142515, Московская область +7-916-514-52-20 +7 965 143 07 14 8-49643-505-12 Монастырь на горе Елеон.19-02-2012
Про русский женский монастырь на Елеоне мы отсебятины писать не будем, а лучше перепечатаем сюда книжечку, изданную в Иерусалиме в 2009 году компанией "CLICK" по благословению игумении Моисеи, настоятельницы Спасо-Вознесенского женского монастыря в Иерусалиме. «Несомненно тут была церковь - одна из самых древнейших церквей Иерусалима. Да будет она и опять некогда, по благословению Воздвигшаго тут руце Свои и Благословившаго всякое доброе начинание». Архим. Антонин (Капустин +1894). К истории женского монастыря на святой Елеонской горе. Спасо - Вознесенский храм со стройной колокольней, называемой - «русская свеча» на Святой Земле, воздвигнутые трудами удивительного человека - архимандрита Антонина (Капустина), начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В 1870 году он скупил три больших сопредельных земельных участка на горе Елеон в непосредственной близости от места Вознесения Иисуса Христа. Во время осмотра территории местные жители указали ему одну любопытную деталь: вблизи камня, на котором, согласно преданию, в момент Вознесения Иисуса Христа стояла Богородица, тут и там виднелись явные нагромождения каменного мусора, местами ослепительно сверкавшие на солнце. Ими оказались хотя и скудные, но всё же развалины византийского храма. И учёный архимандрит принял решение выстроить на этом месте русский православный храм в честь Вознесения Спасителя. И это при том, что главным и общим для всех христиан препятствием был местный закон, не позволявший иностранцам владеть землёй в Палестине без особого разрешения на то её хозяев - турецких властей, которые продавали святыни грекам, латинянам, русским, сирийцам, коптам, армянам - кто больше даст. Помогал отцу Антонину православный араб Яков Егорович Халеби, русскоговорящий турецкий подданный, на которого и были оформлены земли, которые облюбовал архимандрит Антонин. Тридцать лет продолжалась их дружба; «Яков Егорович украсил всю мою жизнь», - говорил о нём отец Антонин. Закладка храма на Елеоне и начало строительных работ пришлись на 1871 год. Через 15 лет,7 июня 1886 года храм был освящён в честь великого Евангельского события. Он невелик, гармоничен и спокоен в своей красоте. В нём всё располагает к молитве, хотя выстаивать долгие монастырские службы непросто и в нём. Особенно летом, в жару. Но Божия благодать, молитва, стремление к миру и любви в Боге дают силы молящимся. В России, на добровольные пожертвования купца П. д, Каверина для Спасо-Вознесенского храма был изготовлен благолепный иконостас. Почивает в храме и приснопамятный архимандрит Антонин (1894), его могила заметно возвышается слева, обнесённая ажурной чугунной решёткой. Построив храм, отец Антонин пожелал иметь при ней и самую высокую во всей Палестине колокольню с большим русским колоколом. Он долго ломал себе голову, пока не вспомнил, как на далёкой родине своей, на Урале, в одном из уездных его городков, в Верхотурье, ещё мальчишкой он с восхищением и замиранием сердца взирал на уходящую в небо колокольню при соборе со славу святой Троицы. Иерусалимский вариант уральской колокольни воплощали в жизнь архитекторы и строители из Италии, эта колокольня и поныне господствует над окрестностями Иерусалима. Тому же, кто по винтовой лестнице почти в триста ступеней отважились подняться на самый ее верх, чтобы полюбоваться окрестностями Иерусалима и Иудейской пустыней с её горами и синевой Мёртвого моря вдали. Соликамским купцом Рязанцевым был пожертвован колокол, отлитый в Москве на колокольном заводе, а вот доставить, а тем более поднять его на Елеонскую гору - задача не из лёгких. Пришлось обратиться за помощью к русским людям, находившимся тогда в Палестине. И паломники, общим числом 105 человек, из них две трети женщин, справились, с Божьей помощью, с этой задачей. За семь дней они доставили колокол из Яффо в Иерусалим, затем его, весившего без малого триста пудов, волоком и почти по бездорожью перенесли на вершину Елеона. С 1879 года ближайшим помощником архим. Антонина на Елеоне становится иеромонах Парфений (в миру Пармен Тимофеевич Нарциссов). Открытие женской монашесткой общины состоялось 12 августа 1906 года, в годовщину рожденя архим. Антонина. Начальницей над ней назначили мон. Евпраксию (в миру Мария Миловидова из Москвы), а иером. Парфения возвели в сан игумена. ПАМЯТНИКИ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА. В 1870 году архимандрит Антонин решил собственноручно провести небольшое археологическое обследование центральной части участка. В результате уже первого поверхностного осмотра стало ясно, что территория богата памятниками раннего периода христианства. Расчищали потихоньку, своими силами, и в награду за труды давались уникальные находки, дамированные 5-6 и более поздники столетиями. К ним относится древняя мозаика, скульптура, керамика и несколько пещерных гробниц, вырубленных в бугристых неровностях горы. В пещерах опять же встречались мозаичные украшения в виде надписей по-армянски и по-гречески. Изначально насельниц было пятнадцать, через год уже более ста. Храм с трудом вмещал всех молящихся, поэтому решили приступить к постройке трапезной церкви в честь святого праведного Филарета Милостивого, а над ней заложили основу и по сей день недостроенного храма в ознаменование Страшного Суда. Идея принадлежала игумену Парфению - человеку очень духовному, очень доброму с большим рассуждением. «Страшный Суд, - любил поучать он своих духовных дочерей, - свершится над нетворящими милости. Молитва, соединенная с милостью, есть дело великое, ибо милость - она всепрощающая и все превышает на суде». Трапезной церкви на самом деле суждено было стать «домом милости». В тяжкие годы елеонские монахини делились с нуждающимися своим скудным пропитанием, никого не оставляя голодным. Игумен Парфений и матушка Евпраксия оставили о себе добрую память на Елеоне и многочисленными постройками. Тогда же возвели и часовню в честь Обретения главы св. Иоанна Предтечи, на частично сохранившемся жундаменте стоявшей там в древности церкви. Часовня св. Иоанна Предтечи, она же Часовня Обретения, построена на личные пожертвования прихожанки Троицкого собора И. Г. Силаевай, которая жила в Иерусалиме и похоронена подле часовни, в которой ежедневно читается Псалтирь с поминовением имеет всех упокоенных на Елеонском кладбище и всех почивших тружеников и благодетелей Елеонского монастыря. В 1998 году, после окончания внутреннего ремона часовни, в ней впервые была отслужена литургия и с тех пор служатся праздники св. Иоанну Предтечи. История обнаружения места Обретения главы Иоанна Предтечи. Однажды при расчистке территории взору предстала мозаика дивной работы, выполненная в виде большого парадного ковра, обрамлённого широкой плетеной косицей - ковровая мозаика. К ковру с восточной и западной его сторон примыцкали маленькие коврики незатейливого геометрического рисунка. При этом бросалось в глаза, что юго-западный угол ковра переходил в глубокую и широкую лунку, искусно выложенную мелкой мозаикой. Имеющиеся сведения касательно расчищенного места подтвердили предположение, что - Первое и Второе обретение главы святого Иоанна Предтечи на Елеонской горе произошло именно здесь, так как обширное поместье царя Ирода, с чьим именем связано Усекновение главы Иоанна Предтечи, находилось в этих окрестностях. Археологические находки, имевшие историческую ценность, впоследствии стали экспонатами небольшого, но богатого своей коллекцией Музея древностей, основанного самим архим. Антонином. Особо ценные вещи передавались им на хранение в Россию. Так по его завещанию Эрмитажу был подарен бюст Ирода Великого, качественная копия которого хранится в Музее на Елеоне. Камень Богородицы. «Камень Богородицы», на котором стояла Мать Спасителя во время Вознесения Сына, найденный также на территории монастыря, в настоящее время примыкает к южной стене храма и обнесён металлической решёткой, выкрашенной в голубой цвет. Согласно церковному преданию, на этом камне стояла Богородица во время Вознесения Сына - ныне одно из любимых мест материнской молитвы. Чудотворные иконы. В начале двадцатого столетия паломники из России привезли для Елеонской обители икону Божией Матери, именуемую Черниговской, - старого русского письма с византийским влиянием. Потемневшая от времени и событий икона полюбилась сёстрам, и они подолгу простаивали перед ней в молитвах, почитая её молебным пением с акафистом. Вскоре икона стала утешением и прибежищем сестёр в их многочисленных скорбях, за что они и переименовали её в Елеонскую Скоропослушницу. В 1919 году произошло чудеснейшее самообновление иконы, и доселе тёмный лик её неожиданно просветлел. День празднования иконы 9/ 22 ноября. В 1911 году из России в Палестину плыли богомольцы, среди которых был старец, раздававший простые бумажные иконки Божией Матери «Взыскание Погибших» с описанием чудес, явленных от неё в разные времена и в разных местах. Внезапно в пути приключился сильный шторм, и многие паломники с большой верой взмолились именно этому образу Богородицы о даровании спасения, погибавшим на море людям с обетом, что, оставшись в живых, они непременно закажут написать достойную Её икону. Тут же шапкой и собрали деньги. Да так много, что по благополучном прибытии своём в Палестину смогли заказать на них две дорогих иконы - Святителя Николая и Божией Матери Взыскание Погибших. Первая была передана в дар Троицкому собору в Иерусалиме, а втора - Спасо-Вознесенскому храму на Елеоне. День празднования иконы 5/18 февраля. Русский женский монастырь на Елеоне. На протяжении более чем столетия существования русского участка на Елеоне, по всей его территории в 53.748, 54 кв. метра возведено более пятидесяти больших и малых строений. Спасо-Вознесенский храм находится почти в самом центре Елеонского участка, так что остальные постройки практически располагаются вокруг него - корпуса с монашескими кельями, игуменская, трапезная церковь, часовня Иоанна Предтечи, больничка, гостиница, мастерские и прочие службы монастыря. Существует при монастыре и небольшая библиотека, составленная в основном на пожертвования паломников, а также из личных собраний самих насельниц. В монастыре немало пожилых, совсем или почти уже немощных монахинь. Большинство из них пришли сюда юными или, по крайней мере здоровыми, и в свое время точно также ухаживали за старшими и слабыми, как и теперь за ними ухаживают молодые сестры. И любовь, милосердие, сострадание, некогда вложенные ими в чужую старость, ныне возвращаются сторицей в их же собственную. В настоящее время в монастыре с матушкой игуменьей Моисеей молятся и трудятся более сорока насельниц родом из России, Палестины, Украины, Румынии, Америки и других стран. Не все, но большинство из них говорят по-русски и читают на церковно-славянском языке. На территории слышится русский вперемешку с арабским, румынским и английским. Игуменья Моисея изъясняется на всех перечисленных языках. «Языков общения у нас может ещё добавиться, но вот монастырь наш был, остаётся и останется русским монастырём навсегда», - говорит настоятельница. Богу нашему слава!
Моменты Жизни
Дорогие братия и сестры!
группа нашего монастыря в Телеграмме
_____________________ _____________________ Вечная память Дорогие братия и сестры! Почили о Господе игумен Амвросий (Шевчук), иерей Павел Филиппенко и протодиакон Евгений Шевчук. Просим Ваших святых молитв.
____________________ Приглашаемпаломническиегруппы
____________________ Творческая мастерская "Шмель"
______________________
|
||