Монастырь на горе Елеон.

19-02-2012

Про русский женский монастырь на Елеоне мы отсебятины писать не будем, а лучше перепечатаем сюда книжечку, изданную в Иерусалиме в 2009 году компанией "CLICK" по благословению игумении Моисеи, настоятельницы Спасо-Вознесенского женского монастыря в Иерусалиме.

«Несомненно тут была церковь - одна из самых древнейших церквей Иерусалима. Да будет она и опять некогда, по благословению Воздвигшаго тут руце Свои и Благословившаго всякое доброе начинание».  Архим. Антонин (Капустин +1894).

К истории женского монастыря на святой Елеонской горе.

Спасо - Вознесенский храм со стройной колокольней, называемой - «русская свеча» на Святой Земле, воздвигнутые трудами удивительного человека - архимандрита Антонина (Капустина), начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В 1870 году он скупил три больших сопредельных земельных участка на горе Елеон в непосредственной близости от места Вознесения Иисуса Христа. Во время осмотра территории местные жители указали ему одну любопытную деталь: вблизи камня, на котором, согласно преданию, в момент Вознесения Иисуса Христа стояла Богородица, тут и там виднелись явные нагромождения каменного мусора, местами ослепительно сверкавшие на солнце. Ими оказались хотя и скудные, но всё же развалины византийского храма. И учёный архимандрит принял решение выстроить на этом месте русский православный храм в честь Вознесения Спасителя.

И это при том, что главным и общим для всех христиан препятствием был местный закон, не позволявший иностранцам владеть землёй в Палестине без особого разрешения на то её хозяев - турецких властей, которые продавали святыни грекам, латинянам, русским, сирийцам, коптам, армянам - кто больше даст. Помогал отцу Антонину православный араб Яков Егорович Халеби, русскоговорящий турецкий подданный, на которого и были оформлены земли, которые облюбовал архимандрит Антонин. Тридцать лет продолжалась их дружба; «Яков Егорович украсил всю мою жизнь», - говорил о нём отец Антонин.

Закладка храма на Елеоне и начало строительных работ пришлись на 1871 год. Через 15 лет,7 июня  1886 года храм был освящён в честь великого Евангельского события. Он невелик, гармоничен и спокоен в своей красоте. В нём всё располагает к молитве, хотя выстаивать долгие монастырские службы непросто и в нём. Особенно летом, в жару. Но Божия благодать, молитва, стремление к миру и любви в Боге дают силы молящимся.

В России, на добровольные пожертвования купца П. д, Каверина для Спасо-Вознесенского храма был изготовлен благолепный иконостас.

Почивает в храме и приснопамятный архимандрит Антонин (1894), его могила заметно возвышается слева, обнесённая ажурной чугунной решёткой. Построив храм, отец Антонин пожелал иметь при ней и самую высокую во всей Палестине колокольню с большим русским колоколом. Он долго ломал себе голову, пока не вспомнил, как на далёкой родине своей, на Урале, в одном из уездных его городков, в Верхотурье, ещё мальчишкой он с восхищением и замиранием сердца взирал на уходящую в небо колокольню при соборе со славу святой Троицы. Иерусалимский вариант уральской колокольни  воплощали в жизнь архитекторы и строители из Италии, эта колокольня и поныне господствует над окрестностями Иерусалима.

Тому же, кто по винтовой лестнице почти в триста ступеней отважились подняться на самый ее верх, чтобы полюбоваться окрестностями Иерусалима и Иудейской пустыней с её горами и синевой Мёртвого моря вдали.

Соликамским купцом Рязанцевым был пожертвован колокол, отлитый в Москве на колокольном заводе, а вот доставить, а тем более поднять его на Елеонскую гору - задача не из лёгких. Пришлось обратиться за помощью к русским людям, находившимся тогда в Палестине. И паломники, общим числом 105 человек, из них две трети женщин, справились, с Божьей помощью, с этой задачей. За семь дней они доставили колокол из Яффо в Иерусалим, затем его, весившего без малого триста пудов, волоком и почти по бездорожью перенесли на вершину Елеона.

С 1879 года ближайшим помощником архим. Антонина на Елеоне становится иеромонах Парфений (в миру Пармен Тимофеевич Нарциссов). Открытие женской монашесткой общины состоялось 12 августа 1906 года, в годовщину рожденя архим. Антонина. Начальницей над ней назначили мон. Евпраксию (в миру Мария Миловидова из Москвы), а иером. Парфения возвели в сан игумена.

ПАМЯТНИКИ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА.

В 1870 году архимандрит Антонин решил собственноручно провести небольшое археологическое обследование центральной части участка. В результате уже первого поверхностного осмотра стало ясно, что территория богата памятниками раннего периода христианства. Расчищали потихоньку, своими силами, и в награду за труды давались уникальные находки, дамированные 5-6 и более поздники столетиями. К ним относится древняя мозаика, скульптура, керамика и несколько пещерных гробниц, вырубленных в бугристых неровностях горы. В пещерах опять же встречались мозаичные украшения в виде надписей по-армянски и по-гречески.

Изначально насельниц было пятнадцать, через год уже более ста. Храм с трудом вмещал всех молящихся, поэтому решили приступить к постройке трапезной церкви в честь святого праведного Филарета Милостивого, а над ней заложили основу и по сей день недостроенного храма в ознаменование Страшного Суда.

Идея принадлежала игумену Парфению - человеку очень духовному, очень доброму  с большим рассуждением. «Страшный Суд, - любил поучать он своих духовных дочерей, - свершится над нетворящими милости. Молитва, соединенная с милостью, есть дело великое, ибо милость - она всепрощающая и все превышает на суде».

Трапезной церкви  на самом деле суждено было стать «домом милости». В тяжкие годы елеонские монахини делились с нуждающимися своим скудным пропитанием, никого не оставляя голодным.

Игумен Парфений и матушка Евпраксия оставили о себе добрую память на Елеоне и многочисленными постройками. Тогда же возвели и часовню в честь Обретения главы св. Иоанна Предтечи, на частично сохранившемся жундаменте стоявшей там в древности церкви. Часовня св. Иоанна Предтечи, она же Часовня Обретения, построена на личные пожертвования прихожанки Троицкого собора И. Г. Силаевай, которая жила в Иерусалиме и похоронена подле часовни, в которой ежедневно читается Псалтирь с поминовением имеет всех упокоенных на Елеонском кладбище и всех почивших тружеников и благодетелей Елеонского монастыря. В 1998 году, после окончания внутреннего ремона часовни, в ней впервые была отслужена литургия и с тех пор служатся праздники св. Иоанну Предтечи.

История обнаружения места Обретения главы Иоанна Предтечи.

Однажды при расчистке территории взору предстала мозаика дивной работы, выполненная в виде большого парадного ковра, обрамлённого широкой плетеной косицей - ковровая мозаика. К ковру с восточной и западной его сторон примыцкали маленькие коврики незатейливого геометрического рисунка. При этом бросалось в глаза, что юго-западный угол ковра переходил в глубокую и широкую лунку, искусно выложенную мелкой мозаикой. Имеющиеся сведения касательно расчищенного места подтвердили предположение, что - Первое и Второе обретение главы святого Иоанна Предтечи на Елеонской горе произошло именно здесь, так как обширное поместье царя Ирода, с чьим именем связано Усекновение главы Иоанна Предтечи, находилось в этих окрестностях. Археологические находки, имевшие историческую ценность, впоследствии стали экспонатами небольшого, но богатого своей коллекцией Музея древностей, основанного самим архим. Антонином. Особо ценные вещи передавались им на хранение в Россию. Так по его завещанию Эрмитажу был подарен бюст Ирода Великого, качественная копия которого хранится в Музее на Елеоне.

Камень Богородицы.

«Камень Богородицы», на котором стояла Мать Спасителя во время Вознесения Сына, найденный также на территории монастыря, в настоящее время примыкает к южной стене храма и обнесён металлической решёткой, выкрашенной в голубой цвет. Согласно церковному преданию, на этом камне стояла Богородица во время Вознесения Сына - ныне одно из любимых мест материнской молитвы.

Чудотворные иконы.

В начале двадцатого столетия паломники из России привезли для Елеонской обители икону Божией Матери, именуемую Черниговской, - старого русского письма с византийским влиянием. Потемневшая от времени и событий икона полюбилась сёстрам, и они подолгу простаивали перед ней в молитвах, почитая её молебным пением с акафистом. Вскоре икона стала утешением и прибежищем сестёр в их многочисленных скорбях, за что они и переименовали её в Елеонскую Скоропослушницу. В 1919 году произошло чудеснейшее самообновление иконы, и доселе тёмный лик её неожиданно просветлел.

День празднования иконы 9/ 22 ноября.

В 1911 году из России в Палестину плыли богомольцы, среди которых был старец, раздававший простые бумажные иконки Божией Матери «Взыскание Погибших» с описанием чудес, явленных от неё в разные времена и в разных местах. Внезапно в пути приключился сильный шторм, и многие паломники с большой верой взмолились именно этому образу Богородицы о даровании спасения, погибавшим на море людям с обетом, что, оставшись в живых, они непременно закажут написать достойную Её икону. Тут же шапкой и собрали деньги. Да так много, что по благополучном прибытии своём в Палестину смогли заказать на них две дорогих иконы - Святителя Николая и Божией Матери Взыскание Погибших. Первая была передана в дар Троицкому собору в Иерусалиме, а втора - Спасо-Вознесенскому храму на Елеоне.

День празднования иконы 5/18 февраля.

Русский женский монастырь на Елеоне.

На протяжении более чем столетия существования русского участка на Елеоне, по всей его территории в 53.748, 54 кв. метра возведено более пятидесяти больших и малых строений.

Спасо-Вознесенский храм находится почти в самом центре Елеонского участка, так что остальные постройки практически располагаются вокруг него - корпуса с монашескими кельями, игуменская, трапезная церковь, часовня Иоанна Предтечи, больничка, гостиница, мастерские и прочие службы монастыря. Существует при монастыре и небольшая библиотека, составленная в основном на пожертвования паломников, а также из личных собраний самих насельниц.

В монастыре немало пожилых, совсем или почти уже немощных монахинь. Большинство из них пришли сюда юными или, по крайней мере здоровыми, и в свое время точно также ухаживали за старшими и слабыми, как и теперь за ними ухаживают молодые сестры. И любовь, милосердие, сострадание, некогда вложенные ими в чужую старость, ныне возвращаются сторицей в их же собственную. В настоящее время в монастыре с матушкой игуменьей Моисеей молятся и трудятся более сорока насельниц родом из России, Палестины, Украины, Румынии, Америки и других стран. Не все, но большинство из них говорят по-русски и читают на церковно-славянском языке. На территории слышится русский вперемешку с арабским, румынским и английским. Игуменья Моисея изъясняется на всех перечисленных языках. «Языков общения у нас может ещё добавиться, но вот монастырь наш был, остаётся и останется русским монастырём навсегда», - говорит настоятельница.

Богу нашему слава!

Елеон. Елеон. Елеон. Елеон.

Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне.

Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне.

Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне.

Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне.

Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне.

Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне.

Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне.

Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне.

Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне.

Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне.

Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне.

Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне.

Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне.

Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне. Монастырь на Елеоне.