Почему иногда молимся и не получаем просимого? Из бесед святого Иоанна Златоуста.

«Многие приходят в церковь, произносят тысячи стихов молитвы, и выходят, не зная, что говорили они; уста их движутся, а слух не слышит. Ты сам не слышишь своей молитвы; как же  хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву? Ты говоришь: «я преклонял колена»; но ум твой блуждал далеко; тело твое было внутри церкви, а мысль твоя летала неведомо где; уста произносили молитву, а ум исчислял доходы, договор, условия, поля, владения, общества, друзей. Диавол зол; он знает, что во время молитвы мы делаем великие успехи; потому тогда он и нападает на нас. Часто, лежа спокойно на постели, мы ни о чем не мыслим; а когда приходим молиться, то являются тысячи помыслов, чтобы мы вышли без пользы». И так, вот первая причина, почему Бог не внемлет молитве нашей, - потому, что мы и сами-то не внимаем словам своей молитвы. Устами читаем молитву, а сердце далече отстоит от Бога.

Вторая причина, почему не получаем просимого, заключается, по учению того же святителя Иоанна Златоуста, в том, что не всегда просим полезного для себя. «Получим ли просимое, или не получим, будем прилежать к молитве и благодарить не только тогда, когда получаем, но и когда не получаем: потому что и неполучение, когда бывает по воле Божией, не менее благотворно, как получение. Ибо мы не знаем, что нам полезно, в той мере, в какой Он это знает. Следовательно, получим ли, или не получим, мы должны благодарить. И что удивляешься, что мы не знаем, что нам полезно, в той мере, в какой Он это знает. Следовательно, получим ли, или не получим, мы должны благодарить. И что удивляешься, что мы не знаем полезного для нас? И Павел, муж столь великий и высокий, удостоившийся таких неизреченных (откровений), не знал, что он просил неполезного себе. Видя себя окруженным бедствиями и непрестанными искушениями, он молился об избавлении от них, и не однажды, не дважды, но многократно; ибо говорит: трикраты Господа молих: трикраты. Так, трикраты  т.е. многократно, он молил, и не получил. Посмотрим же, как он это перенес. Возроптал ли? Впал ли в уныние? Отчаялся ли? Нет; но что он говорит? Рече: довлеет ти благодать Моя, сила бо  Моя в немощи совершается (2 Кор. 12, 8. 9). Бог не только не освободил его от постигших его бед, но и попустил ему оставаться в них. – Пусть так. Но откуда известно, что он не роптал на это? – Слушай, что сам Павел говорил, когда узнал, что так угодно Богу. Сладце убо похвалюся паче в немощех моих; не только, говорит, не ищу уже свободиться от этих бед, но еще с великим удовольствием хвалюсь ими. Видишь, какая благопризнательная душа, - какая любовь к Богу? Послушай, что еще говорит он: о чесом же помолимся, якоже подобает, не (Рим. 8, 26), - то есть, мы как люди, не можем знать все обстоятельно. И так должно все предоставить Создателю естества нашего и принимать с веселием и великою радостию все, что ни определит Он, и смотреть не на то, чем кажутся нам происшествия, а на то, что так угодно Богу. Ибо Он, лучше нас зная, что нам полезно, знает и то, как устроить наше спасение».

Впрочем «хотя Бог иногда и медлит подаянием, но делает это – говорит святитель Златоуст – не по ненависти и отвращению, а желая медленностию подаяния более удержать тебя при Себе, как поступают и чадолюбивые отцы: и они медленностию подаяния мудро стараются долее удержать при себе нерадивейших детей». – А посему когда просим у Господа в молитве чего бы то из земных благ, то надо иметь в уме: «Если Ты видишь, Господи, что то-то полезно для спасения моего, то даруй мне». – Безусловно, прилично просить только духовных благ: покаяния, сохранения решимости жить хорошо, разумения воли Божией, молитвы, терпения и прочего. О внешних же благах всегда надлежит молиться условно, а еще лучше, - предавая свою участь в волю Божию».  «Еп. Феофан).