, и благословляти люди Его именем Его» (Сир. 45,19) – своим преемникам: архиереям и священникам. Священник благословляет верующих именем Господа нашего Иисуса Христа, поэтому и персты (пальцы) правой руки своей слагает именословно, то есть так, что они изображают первые буквы сокращенных слов: Ис.Хс. (Иисус Христос). Как дорого и свято должно быть для всех нас священническое благословение! Благословляя духовных чад своих, священник произносит имя Святой Троицы и, осеняя благословляемого знамением креста, призывает на него благодать Божию и крестную силу. Например, в Таинстве брака, перед отпустом, священник, благословляя новобрачных, говорит: « Отец, Сын и Святый Дух, всесвятая Единосущная и Живоначальная  Троица…да благословит вас, и да подаст вам долгожитие, благочадие, преуспеяние живота и веры…» В конце Литургии предстоятель, благословляя рукой всех стоящих в храме, возглашает: «Благословение Господнее на вас…» Таково учение Божественного Откровения о благословение и таково употребление его в Церкви.

            И так, благословение священника имеет важное духовное значение и великую силу. Кто приемлет благословение от руки пастыря Церкви с верою и благоговением, тому приносит оно духовную пользу. Святитель Иоанн Златоуст называет священническое благословение «духовным оружием, соделывающим христианина безопасным от козней диавола». Право благословения есть священный дар, сообщаемый пастырям Церкви Христовой вместе со священнической властью. По слову апостола, « меньший благословляется большим» (Евр. 7,7). Подобно тому, как Авраам, родоначальник ветхозаветных первосвященников и всего народа Божия, с честью встретил Мелхиседека и принял от него благословение, так верующие христиане – новый народ Божий – должны благоговейно принимать благословение Вечного Первосвященника – Иисуса Христа, сообщаемое через поставленных Им в Церкви первосвященников (архиереев) и священников (Евр. 7,6).

            Благочестивые христиане при встрече со священником обычно говорят: « Благословите, батюшка» и при этом крестообразно (в виде буквы Х) складывают свои руки – правую на левую – и с наклонением головы подносят их священнику для благословения. Тогда священник, благословляя их, призывает имя Святой Троицы и употребляет знамение креста. А именно: он осеняет прихожанина крестным знамением, складывая для этого именословно (Ис. Хс.) пальцы своей правой руки, и обыкновенно говорит: «Бог благословит!», причем кладет на их сложенные руки свою благословляющую десницу, которую прихожанин почтительно целует и отвечает ему затем своим ласковым поклоном. Помните, что священник низводит на вас благодатную силу Божию. «Не человек благословляет, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - а Бог его рукою и языком». Призывайте же благословение Божие не только в делах важных и предприятиях опасных, но и во всех обыкновенных житейских занятиях ваших: на пищу свою, чтобы вкушать вам ее во здравие; на свой честный труд и вообще на благие начинания ваши, чтобы они были благоуспешны; на путь ваш, чтобы он был благополучен; на детей своих, чтобы они выросли в невинности, вере и благочестии; на все достояние свое, чтобы оно умножилось во благо и ближним вашим.

         Без благословения Божия никакое дело не может иметь успеха. Поэтому-то благочестивые предки наши старались начинать всякое дело после молитвы и приняв благословение от священника.